В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Зубов: `Различия между регионами - это головная боль для государства` (часть 2) Назад
Валерий Зубов: `Различия между регионами - это головная боль для государства` (часть 2)
- Почему, к примеру, Кубань дотационная? Здесь пять миллионов жителей, благодатный для земледелия климат.

- А еще выход к морю, крупнейший Новороссийский порт. Все регионы, где высокий удельный вес сельского хозяйства, как правило, благоприятные для жизни - дотационные. При нынешних финансовых условиях бессмысленно надеяться, что этот сектор поднимется с колен. Если, скажем, одна корова хозяину в убыток, зачем ему покупать вторую? Соответственно, потери лишь удваиваются. Точно так же нет стимула расширять посевные площади, если не приносят прибыли. Зерно более или менее рентабельно. А животноводство хронически убыточно. И это главная причина того, что поголовье скота продолжает сокращаться.

В чем тут закавыка? Наша налоговая система опирается на добывающие отрасли. Берем с них больше - растет цена, себестоимость продукции. Сильнее всего от этого страдает сельское хозяйство. Любой крестьянин вам скажет: солярка определяет его благосостояние. И когда вы берете налоги у нефтяников, обкрадываете тружеников деревни.

Если цена бензина - двадцать рублей литр, то примерно шестнадцать рублей тут - налоги. Литр солярки - шестнадцать рублей и двенадцать из них - налоги. Производительность труда у нас на селе примерно в десять раз ниже, чем в США. В силу условий природных, исторических, технических, и так далее. Но стоимость горючего одинакова.

Такая пропорция сдерживает развитие перерабатывающих отраслей. В особо тяжелом положении аграрный сектор. А ведь территории, которые собираемся экономически выравнивать: Северный Кавказ, Черноземье, Поволжье, и те, что вокруг Москвы - в основном сельскохозяйственные. Они убыточны потому, что затраты завышены государством.

Программа выравнивания бюджетной обеспеченности должна начинаться на уровне налоговой системы. Это первое. Второе, поясню на примерах, которые уже стали одиозными. В прошлом году Газпром приобрел "Сибнефть". Оставляем за скобками вопрос: зачем, почему это сделал. В результате стал платить налоги на прибыль не в Омске, где нефтеперерабатывающий завод, не в Тюмени, откуда сырье поступает. А в Санкт-Петербурге. Ну, так решили, по закону имеют право.

Какие стимулы теперь у Омской области, откуда в течение года увели тридцать процентов утвержденного бюджета, серьезно развивать производство? Сейчас готовятся осваивать новые месторождения в Эвенкии, на севере Красноярского края. Не исключаю сильное сопротивление местных жителей. Дескать, порушат оленьи пастбища, испортят экологию, а когда производство наладится - налоги от нас уведут. В 2005 году такое случилось в Астраханской области. Государственная компания, которая обеспечивала двадцать процентов местного бюджета, заплатила налоги в другом месте.

Возьмите Мордовию. На чем основано ее процветание? Компания "ЮКОС" создала и тут же зарегистрировала торговый дом, платила значительную часть налога в местную казну, хотя в Мордовии нет нефтедобычи. Сборы шли от продукции Томской, Тюменской областей, Красноярского края. Это не заработанные деньги. Сейчас, кстати, для Мордовии наступают тяжелые времена. Там начали жилищное строительство, финансируют ставку ипотечного кредита. А теперь бюджет "проседает". Вот что значит нестабильность таких поступлений.

Далее, Правительство приняло решение, в соответствии с которым налоговые службы стали межрегиональными. И что же происходит? Предприятия стараются зарегистрироваться по месту их дислокации, чтобы работать с ними оперативнее, свою бухгалтерию здесь же посадить. Благое, казалось бы, дело. Но теперь налоги из соседних районов уходят в один. Тут уж говори - не говори о выравнивании, дифференциация будет лишь нарастать. Что и происходит.

