В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новый министр природных ресурсов продолжает политику предшественника Назад
Новый министр природных ресурсов продолжает политику предшественника
Вернувшись с аудиенции у Владимира Путина, министр природных ресурсов Юрий Трутнев пригрозил масштабным переделом нефтяных месторождений. Как и его предшественник Виталий Артюхов, министр грозит отнимать лицензии у "нерадивых пользователей", которые не осваивают запасы.

По оценке Brunswick UBS, сделанной в марте 2004 г. на основе данных компаний, "Татнефть" обеспечена запасами на 34 года, "Газпром" - на 32 года, "ЛУКОЙЛ" - на 28 лет, "Сургутнефтегаз" - на 23 года, "ЮКОС" - на 22 года.

О намерении реформировать систему недропользования в России новый министр природных ресурсов, до переезда в Москву работавший губернатором Пермской области, заявил практически сразу после своего назначения в марте этого года. Вчера Трутнев обсудил с Путиным концепцию нового закона о недрах, который готовит Министерство природных ресурсов (МПР). Вернувшись из Кремля, министр поделился своими планами с журналистами.

По словам Трутнева, МПР намерено повысить степень использования запасов, права на которые переданы недропользователям. "[В 1990-е гг.] государство лицензии выдало, но ничего не получило. Кроме капитализации компаний, страна ничего не выиграла от того, что дала в пользование свои ресурсы, - возмущается министр. - В итоге на одну российскую компанию запасов приходится в 2-2,5 раза больше, чем на западную. Кратность запасов, например, у ТНК-BP достигает 60 лет". Не нравится министру и то, что в прошлом году российские нефтяники добыли нефти вдвое больше, чем "восполнено [запасов]".

Снизить обеспеченность российских компаний запасами до "западного" уровня министр собирается двумя способами - экономическим и административным. Чтобы компаниям было невыгодно сидеть "собакой на сене", Трутнев хочет возродить идею взимания платы за запасы, которые находятся на балансе компании, но не используются, - в виде особого налога или платы за аренду месторождения. Как наладить административный отъем лицензий, МПР еще не придумало, но министр полагает, что государство могло бы действовать через суд.

Предшественник Трутнева Виталий Артюхов тоже не раз пугал нефтяников массовым отъемом лицензий. Возможно, экс-министра вдохновляли слова Путина, который летом 2002 г. сетовал на то, что "некоторые наши компании" имеют запасы "на 25 и даже 30 лет вперед и [...] уже готовы торговать этими ресурсами, повышая свою капитализацию за счет страны". Правда, крестовый поход Артюхова против нарушителей окончился пшиком, признает Трутнев. По его словам, в 2003 г. МПР выдало 96 уведомлений об отзыве лицензий, но не вернуло государству ни одного месторождения (всего в России действует 16 000 лицензий на недропользование). Впрочем, "40% [от всех действующих] лицензий, выданных в 1992-1995 гг., - это лицензии ни о чем", признает министр.

"Я хочу заставить компании избавляться от неиспользуемых запасов или использовать их", - резюмирует Трутнев. Лицензии на недропользование, по его словам, можно было бы продавать на вторичном рынке другим компаниям либо возвращать в государственный нераспределенный фонд для продажи на повторном аукционе.

"Мы всегда действуем в рамках российского законодательства, не нарушая его ни на йоту", - удивляется атаке со стороны Трутнева вице-президент ТНК-BP Владимир Руга.

Впрочем, эксперты не ждут, что инициативы МПР ударят по капитализации нефтяных компаний. Главный аналитик "Атона" Стивен Дашевский напоминает, что "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ" сами возвращали государству "лишние" лицензии и на их капитализации это не отразилось". А Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" говорит, что "инвесторы, работающие в России, уже привыкли к риску изменения законодательства". Главное - чтобы у чиновников не было возможности произвольно трактовать новый закон, добавляет Дашевский.

Получить комментарий Минфина по поводу налоговых инициатив Трутнева вчера не удалось. Но полгода назад, когда законопроект о налоге на запасы предлагало Минэкономразвития, Минфин разделял точку зрения коллег. Правда, чиновник Минэкономразвития сомневается, что идею удастся реанимировать: "Была задача собрать с нефтяников больше налогов. Правительство сделало это другим способом. Вряд ли сейчас кто-то будет к этому возвращаться".

Зампред бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин не понимает, зачем разрушать действующую систему налогообложения нефтяной отрасли. "Если весь экономический смысл этой идеи состоит в том, чтобы месторождения не простаивали, достаточно в лицензионном соглашении установить сроки освоения месторождения. Если компания не выдерживает сроки, лицензия изымается, а месторождение снова выставляется на аукцион. При чем здесь налоги?" - недоумевает депутат.


Ольга Проскурина, Светлана Иванова, "Ведомости",
01.06.2004
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/705942.html

Док. 367320
Перв. публик.: 01.06.04
Последн. ред.: 08.09.07
Число обращений: 368

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``