В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кудрин старого не помнит Назад
Кудрин старого не помнит
Минфин спишет регионам часть долгов Минфин готов облегчить судьбу регионов в 2005 г., когда из-за бюджетной реформы они лишатся значительных доходов. Министр Алексей Кудрин пообещал реструктурировать часть из 70 млрд руб. их долгов перед центром и монополиями.

Подчиненным Кудрина пока известно о реструктуризации только на 5 млрд руб. долгов.

Из-за перераспределения налоговых поступлений региональные бюджеты в 2005 г. теряют, по расчетам Минфина, 139, 1 млрд руб. -около 6% всех доходов.

При этом объем получаемой регионами из федерального бюджета помощи сокращается с 2, 5% до 2% ВВП. Оценить, насколько увеличатся расходы регионов из-за монетизации льгот и разделения бюджетных полномочий, эксперты пока не могут, но ожидают бюджетного кризиса.
Минфин решил подсластить горькую пилюлю.

Правительство реструктурирует долги регионов по ссудам и кредитам федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг, пообещал вчера Кудрин на встрече с президентом Владимиром Путиным.

"У нас есть возможность реструктурировать долги в течение 2-3 лет, причем часть может быть списана", - заверил министр.

Участвовать в реструктуризации смогут не все: критериями станут нулевая или отрицательная динамика роста долгов по зарплате перед бюджетниками и задолженности перед федеральной казной в 2004 г. Реструктуризация начнется с 1 января 2005 т. и будет проводиться с участием "Газпрома" и РАО ЕЭС, добавил Кудрин.

По данным гендиректора Экономической экспертной группы Александра Андрякова, задолженность регионов перед Минфином за девять месяцев выросла с 50, 3 млрд руб. до 52, 3 млрд руб., а долги территорий монополистам - с 16, 45 млрд руб. до 16, 6 млрд руб. При этом в 2005 г. регионам придется платить по большей части федеральных ссуд, которые Минфин выдавал им на повышение зарплат бюджетникам, напоминает Андряков. Поэтому "любое списание и реструктуризация долгов снимут остроту [бюджетной] ситуации [в регионах] на 2005 г.", убежден экономист.

Однако подчиненным Кудрина известно пока лишь о мелких уступках. Простить или отсрочить они готовы лишь примерно 5 млрд руб., говорит чиновник Минфина.

Рассрочку получат, по его словам, только регионы с низкой бюджетной обеспеченностью, которые ввели казначейское исполнение на региональном и местном уровне и не наращивают кредиторскую задолженность.

Опрошенные "Ведомостями" монополисты также не в курсе, что будут участвовать в облегчении бюджетной ситуации в регионах. Зато, как сказала начальник департамента РАО ЕЭС по работе со СМИ Татьяна Миляева, возможно, будет реструктурирован долг "дочки" холдинга - компании "Геотерм" - перед Минфином.

В 1998 г. она получила от ЕБРР кредит на 100 млн руб. на строительство геотермальной электростанции на Камчатке, а в 2003 г. Минфин погасил его банку. На сопоставимую сумму будут реструктурированы кредиты, полученные региональными АО-энерго у Минтопэнерго на закупку топлива в 1996-1998 гг.

А вот региональные чиновники уже обрадовались обещаниям Кудрина. В 2003 г. Еврейская АО взяла у Минфина трехлетнюю ссуду на подготовку ЖКХ к зиме, рассказывает депутат Госдумы Сергей Штогрин, "и, возможно, по окончании срока кредита встанет вопрос о его реструктуризации - ведь с 2005 г. бюджеты будут складываться очень напряженно".

Неоднократно просил Минфин о реструктуризации региональных долгов и Совет Федерации, говорит председатель бюджетного комитета палаты Евгений Бушмин, надеющийся, что центр реструктурирует примерно 20-30 млрд руб. из 53 млрд руб. Для этого надо внести поправку в закон о бюджете-2005, напоминает он.

А вот Красноярский край, который, по данным сенатора Вячеслава Новикова, должен Минфину 0, 8 млрд руб., на реструктуризацию вряд ли может рассчитывать, поскольку к беднейшим не относится, говорит подчиненный Кудрина.

Своим согласием на рассрочку и списание долгов Минфин фактически признает, что бюджетам территорий не хватает средств из-за централизации доходов, считает депутат Госдумы от Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева.

Но лучшим выходом из этой ситуации была бы прямая помощь из федерального бюджета, полагает Илья Трунин из Института экономики переходного периода.

"Любое списание долгов снижает стимулы регионов к осмысленной финансовой политике - они начинают наращивать долги", - поясняет он.

Минфин будет использовать реструктуризацию как "рычаг для приведения процедур исполнения региональных бюджетов в надлежащий вид", возражает чиновник Минфина.

Если бы не монетизация льгот вместе с перераспределением полномочий, то прощения долгов не понадобилось бы, солидаризируется Андряков: "Регионы практически перестали наращивать задолженность, но старые долги создают излишнюю напряженность [для исполнения бюджетов]".

Борис Грозовский, Ольга Проскурнина, "Ведомости",
10.11.2004
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/708725.html

Док. 367354
Перв. публик.: 10.11.04
Последн. ред.: 08.09.07
Число обращений: 472

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``