Выступление депутата Государственной Думы Сергея Ивановича Штогрина 29 июня 2005 года в связи с обсуждением проекта федерального закона "О внесении изменений в главы 22 и 26 части второй НК РФ"
Штогрин С.И. По поручению рабочей группы я делал доклад по акцизной политике нашего государства на заседании трех комитетов: Комитета по бюджету и налогам, комитета по экономической политике и комитета по сельскому хозяйству. Хочу сказать, что общий вывод - и со мной согласились участники нашего совместного заседания, - такой: акцизная политика у нас в государстве заведена в тупик. И попробую это обосновать. Если говорить, допустим, о нефтепродуктах, то схема, предложенная в 2002-м году, когда акцизы на нефтепродукты взимались по цепочке, и каждый мог получить свидетельство на производство и реализацию нефтепродуктов, ставила своей целью, что акцизы уплачиваться в бюджет по месту потребления нефтепродуктов. Но результат получили совершенно противоположенный - акциз в первом полугодии 2003 года практически полностью зачислялся в бюджеты всего 5 субъектов федерации.
Мы эту схему поломали, и уже второй год половина всех акцизов зачисляется в Смоленское казначейство и по тем процентным ставкам, которые в федеральном бюджете есть, делится по субъектам Федерации.
Еще один негативный момент этой схемы состоит в том, что, например, на дизельное топливо в законе у нас установлен был в прошлом году акциз в одну тысячу рублей, а реально он составил 1122 рубля. Это говорит о том, что акциз уплачивается дважды, может быть, еще больше, и таким образом стимулируется инфляция, стимулируется галопирование цен на нефтепродукты, и, конечно, уже никакой речи о паритете цен на зерно и нефтепродукты не идет.
Те идеи, которые были воплощены по ликеро-водочным изделиям, спиртосодержащей продукции, тоже привели к негативным последствиям, и слава богу, что правительство от этого отказывается. Идея внедрения некоей комбинированной ставки на табачные изделия ради социальной справедливости привела к тому, что бюджет потерял за прошедшие годы порядка 5 миллиардов рублей. Вот цена этих экспериментов! Поэтому я думаю, что мы должны вот сейчас остановиться, прекратить эксперименты и проанализировать то, что мы наработали. Первые шаги правительство уже предлагает: не индексировать акцизы на нефтепродукты, потому что действительно налоговая составляющая там уже подходит в отношении дизельного топлива к 60 процентам, по 80-му бензину - к 70 процентам. Просто больше изымать налогов нельзя, потому что мы забираем деньги прежде всего у наших граждан. Мы должны продумать систему и вернуться к уплате акцизов на заводах - их у нас всего пять десятков, - с тем чтобы не мучить наших налогоплательщиков и не заставлять инспекторов бегать по всей стране и собирать эти акцизы у тех, кто имеет сегодня свидетельства. Я думаю, что надо принять радикальное решение и вернуть специфическую ставку на табачные изделия, как это принято в Евросоюзе - с 2007 года у них будет установлена ставка 60 евро за тысячу сигарет, - и кончить мучить всех, тем более что глава Федеральной налоговой службы Сердюков обратился к президенту, надо поддержать его, поскольку сегодняшняя система вообще не администрируется и, главное, не дает тех доходов, которые должны были идти в федеральный бюджет.
У меня предложение простое. Да, сегодня можно поддержать в первом чтении предложения правительства, но они требуют серьезной доработки и в части прямогонных бензинов, и в части администрирования спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции, и в части администрирования акцизов на нефтепродукты. Поэтому я предлагаю серьезно поработать над этим законопроектом ко второму чтению.
Теперь по постановлению Государственной Думы на этот законопроект. В нем записана норма: подавать поправки три дня. Хотел бы сказать, что, вообще-то, в прошлом году поступило 240 миллиардов рублей акцизов, из них 109 миллиардов - в федеральный бюджет, а 130,7 миллиарда - в бюджеты субъектов Федерации. Давая три дня, мы лишаем субъекты Федерации возможности высказаться по тем проблемам, которые предлагается решать в этом законопроекте, а они весьма серьезные. Кроме того, чтобы просто проработать вот те проблемы, которые поднимали (по прямогонному бензину, Кулик - по освобождению от акцизов топлива, идущего сельскому хозяйству), нужно время. Поэтому я считаю, что предложение о трехдневном сроке принимать никак нельзя, надо рассылку делать, минимум месяц, как положено по Регламенту, чтобы мы тут соблюли и интересы субъектов Федерации.
Спасибо.
08.09.2007
http://www.shtogrin.ru/position_stat10/
Док. 367408 Опублик.: 08.09.07 Число обращений: 429
Штогрин Сергей Иванович
|