В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Зубов. `Приближаются выборы. Настало время выбирать` Назад
Валерий Зубов. `Приближаются выборы. Настало время выбирать`
Так бывает: серьезные события нашей жизни остаются без внимания, а достаточно частные моменты - предметом заинтересованного обсуждения.

Практически незамеченной в СМИ оказалась позиция фракции "Справедливая Россия" в Государственной Думе при обсуждении таких важнейших вопросов, как 3-летний бюджет; закон о жилищно-коммунальном инвестиционном фонде; новая редакция закона о малом бизнесе; предложения о снижении налогов на бензин-солярку; о государственном регулировании тарифов на услуги естественных монополий (что могло ощутимо сдержать цены на предметы первой необходимости); основных направлениях кредитно-денежной политики...

Но стоило в печати появиться информации, что ряд депутатов ставят под вопрос свое пребывание во фракции "СР", если аппарат партии не изменит своей позиции по отношению к региональным отделениям, как телефон просто накалился, он стал разрываться от одних и тех же вопросов.

Вот и хорошо. Значит, это повод для разговора по существу.



Новое избирательное законодательство нивелировало роль отдельного кандидата в законодатели. В настоящее время решающее значение приобретают внутрипартийные процессы и роль партий как организации в целом. Особенно это важно для новых молодых партий. К примеру, для "СР", которая хотя, и имеет предысторию, все-таки как политический продукт явление новое.

Отчетливо видно на примере ряда регионов (в том числе и Красноярского края), что в организационном строительстве партии наблюдаются две линии. Одна линия политически добросовестная, открыто-публичная с заявкой на формирование идеологической линии партии и продвижение своей социально-экономической прозрачности. Она проявилась во время весенней полемики в Государственной Думе по обсуждаемым законопроектам. Эта линия проводится лидером партии, не уклоняющемуся от тех тем, которые волнуют общество.

С этой публичной линией можно спорить, но она открыта. И хотя как экономист я понимаю теоретическую сложность понятия "справедливость", как депутат Государственной Думы, много общающийся с людьми, я отдаю себе отчет, что в нашем обществе действительно не хватает справедливости.

Бессмысленно спорить с тем, что страна развивается в хорошем экономическом темпе. В целом страна богатеет. Но как распределяется богатство, как используется? Мне неоднократно приходилось выступать в СМИ, и на своем основном рабочем месте в Государственной Думе, внося и защищая проекты федеральных законов, целью которых было согласование таких очевидных несуразиц, как нарастающая разница в доходах, уже в разы превышающая приемлемые мировые стандарты. Почему никак не исправили очевидную ошибку с северными пенсионными надбавками и пенсиями обычными? Почему не решаемся на очевидные налоговые стимулы для перерабатывающих отраслей? В который раз задаю вопрос: как по большому счету конкурировать нашей перерабатывающей промышленности, сельскому хозяйству и сфере услуг, если стоимость бензина-солярки у нас догнала уровень Америки - Европы, а производительность труда и уровень жизни отстает в разы? Зачем во внутреннюю цену бензина-солярки мы закладываем 80% налогов? Почему, елки-палки, в такие удачные годы мы не ставим задачу достроить метро в таких городах как Челябинск-Красноярск-Омск, что можно сделать за 3-4 года? О совершенствовании образования разговоров больше, чем заметных результатов. И все больше молодых людей стараются попасть на обучение зарубеж, чтобы получать конкурентоспособную профессию...Для чего принимались поправки в законодательство, уточняющее разграничение полномочий между уровнями власти, если в результате 90% местных бюджетов (где власть ближе всего к населению) остались дотационными?...В конце-концов мы что, не видим, кто уже начинает хозяйничать в лесном комплексе Сибири?...

