В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Центробанк не хочет избавляться от своих функций. Банковским СРО не доверят надзор за собой Назад
Центробанк не хочет избавляться от своих функций. Банковским СРО не доверят надзор за собой
Одной из главных целей идущей сейчас административной реформы было провозглашено избавление государства от избыточных функций. По замыслу разработчиков реформы часть избыточных функций будет передана саморегулируемым организациям (СРО), то есть представителям бизнеса. В этой связи в комитете по собственности Госдумы в спешном порядке готовится ко второму чтению законопроект "О саморегулируемых организациях", как раз и утверждающий механизмы исполнения СРО этих функций. "Если не будет закона, то государство на много лет вперед оставит эти функции себе",- заявил вчера член бюро правления РСПП, руководитель рабочей группы по административной реформе Александр Шохин.

Принятый в первом чтении закон "О саморегулируемых организациях" описывает порядок исполнения СРО своих функций, взаимоотношения СРО и государства и то, как СРО будут контролировать своих членов на предмет соблюдения установленных норм. Главное, что по закону объединения бизнеса получают реальные права, в том числе право обжаловать решения государства в суде для защиты своих членов, право проводить экспертизу законопроектов. Причем ведомства будут обязаны за месяц до издания законов и нормативных актов предоставлять их на экспертизу в СРО.

Вокруг законопроекта кипят страсти. Например, тот же Александр Шохин уже не раз отмечал, что в законе кроется и ряд опасностей. Например, наделенная статусом СРО организация бизнеса может "попытаться стать еще одним министерством". Часть организаций бизнеса вообще не поддерживают идею передачи в СРО избыточных функций государства, поскольку опасаются спровоцировать передел рынка.

Вчера Александр Шохин вновь затронул вопрос об административной реформе в сфере компетенции ЦБ, который он поднимал 8 июля на заседании правительства (см. Ъ от 9 июля). На этот раз речь шла о передаче части функций ЦБ в банковские СРО. "Речь идет даже о святая святых - части функций в банковском надзоре",- пояснил вчера один из авторов законопроекта, председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский.

Защищать святая святых от посягательств законодателей пришел заместитель председателя ЦБ Андрей Козлов. Дискуссия получилась бурной. Андрей Козлов пояснил, что передача каких-либо функций государства в банковские СРО невозможна и не нужна. По его словам, с точки зрения регулирования банковский сектор принципиально отличается, например, от рынка ценных бумаг. Если участники рынка ценных бумаг могут сами регулировать свою деятельность с целью не нанести финансовый ущерб друг другу и оптимизировать свою прибыль, то в банковском секторе такой возможности нет, конкуренция там жестче. Банковские СРО, по мнению зампреда ЦБ, могут устанавливать правила корпоративного поведения, разрабатывать рекомендации по работе на рынке межбанковского кредитования, даже следить за системой кредитных бюро и системой гарантирования вкладов, но надзирать сами за собой вместо ЦБ они вряд ли могут. "Например, в законе есть норма, согласно которой регулирующий орган обязан представлять в СРО акты проверок участников рынка. Но ведь акты ЦБ фиксируют проблемы банка. Представьте себе, что будет, если эта информация станет публичной, особенно на фоне последних событий!" - возмущался Андрей Козлов.

Виктор Плескачевский и Александр Шохин объясняли, что права банковских СРО будут регулироваться специальным законом. Однако Андрей Козлов был непреклонен: "Госрегулирование банковской системы в России выстроено по международным правилам Базельского комитета (там описаны функции госнадзора за банками.-Ъ). Дискутировать о саморегулировании можно только за пределами этих правил!" И попытался поставить точку: "Надзорная информация, которую мы собираем о банках, гораздо шире той, которую готовы представлять сами банки. И вообще, назовите мне хоть одну банковскую ассоциацию, которая может принудить к чему-нибудь своих членов!" Недоверие к банкам вызвало возмущение оппонентов зампреда ЦБ. Они попытались доказать, что банки могут честно саморегулироваться, что в законе будут прописаны механизмы принуждения к этому всех членов банковской организации со стороны СРО. Однако Андрей Козлов не внял убеждениям. "Мы боимся не СРО, а глупости! - прямо заявил он и неожиданно спросил: - Объясните мне, в чем смысл СРО в банковской сфере". Объяснения, что СРО может повысить надежность банковской системы, результата не дали. В итоге Виктор Плескачевский предупредил Андрея Козлова, что осенью его комитет все равно предложит ряд поправок в законы о Центробанке и о банковской деятельности. Кстати, против передачи СРО функций ЦБ высказалась вчера и Ассоциация региональных банков. Там считают, что это внесет разлад в банковское сообщество.

Политики и бизнесмены не могут пока прийти к согласию в вопросе о саморегулировании. Никто не против того, чтобы бизнес занимался саморегулированием, создавал свои общественные организации и развивал в стране модное гражданское общество. Все "за".

Но при этом чиновники опасаются приватизации своих полномочий. А бизнесмены боятся превращения саморегулируемых организаций в жесткие монополии или даже средневековые цехи, которые будут подконтрольны бюрократии и крупному бизнесу.

Публичные дискуссии по поводу проекта закона "О саморегулируемых организациях" (СРО), принятого Думой в октябре прошлого года в первом чтении, продолжаются уже несколько месяцев. В частности, вчера его обсуждали в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Выступая здесь, зампредседателя Центрального банка РФ Андрей Козлов замечательно проиллюстрировал сложившуюся коллизию. Он заявил, что закон удачен, но для банковской сферы не подходит.

Наверное, в этом и кроется главная проблема данного закона. Он слишком общий и потенциально затрагивает интересы всех участников всех рынков, избегая касаться специфики. Пока что неудачны попытки отдельных депутатов, например Сергея Штогрина, ограничить сферу его действия конкретными рыками - ценных бумаг, рекламы, оценки, арбитражного управления и др., - где уже есть и активно действуют саморегулируемые организации. Но эти попытки не стоит оставлять, чтобы сделать текст закон более ясным и применимым в жизни. Иначе непонятно, зачем в очередной раз принимать плохой закон.

Его автор, председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский, на парламентских слушаниях в мае признался, что главным является сам факт существования этого закона. Теперь чиновники не смогут отвертеться, пытаясь сохранить за собой какие-то избыточные функции, - будь добр, сдай свою функцию в СРО. Что это такое? Читай закон.

Административная реформа полетит вперед, как птица, а давление бюрократии на бизнес будет снижаться день ото дня, вероятно, по мере создания все новых и новых СРО.

Эту картину рисуют сторонники закона, а противники говорят о массовой и насильной коллективизации бизнеса. Разница во взглядах демонстрирует, сколь широкое поле для фантазий предоставляют нам законодатели. Пожалуй, депутатам стоит все-таки прислушаться к мнению Андрея Козлова и создавать удачные законы для конкретных сфер.




Банкир.ru,
23.07.2004
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/706981.html

Док. 367336
Перв. публик.: 23.07.04
Последн. ред.: 08.09.07
Число обращений: 485

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``