В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Сергея Штогрина `Разработка месторождений полезных ископаемых РФ на принципах СРП. Налоговый аспект` Назад
Доклад Сергея Штогрина `Разработка месторождений полезных ископаемых РФ на принципах СРП. Налоговый аспект`
Уважаемые коллеги!

Прежде чем мы приступим к рассмотрению налоговых аспектов при разработке месторождений полезных ископаемых в Российской Федерации на принципах соглашений о разделе продукции обращаю Ваше внимание на первую таблицу, в которой приведены поступления налогов в бюджетную систему страны по наиболее крупным из них.

Вы видите, что в 2002 году четвертым налогом по сумме поступлений в бюджетную систему стали платежи за пользование природными ресурсами. И если общие налоговые поступления, администрируемые Министерством по налогам и сборам в этом году по сравнению с 2000 годом возросли на 57%, поступления от налога на добавленную стоимость увеличились на 49,5%, то платежи за пользование природными ресурсами возросли в 2,7 раза.

При этом из 334,2 млрд. рублей платежей за пользование природными ресурсами 275 млрд. поступило от организаций - плательщиков налога на добычу полезных ископаемых. И, конечно, большинство или 262,5 млрд. за добычу углеводородного сырья.

Таблица 1
Динамика поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней

2000 г 2001 г 2002 г
Платежи, администрируемые МНС 1 481,9 1 863,6 2 327,9
в тч - НДС 355,7 477,5 531,9
налог на прибыль организаций 400,6 513,2 462,7
налог на доходы физических лиц 174,3 255,6 357,1
акцизы 156,3 229,6 259,6
платежи за польз прир. ресурсами 121,6 149,4 334,2
прочие 273,4 238,4 382,5
Платежи, администрируемые ГТК
налоги на ВЭД 229,2 331,5 323,4
ИТОГО: 1 711,1 2 195,1 2 651,3


На таблице 2 Вы видите как меняется доля отдельных налоговых поступлений по их видам. Платежи за пользование природными ресурсами в 2002 году составили 12,6% от всех поступлений, администрируемых и МНС и ГТК. Этот факт свидетельствует о том, что введение налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году, ставки которого по добыче нефти и газового конденсата привязаны к мировым ценам на этот вид сырья и курсу рубля к доллару, позволило сделать первый шаг к получению государством части природной ренты при добыче нефти и газового конденсата.

Таблица 2

2000 г 2001 г 2002 г
Платежи, администрируемые МНС 86,6 84,9 87,8
в тч - НДС 20,8 21,8 20,1
налог на прибыль организаций 23,4 23,4 17,5
налог на доходы физических лиц 10,2 11,6 13,5
акцизы 9,1 10,5 9,8
платежи за польз прир ресурсами 7,1 6,8 12,6
прочие 16,0 10,9 14,4
Платежи, администрируемые ГТК
налоги на ВЭД 13,4 15,1 12,2
ИТОГО: 100,0 100,0 100,0

В третьей таблице показаны налоговые изъятия при добыче нефти. Разделены они на две категории: платежи за пользование природными ресурсами и таможенные пошлины. Расчеты сделаны в долларах на одну тонну добытой нефти. Из представленной Вам таблицы видно, что в 1999 году налоговое изъятие составляло около 30 долларов, из них платежи за пользование природными ресурсами составляли всего 5 долларов. В 2000, 2001 годах увеличение изъятия в пользу государства происходило главным образом за счет увеличения таможенной пошлины. Увеличение платежей за пользование природными ресурсами происходило без резких скачков. Скачек произошел в 2002 году, когда стал взыматься налог на добычу полезных ископаемых. И он составляет почти половину от всех налоговых изъятий в расчете на одну тонну.

Таблица 3

1999 г 2000 г 2001 г 2002 г
Добыча нефти, млн тонн 305 323 348 380
Налоговые платежи на 1 тн добытой нефти, $/тн около 30 42 51 57
в т ч
за пользование природными ресурсами * 5 8 10 22
пошлины 3 12 15 14
Всего сумма платежей в бюджет РФ, млн $ 9 150 13 575 17 751 21 639
в т ч
за пользование природными ресурсами * 1 525 2 586 3 481 8 352
пошлины 915 3 879 5 221 5 315

* в 1999 - 2001 гг включая акциз.
Как Вы знаете, уважаемые коллеги, российским законодательством предусмотрено две схемы раздела продукции. Они представлены на рисунке 1. Второй вариант, который называется прямым разделом дискуссий не вызывает. А первый вариант требует принятия особого режима налогообложения для инвесторов. В настоящее время в Государственной Думе завершается работа по подготовке новой главы части второй Налогового Кодекса о налогообложении участников соглашения о разделе продукции. Основная дискуссия идет по нескольким проблемам. Прежде всего по вопросу на сколько налоговая нагрузка для участников соглашений по СРП должна быть меньше чем для тех организаций, которые добывают аналогичные природные ресурсы, платя налоги в соответствии с действующим национальным налоговым режимом.