Лично для меня партия - это инструмент, с помощью которого можно заставлять всю систему государственной власти принимать своевременно и более эффективно решения по таким вопросам, как я обозначил выше. Принимая предложение о вхождении в "СР", я в первую очередь имел ввиду, что на региональном уровне я оказываюсь в такой команде, как Ю. Иванов, А. Ромашов, В. Казаченко, М. Добровольская (мой оппонент на последних выборах, но, безусловно, искренний человек и открытый политик), Ю. Грудин., Н. Трикман, С. Цуканов (безусловная звезда в самой сложной на сегодня профессии крестьянина), В. Абрамовым, с которым нас удачно познакомили выборы в крае, - по счастью, я даже не могу всех перечислить... Но играть в такой команде для меня честь. А самое главное, с такими командами, как сложилась в Красноярском крае (а я убежден, такой же потенциал имеется в большинстве других регионов), можно ставить и решать большие задачи, одной из которых является создание реальной конкуренции между политическими партиями.

Но это возможно лишь при условии, что будет существенно скорректирована вторая линия, которая на сегодня оказывает негативное влияние на организационное развитие партии "СР". Линия эта - отношения между содержательной (публичной политической, законодательной) работой партии и формальными процедурами, которые исповедует федеральный аппарат в своих взаимоотношениях как со своей фракцией в Государственной Думе, так и с региональными отделениями.



Федеральный аппарат не нашел способа по-серьезному разъяснить те инициативы, которые в Государственной Думе фракция "СР" продавливала, даже в тех случаях, когда они были реализованы в виде законов. За последние три месяца не могу припомнить ни одного значимого политического мероприятия, предложенного центральным аппаратом, которое бы коснулось не просто самих членов партии, а широкого круга людей, которые не претендуют быть политиками, но с надеждой ждут, что появится политическая сила, для которой общественная справедливость - реальная цель, которая заставит и другие политические силы (в силу конкуренции) более эффективно использовать те возможности, которые дают нам наши ресурсы и экономическая ситуация в интересах более широкого круга населения страны.

А на что же были потрачены эти три месяца аппаратом? На примере Красноярского края это выглядело так.

Как известно, первая выборная попытка в Законодательное Собрание Красноярского края для "СР" оказалась очевидно успешной: 12,5% позволили по спискам провести 3 человек, плюс 4 одномандатника. Итого 7 человек. Для сравнения в других регионах Сибири: Томск - 2, Тюмень - 1, Омск - 0. В целом по России четвертое место в этом году. и это при том, что в регионе полностью отсутствовали конфликты между различными уровнями власти, что могло внести дополнительную серьезную избирательную интригу.

Естественно, напрашивалось эту кампанию сразу переводить в осеннюю думскую. Тем более, что в силу нового законодательства осенью вести избирательную кампанию для новой партии будет объективно сложно. Необходимо было максимально использовать лето.

Что произошло на практике? Фактически на весь этот отрезок времени усилиями аппарата была парализована работа регионального отделения.

Сначала без объяснений отстранили от руководства отделением Иванова Ю. В., стоявшего у истоков создания партии, уважаемого не только в партийных кругах края человека. Заочно. Без разговора. Без объяснений. Затем закрыли "сверху" Норильское местное отделение, где партия получила 23% (!). Вместо Иванова Ю. В. была сделана попытка возглавить региональное отделение абсолютно неподготовленным для серьезной организационной работы людям, к тому же, как оказалось, и не совсем морально чистоплотным. Назовем их имена вслух: Т. Волоткевич и М. Гендлин.

Итог: за три месяца при активной помощи федерального аппарата партии, ответственного за региональную политику, они не смогли своими силами провести региональную конференцию.

Закончилось все тем (к чему-то все равно необходимо приплывать), что 14. 07 силами совсем других людей конференция была проведена. Правда, на конференции выяснилось, что именно эти организаторы оказались исключенными из партии... И опять заочно, без разговора, без объяснений.

Во время конференции обнаружилось, что Т. Волоткевич в зале нет: она на отдыхе в Турции. Выяснилось, что помимо Норильского закрыты еще 12 отделений (!), четыре из которых избрали делегатами на конференцию 4 (!) депутатов Законодательного Собрания края. А т. Гендлин, начавший председательствовать на конференции в соответствии с решением федерального центра, вынужден был ее покинуть, так как, согласно проверке мандатной комиссии оказался единственным из присутствующих не имевший делегатских полномочий - произошла имитация его избрания от закрытой Норильской организации.