Количество средств, перераспределяемых через федеральный и региональные бюджеты, все время увеличивается. Иначе, как собесом такую политику - не назовешь. Не побуждает это развивать производство на местах. И самое главное - не решается задача бюджетного выравнивания. Я вот смотрю: и у нас в Государственной Думе, и в министерствах, ведомствах деньги просят представители регионов как дотационных, так и богатых.

- Эти проблемы как-то отражены в трехлетнем бюджете?

- Я отношусь к нему спокойно. В течение года всегда бюджет корректируют. Причем весьма значительно. В ноябре 2006-го, например, доходную базу его увеличили на 22 процента. И трехлетний будет дополняться, уточняться.

К сожалению, Правительство пока не рассматривает вопрос о серьезном изменении всей бюджетной политики. Хотя ее прорехи очевидны. Растущая дифференциация между территориями требует внести коррективы в налоговую систему. Считаю, из-за ее несовершенства завышена цена нефтепродуктов для внутреннего потребителя. Во всем мире систему эту постоянно уточняют с учетом сложившихся обстоятельств. Каждый новый президент США вносит в нее изменения. Наши же финансисты с гордостью заявляют: "Мы создали стабильную налоговую систему".

Нужно помнить, что сложилась она сразу после шока 1998 года. Тогда еще много было финансовых "дыр", а бюджетные обязательства надо выполнять. И когда стали расти цены на нефть, газ, цветные металлы, пополнять за счет их казну было проще. Сегодня картина резко изменилась. Темпы роста добывающих отраслей ниже средних в нашей экономике. Россия, конечно, устойчиво развивается последние семь лет. Но темпы нашего роста ниже, чем в странах СНГ. В тех же Казахстане, Азербайджане. Так что в налоговой системе заложены резервы и для общего экономического прогресса. Соответственно, для выравнивания бюджетной обеспеченности.

- Валерий Михайлович, "выравнивание" звучит несколько абстрактно. А ведь за эти, если вдуматься, судьбы людей, народов, целостность государства.

- Несомненно. Возьмем, опять же, Кавказ. Там самая высокая в стране рождаемость. А чем прикажете заняться подрастающей молодежи? Либо лопата в руки на приусадебном участке, либо автомат - и в горы, к боевикам. Нет рабочих мест. И не будет, пока сельское хозяйство невыгодно. Северный Кавказ - территория животноводческая, а мы эту отрасль сделали убыточной. В налоговой системе кроется часть напряженности, которая тут все еще наблюдается.

- Софинансирование, наверное, не только лишь кормушка для коррупционеров. Это и способ держать в узде регионы, диктовать правила поведения их властям.

- Есть такая пословица. Дали взаймы сто рублей - должник от вас зависит. Ссудили миллион - вы от него зависите. Именно территории держат центр в ежовых рукавицах. Одно дело, если перераспределяете десять процентов средств. И другое - когда на вас ответственность за все. Чеченскую, Ингушскую республики на девяносто процентов финансирует центр. Вот и следи, контролируй, чтобы средства не ушли на сторону, служили возрождению нормальной жизни.

- У нас, как известно, семь федеральных округов, которые возглавляют полпреды Президента. Они как-то влияют на жизнь территорий, в частности, выравнивание экономических условий? Среди них ведь люди известные, хорошо показавшие себя на прежней работе. Сегодня мы что-то мало слышим об их успехах на новом поприще.

- Не буду говорить обо всех, потому что не знаю. Скажу про свой, Сибирский округ. Вот я пять лет был губернатором края. Признаюсь без всякого смущения: самостоятельные решения стал принимать где-то на третьем году своей деятельности. До этого следил за глазами, логикой замов, советников, помощников. Они подсказывали решения. Потом освоился, вошел в должность.

В Сибирский округ приезжает уже второй полпред, практически не знавший этих мест. Сколько времени ему понадобится, чтобы войти в курс дел? Это первая причина того, что пока их мало слышно. Теперь вторая. За пять лет губернаторства я пережил пять северных завозов. Знаете, что это такое? Впрочем, для москвича, может, абстрактная вещь.

- Как же. Навигация короткая, товары надо быстрее перебросить по водным путям.