Рисунок 1


Для того, чтобы определить на сколько режим налогообложения СРП может быть более мягким по отношению к национальному налоговому режиму предлагаю рассмотреть следующую таблицу. Она характеризует долю налогового изъятия в выручке от реализации нефти в процентах. Левая колонка характеризует национальное налоговое законодательство, правая колонка характеризует налоговое изъятия для действующих уже соглашениях. Имеется в виду соглашение Сахалин-2 и соглашение по разработке Харьягинского месторождения. Вы видите, что в соответствии с национальным налоговым законодательством в пользу государства изымается от 40,5 до 46,5% от выручки, а по соглашениям об СРП всего 7-8%, но может быть увеличено изъятие в пользу государства за счет обложения налогом прибылей инвестора и получением государства своей доли прибыльной продукции, но это возможно будет в перспективе, когда инвестор полностью компенсирует свои затраты на инвестиции, а также за счет бонусов.

Таблица 4
Структура налоговых платежей
(на примере нефтяной промышленности)

Национальное законодательство Действующие соглашения
Доля в выручке Доля в выручке
НДС - всего 9-11% НДС 0
в том числе
бюджет 2-3%
поставщики и подрядчики 7-8%
НДПИ 16,5% НДПИ по соглашению
Таможенные пошлины 8-9% Таможенные пошлины 0
Налог на прибыль 5-6% Налог на прибыль от прибыли инвестора
Социальный налог 1-2% Социальный налог 1-2%
Прочие налоги 1-2% Прочие налоги 0
Доля прибыльной продукции государства ?
ИТОГО 40,5-46,5% ИТОГО 7-8%


По факту по двум действующим соглашениям государство получает незначительные поступления. Это показано на таблице 5, в таблице учтены и бонусы, которые были выплачены инвесторами. По данным за 9 месяцев 2002 года по соглашению Сахалин-2 за одну тонну добытой нефти государство получило 2,1 доллара, по Харьягинскому соглашению 5,5 долларов, а в целом по нефтяной промышленности России государство получило 54 доллара с каждой тонны.

Таблица 5
Налоговая эффективность добычи полезных ископаемых на примере действующих соглашений о разделе продукции
(по данным МНС)

Сахалин-2 Харьягинское По нефтяной промышленности России, $за 1 тонну добытой нефти
Бюджетные поступления, всего, млн. руб в $за 1 тонну добытой нефти Бюджетные поступления, всего, млн. руб в $за 1 тонну добытой нефти
До начала разработки 166,3
1999 57,0 16,6 32,0
2000 -283,9 -6,2 132,5 9,1 42,1
2001 240,0 4,1 138,4 8,6 51,0
9 мес. 2002 59,7 2,1 56,1 5,5 54,0

В уже принятых главах части второй Налогового Кодекса прописаны особенности налогообложения участников соглашений о разделе продукции. На приведенной таблице сопоставлены налоговые изъятия в соответствии с национальным налоговым режимом (колонка слева) и действующим законодательством по СРП (правая колонка). Вы видите, что налоговая нагрузка для организаций, добывающих нефть и уплачивающих налоги в соответствии с национальным налоговым законодательством почто в два раза выше. Возникает вопрос, а не высока ли плата за инвестиции, не важно будут они от отечественных предпринимателей или из за рубежа за право добычи нефти пусть даже порой в очень сложных климатических и геологических условиях.

Таблица 6
Структура налоговых платежей
(на примере нефтяной промышленности)

Национальное законодательство Действующее законодательство по СРП
Доля в выручке Доля в выручке
НДС - всего 9-11% НДС 9-11%
в том числе
бюджет 2-3%
поставщики и подрядчики 7-8%
НДПИ 16,5% НДПИ 8,25%
Таможенные пошлины 8-9% Таможенные пошлины 0
Налог на прибыль 5-6% Налог на прибыль 2-3%
Социальный налог 1-2% Социальный налог 1-2%
Прочие налоги 1-2% Прочие налоги 0
Доля прибыльной продукции государства 4-5%
ИТОГО 40,5-46,5% ИТОГО 24,25-29,25%


Исходя из целей защиты экономических интересов государства При подготовке главы части второй Налогового Кодекса о налогообложении участников соглашения о разделе продукции Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в конце прошлого года определил основные принципы налогообложения для этой категории налогоплательщиков. Первый из них - необходимость ограничения доли затрат инвестора в выручке от реализации добытого полезного ископаемого.