Все. Достаточно на эту тему вывод очевиден: думаю, что многие вступали в "СР" не для того, чтобы заниматься мелочными интригами; терять месяцы на то, чтобы исправлять в регионах откровенную предвзятость и неквалифицированность облаченных полномочиями работников федерального аппарата, отвечающих за региональные структуры партии. А без региональной опоры на чисто аппаратных использованиях закорючек устава сильной партийной организации не построить, а значит влиять на социально-экономические процессы в стране невозможно.

А зачем тогда создавать новую партию? Для того, чтобы весь пар общественных ожиданий уходил в аппаратный свисток? Далеко не всех вдохновляет перспектива тратить свою энергию и (какой ни есть) опыт на мелочные аппаратные подсиживания - пересиживания. Это нельзя предъявить людям в качестве общественно-важного и полезного продукта. Я лично, в подобного рода, псеводополитической деятельности не очень подходящий работник.



По-разному можно оценивать проводимую экономическую политику в стране. Для тех, кто считает ее безукоризненной - у них есть своя партия. И у тех, кто убежден, что вокруг все плохо и в принципе нельзя по-серьезному ничего улучшить, если не вернуться назад лет на 20-30 - тоже есть своя партия.



Мое убеждение - двигаться следует только вперед, не забывая при этом, что еще ни одной стране не удавалось избежать серьезных потрясений после длительного и устойчивого развития, если общество в целом начинало самоуспокаиваться, а ее элита зазнаваться. Как заметил один проницательный экономист: "Потому они и кризисы, что появляются неизвестно откуда"

История изобилует массой примеров. Самый крупный кризис в истории США последовал сразу за самым бурным этапом их развития, выведшим эту страну на лидирующие позиции в мире по самым передовым в то время отраслям. И вот, что, как правило, пропускают, описывая эту историю: вынесенный волной кризиса в президенты Ф. Рузвельт вынужден был проводить не ту политику, которую он заявлял в своей предвыборной программе, а ту, которую разработал и предлагал обществу проигравший ему Гувер.

Что случилось с Японским экономическом чудом к концу ХХ века? Оно плавно перешло в 10-летнюю депрессию (застой).

Про нашу недавнюю историю не было бы смысла напоминать, если бы не появился ряд симптомов, схожих с теми, которые имели место как минимум за 15 лет до настоящей катастрофы концы 80-х - начала 90-х гг. При высоких ценах на сырье начинают реализовываться при активном участии государства сверхкапитальные проекты: не напоминает ли хотя бы в общих чертах не до конца просчитанный нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" Байкало-Амурскую магистраль 70-х гг.? А нарастающая внешняя задолженность предприятий с государственным участием, уже перекрывшая недавний прямой государственный долг? наблюдая затормозившиеся инфраструктурные реформы, не вспоминается отказ правящей в середине 70-хх годах партии от второго этапа "косыгинской реформы"?...



Смысл, оправдывающий существование партии в современном обществе - своевременно предлагать свои варианты, упреждающие постоянно возникающие угрозы устойчивому развитию общества.

В многопартийной системе защищать свою точку зрения и проводить ее в жизнь можно только если партия внутренне организована, основана на открытом доверии своим членам и не тратит избыточную энергию на придуманные внутренние конфликт, поднимается над ними ради достижения действительно значимых целей.

Линия на поддержание внутренних интриг, целью которых, как известно, является, в конечном счете, "пилежка" максимальной части избирательного бюджета, приведет только к одному - партию все чаще будут обходить стороной. И поделом!

В той же партии, где верх берет линия на поддержание внутрипартийной дискуссии по существу основных общественных проблем (а такой партии стране сегодня явно не хватает), где ценится свежая идея и организуется взаимоподдержка по продвижению партийной программы - в рамках такой партийной организации-команды есть смысл напрягать свои усилия.



Валерий Зубов
02/08/2007
http://zubow.ru/page/1/201_1.shtml

Док. 367426
Перв. публик.: 02.08.07
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 368

  • Зубов Валерий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``