В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Зубов: `Деньги - вниз, чтоб всем хватало` Назад
Валерий Зубов: `Деньги - вниз, чтоб всем хватало`
Депутат Госдумы Валерий ЗУБОВ на прошедших выборах в ЗС возглавлял список кандидатов от "Справедливой России". Новая партия показала себя неплохо, проведя в краевой парламент семь своих представителей. С чем пришли во власть "эсэры"? Каким должно быть новое Законодательное Собрание? Какие задачи предстоит ему решать в первую очередь? Об этом мы беседуем накануне первой сессии ЗС.

- Валерий Михайлович, как вам итоги выборов? Некоторые наблюдатели полагают, что "Справедливая Россия" могла бы взять больше голосов по партийным спискам.

- В принципе я доволен результатами красноярских выборов. Всё познаётся в сравнении. По России мы показали четвёртый результат при том, что выборы прошли в пятнадцати регионах, а в Сибири наш успех бесспорен. В крае семь депутатов от "Справедливой России", на втором месте - Томская область (только два), на третьем -Тюменская (всего один).

- И чем вы объясняете достижения новой партии?

- Во время предвыборной кампании я провёл 72 встречи, и у меня появилось ощущение, что в обществе велика потребность в партии, которая не призывает вернуться назад, а предлагает идти вперёд, но при этом не стоять на месте, "держа стабильность". Политические и идеологические контуры "Справедливой России", как и всякой новой партии, ещё чётко не определены, они будут изменяться, но важно то, что в политической сфере теперь есть конкуренция. Это один фактор нашего успеха. А второй - то, что партийный список возглавляли яркие люди, которые его "вытянули", и то, что в четырёх округах победили наши одномандатники. Невозможно отрицать, что это потенциально боевая команда - Ромашов, Казаченко, Цуканов, Добровольская... Несомненно, все они готовы к депутатской работе.

- Признайтесь, вы сами изначально играли роль "локомотива" или же допускали мысль перейти работать в ЗС?

- Я сразу решил так: если "локомотивы" других партсписков, скажем, "Единой России", пойдут в Законодательное Собрание, то же сделаю и я. Как известно, этого не произошло.

- Каким, на ваш взгляд, должен быть новый краевой парламент и каким ему не следует быть?

- Прежде всего не надо забывать, что даже если бы какая-либо партия набрала на этих выборах больше половины голосов, в целом это было бы примерно 15-20 процентов с учётом явки избирателей. То есть в новом ЗС нет ни одной партии, которая представляла бы большинство населения края. В этой ситуации победителям очень важно вести себя разумно, а не так, как они поступили в Санкт-Петербурге, где олимпийского чемпиона Плющенко не утвердили в состав депутатского комитета по спорту. Где ж ему ещё работать?! Мало того что "единороссы" заняли все посты председателей комитетов, так ещё из принципа не пустили туда представителей "Справедливой России", хотя те подходят по профилю. "Мы сегодня в большинстве и можем делать что угодно" - такая позиция очень опасна. Надо бережно относиться к партийному меньшинству. Зачастую именно там вызревают новые идеи, которые не стоит упускать.

Я очень надеюсь, что наше Законодательное Собрание будет не таким, как другие. Оно должно быть лучше других. Наш край, чем он мне и нравится, всегда был особенным. Краевая представительная власть ещё с начала 90-х ходила в лидерах. Не знаю, кто, кроме Москвы, может похвастать тем, что выиграл у Федерации процесс в Конституционном суде. А мы можем! Кстати, в последние годы стала популярной игра в показную драку между различными уровнями и ветвями власти. Конечно, конкуренция необходима, но дело не должно доходить до кризиса системы управления. Хочу высказать пожелание - пусть вновь избранное Законодательное Собрание найдёт золотую середину и станет здравой оппозицией исполнительной власти, не доводя противоречия до конфликта.

- Ну, с таким-то партийным большинством конфликтов, скорее всего, вообще не будет... Скажите, пожалуйста, какие, по вашему мнению, первоочередные задачи нужно решать краевому парламенту?

- Выделю те, которые окажутся самыми сложными и дискуссионными. Разумеется, наиболее принципиальным станет спор по поводу денег. Всё будет вращаться вокруг трёхлетнего федерального бюджета. Там очень много моментов, с которыми невозможно согласиться, но это отдельный разговор. Когда документ примут, краю деваться будет некуда - придётся приноравливаться к трёхлетнему бюджетному планированию. Тут как раз и развернётся основная борьба - за казённые средства.

"Справедливая Россия" выдвинула тезис "деньги - вниз". Сегодня основная их масса концентрируется на уровне Федерации, а регионы денег недополучают. Та же картина на региональном уровне: средства накапливаются в краевом бюджете, а районам мало что достаётся. Госдуме надо выбирать - либо оставить всё как есть, то есть неимоверных размеров Стабфонд и массовое перераспределение средств через федеральный бюджет, либо всё-таки спустить деньги вниз, в регионы. На уровне края тоже возникнет дилемма - или дозированно, как сейчас Федерация, выделять средства территориям, или заранее давать достаточно денег вниз.

Но нужно не только правильно распределять то, что есть, - нужно искать новые поступления. Правительство считает, что налоговая система устоялась и она вполне успешна. На мой взгляд, сейчас делается большая ошибка, мы упускаем шанс. Надо бы устроить налоговые каникулы для предприятий, которые не занимаются экспортом сырья. Наш настоящий Стабфонд - это новые рабочие места в перерабатывающих отраслях, в том числе в сельском хозяйстве. Насущно необходимо радикально снизить налоги на бензин и солярку. В стоимости каждого литра топлива "сидит" 80 процентов налогов, цены подняты до уровня американских. Зачем?! У нас же производительность в десять раз ниже. Это мы так конкурировать собираемся, тем более перед вступлением в ВТО?

Возвращаясь к краю, хочу отметить, что не нужно упускать из виду закрытые административно-территориальные образования. Железногорск, Зеленогорск - города не маленькие. Их сейчас перестали финансировать из федеральной казны, бюджеты утверждаются на краевом уровне. Решение проблемы интеграции ЗАТО без ущерба для населения, думаю, будет одной из ключевых задач для ЗС объединённого края.

Самое главное - федеральный бюджет предполагает увеличение инвестиций в регионы. Кроме того, послание президента предусматривает немало дополнительных расходов помимо тех, что планировало правительство (процентов на десять больше). Ещё не все установки Путина учтены, значит, между первым и вторым чтениями федеральный бюджет будет откорректирован. В любом случае инвестиционный поток увеличится, и для Законодательного Собрания очень важно эффективно использовать федеральные деньги в крае. Будет жаль, если выделенные средства потратят неразумно.

* * *

"Система высшего образования сегодня сильно влияет на конкурентоспособность стран и регионов. Если Сибирский федеральный университет состоится как принципиально новый тип высшего учебного заведения, он "потянет" за собой и профессиональное, и среднее образование. Если же получится простое объединение четырёх вузов и ничего качественно нового не произойдёт, будут дискредитированы идея создания СФУ и сам край. Это принципиальный вопрос, которым в меру своих возможностей должны заниматься краевая администрация и Законодательное Собрание".


Эрих ПЫРХ
Красноярский рабочий
06/08/2007
http://zubow.ru/page/1/204_1.shtml

Док. 367425
Перв. публик.: 06.08.07
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 364

  • Зубов Валерий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``