Замена отнесения на возмещаемые затраты амортизационных отчислений на капитальные затраты с введением в законе предельных значений по cost-stop для месторождений углеводородного сырья не более 75%, а для месторождений углеводородного сырья на шельфе не более 90%.
Ставка НДПИ применяется с коэффициентом 0,5 от ставки действующей в данный момент по Налоговому Кодексу (специфической или адвалорной) со стабилизацией этой ставки (и формулы для специфической ставки) на весь период действия соглашения.
На возмещаемые затраты относятся все расходы по 25 главе с отличиями ликвидационному фонду, процентам, управленческим расходам (разделение на прямые и косвенные с ограничениями в соглашениях по предельному размеру). Отнесение налогов и расходов на поисково-разведочные работы, геолого-экономическую оценку и другие исследования, необходимые для подготовке участка недр к передаче налогоплательщику к возмещаемым затратам.
Закрытый перечень уплачиваемых налогов с заменой всех других налогов разделом продукции.
Обеспечение стабильности налогового законодательства через фиксацию налогового законодательства на дату подписания соглашения.
Компенсация инвестору уплаченных местных налогов за счет уменьшения доли прибыльной продукции государства с сохранением объемов прибыльной продукции поступающих в федеральный бюджет.
С учетом этих пограничных условий в следующей таблице представлено налоговое изъятие при ценах нефти 14, 20 и 25 долларов за баррель при условии, что доля экспорта будет составлять не менее 50%. В этом случае мы видим, что при кост-стопе в 75% и доли государства в прибыльной продукции 50% налоговая нагрузка для участников СРП приближается к национальному налоговому режиму.

Таблица 7
Сопоставительная таблица изменения налоговой нагрузки при применении режима СРП в процентах от выручки

цена нефти марки Urals на мировых рынках в $ за 1 bbl
14 20 25
Налоговая нагрузка по национальному налоговому режиму 31,1 39,2 43,4
При СРП (доля экспорта 50%)
"при отсутствии Кост-Стоп
(без учета доли государства в прибыльной продукции)"
первые пять лет 9,5 9,7 11,0
первые десять лет 9,4 16,3 19,3
Всего за 20 лет 14,1 19,5 21,8
"при Кост-Стоп 75%
(с учетом доли государства в прибыльной продукции 20%)"
первые пять лет 20,0 20,0 20,0
первые десять лет 19,8 21,0 26,7
Всего за 20 лет 20,2 27,7 31,9
"при Кост-Стоп 75%
(с учетом доли государства в прибыльной продукции 50%)"
первые пять лет 23,1 23,3 23,3
первые десять лет 22,9 24,9 34,1
Всего за 20 лет 23,3 35,4 42,3

Но даже при показанном выше налоговом режиме привлекательность СРП сохраняется и она состоит в четырех позициях.

Привлекательность СРП

Стабильность налогового режима на весь период соглашения
Ускоренные сроки возмещения капитальных затрат
Закрытый перечень налогов
Снижение налоговой нагрузки

С другой стороны и бюджет защищен гарантируемыми доходами от участников разработке природных ресурсов на принципах СРП. Основные идеи защиты бюджета.

Основные параметры защиты бюджетных интересов при заключении СРП

Введение предельного уровня компенсационной продукции
Установление предельного уровня доли инвестора в прибыльной продукции
В случае расторжения соглашения по инициативе инвестора (за время действия соглашения) компенсация разницы бюджетных платежей по сравнению с действующим налоговым режимом
Считаю необходимым довести до Вашего сведения некоторые новации, которые Правительство рассмотрело на своем заседании 13 февраля. Они отличаются от того, что одобрил Комитет по бюджету и налогам в конце декабря. Они состоят в следующем

применение ставки НДПИ с коэффициентом 0,5 от действующей ставки (специфической или адвалорной), а при достижении определенного уровня коммерческой добычи ставка НДПИ применяется с коэффициентом 1
Замена отнесения на возмещаемые затраты амортизационных отчислений на капитальные затраты с введением предельных показателей допускаемых возмещаемых затрат - кост-стоп для месторождений углеводородного сырья не более 75%, а для месторождений углеводородного сырья на шельфе не более 90% при традиционном разделе". Доля государства в общем объеме произведенной продукции при "прямом разделе" должна составить не менее 32%
Отнесение на возмещаемые затраты большей части расходов по главе 25 Кодекса (с отличиями по ликвидационному фонду, уплаченным процентам и управленческим расходам)
Указанные предложения Минфина еще законодательно не оформлены, в Государственной Думе не обсуждались и дискуссия по ним еще впереди.

08.09.2007
http://www.shtogrin.ru/position_stat/

Док. 367398
Опублик.: 08.09.07
Число обращений: 513

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``