- Что-то в этом роде. Пять лет этим занимаясь, пережил пять вице-премьеров Правительства, которые отвечали за Севера. Но ни один из них не был в этих местах, не знал их специфики. А она в чем? Вот, скажем, Тура, столица Эвенкии. Есть там река Тунгуска. Завезти по ней продукты, в первую очередь уголь, горючее, можно в течение пяти-семи дней. То есть, когда вода поднимается, баржи должны успеть войти в устье. Сбросили груз - и обратно, чтобы на мель не сесть. Допустим, деньги на завоз вам дали не в июле, когда навигация, а в сентябре. По финансам полпред, губернатор могут отчитаться: деньги до адресата дошли. Но какой в них прок, если сезон упущен, если жители остались без нужных запасов на зиму? В каждом регионе есть своя специфика.

Наконец, третья причина, по которой, как мне кажется, тяжело полпреду. По крайней мере сибирскому. Нет у него финансовых рычагов.

А без них какая власть. И еще нет кадров. Губернатор - номенклатура Президента. Замов он сам себе подбирает. И бюджет утверждают регионы. Если не можете влиять на кадры и деньги, то такая власть расплывчата. Прежний полпред пять лет готовил программу развития Сибири. Ее даже утвердили потом на федеральном уровне. Пришел преемник и сказал: "Теперь эту программу будем пересматривать". Когда он по-настоящему освоится в Сибири с ее расстояниями, особенностями, специфическими механизмами, как северный завоз. А время течет быстро. Но на первом этапе, когда укрепляли вертикаль, единое правовое пространство, полпреды сыграли позитивную роль.

- Россию скрепляет, наверное, не только лишь административный ресурс.

- Прежде всего, экономика, исторические корни. Была плохая финансовая обстановка - всех тянуло врозь. Вместе не получается, может поодиночке выплывем. Потом нефть стала дорожать, бюджеты - наполняться. И вновь укрупняются регионы. Да и зачем расползаться? У нас общие корни, отлаженные веками традиции, связи.

А для повышения адреналина нужна "конкуренция" между территориями. Будучи губернатором, ревниво смотрел за коллегами. Кто, где, что придумал. Один к себе иностранных инвесторов привел. Другой нашел способ как бюджет пополнить. Взять Новгородскую область. Там нет ни нефти, ни угля. Но губернатор Михаил Пруссак умело использовал географическое положение. Новгород находится посредине между Москвой и Санкт-Петербургом. И производителям продукции, которые ориентированы на большие рынки: конфеты, жевательная резинка и прочее, выгодно размещать здесь свои предприятия. Их губернатор сюда и привлек.

- Новые экономические условия требуют и новых подходов.

- Если вы используете гужевой транспорт, совсем не обязательно иметь светофоры, дорожную разметку. Не нужны и автошколы. Пересели на автомобиль - получили не только большие возможности, но и проблемы. Тут нельзя без хороших дорог, заправочных станций, мест парковки, соответствующей подготовки водителей, базы техобслуживания.

Коль мы избрали путь построения государства рыночного, демократического, должны понимать, что это своего рода автомобиль, у которого должны быть взаимосвязаны все узлы и детали. Колеса соответствовать мощности двигателя, цена бензина - доходам населения, и так далее.

Живем не за Китайской стеной. Соревнуемся на мировом пространстве. Если что-то упускаем, рано или поздно аукнется. Президент дал указание ввести налоговые льготы на территории восточнее Читы. О чем это говорит? Если там не будем конкурентоспособны - соседи перехватят инициативу. Соответственно, территории... И тогда уж не помогут никакие программы выравнивания. Но я - оптимист. Не надо бояться ни новых партий, ни дискуссий об экономике, государственном устройстве, о власти, ее действиях. Мы стабильно идем вперед, а можем двигаться еще быстрее.



Беседовал Александр ПЛАТОШКИН
журнал "Российская Федерация" No13
05/07/2007
http://zubow.ru/page/1/200_1.shtml

Док. 367428
Перв. публик.: 05.07.07
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 339

  • Зубов Валерий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``