В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Степашин переходит на ручное управление Назад
Степашин переходит на ручное управление
Мечты председателя Счетной палаты (СП) Сергея Степашина о повышении статуса своего ведомства в скором времени могут осуществиться. Вчера думский бюджетный комитет одобрил поправки "единороссов" в закон о СП, в случае принятия которых глава палаты и его зам будут назначаться только по представлению президента. По мнению экспертов, это приведет к усилению роли главы СП. Надо сказать, что прямого подчинения палаты президенту Степашин добивался с 2002 года. Тогда Владимир Путин отверг эти предложения. Сейчас, по мнению экспертов, перевод СП, которая проверяет как госфинансы, так и крупнейшие компании, на " ручное управление" президентом может быть востребован властью.

Кадры подберет президент
Сейчас председателя СП назначает Дума сроком на шесть лет. На тот же срок назначаются Совфедом его заместители. Эти же органы власти назначают по шесть аудиторов. По закону они могут быть досрочно освобождены от должности решением одной из палат парламента в строго оговоренных случаях: по собственному желанию, по достижении 65 лет, при нарушении ими законодательства, признания их недееспособными. "Единая Россия" предложила изменить этот порядок. Согласно внесенным ею поправкам в закон "О Счетной палате" председатель и его заместитель должны утверждаться парламентом только по представлению президента. Кроме того, депутаты предлагают сделать открытым список причин смещения руководства СП с должностей, причем представление об их освобождении сможет делать президент.

"Чем же они провинились?"
"Поправки необходимо принять сразу в трех чтениях", - настаивал один из авторов законопроекта депутат Николай Гончар, отказываясь при этом объяснить, зачем вообще это надо делать. Это насторожило членов комитета. "Этот закон мы принимаем спешно, чтобы заменить руководителей СП и аудиторов", - заподозрила коммунист Любовь Швец. Впрочем, Швец беспокоилась напрасно: действующего председателя СП нововведения не коснутся. Полномочия Сергея Степашина истекут в апреле 2006 года.

"С прицелом на будущее"
Зато другие возражения депутатов оказались более обоснованными. "Сейчас СП по поручению Думы может контролировать решения администрации президента", - напомнил зампред бюджетного комитета Сергей Штогрин. По его словам, в случае принятия поправок парламент эту возможность фактически утратит: если глава СП будет назначаться президентом, то вряд ли палата сможет контролировать деятельность президентской администрации. Но председатель бюджетного комитета Юрий Васильев намекнул заму, что и сегодня это так: "Законопроект просто приводит в соответствие юридическую и фактическую сторону, которая существует и сейчас".

"Закон подготовлен с прицелом на будущее: мало ли какая ситуация возникнет", - пояснил Гончар. По мнению экспертов, принятие такого законопроекта может действительно понадобиться. "Сейчас "Единая Россия" может всех шестерых членов Счетной палаты утвердить сама, - пояснил ГАЗЕТЕ руководитель аналитического департамента Центра политтехнологий Алексей Макаркин. - Однако до следующих выборов ситуация может измениться и в Думе конституционного большинства может уже не быть". По мнению политолога, именно поэтому президент может быть заинтересован в сохранении своего влияния на СП при любом раскладе сил.

"Счетная прокуратура"
Нововведения Степашина не коснутся, но выгода для его ведомства после принятия закона очевидна. "Этот законопроект отражает скорее стремление самого Степашина, чем интересы администрации или Путина лично", - уверен политолог Дмитрий Орлов. СП всегда страдала из-за недостаточной результативности своей работы, ее рекомендации не слишком воспринимаются исполнительной властью, потому что палата - орган парламентского контроля. "Степашин хочет сделать СП президентским органом, сопоставимым по влиянию с прокуратурой, - полагает Орлов. - Хотя концентрировать все рычаги управления финансового контроля в руках исполнительной власти и не оставлять ничего парламенту - это странно. У СП особый статус, и не в последнюю очередь из-за особого порядка ее формирования. Сделать главу СП таким же президентским чиновником, сделать ее частью администрации, это значит лишить ее этого статуса".

Действительно, несмотря на то, что Счетная палата неоднократно проводила громкие проверки крупнейших российских предприятий и даже выявляла нарушения, касающиеся, например, сделок по приватизации, серьезных последствий для компаний это не имело. По признанию одного из аудиторов СП, большинство отчетов "хранятся в шкафу и ждут своего часа": "Необходимость в этих скелетах может возникнуть в любой момент, а может не возникнуть и вообще никогда".

Степашин уже давно добивается повышения статуса СП и переподчинения ее президенту.

Еще в 2002 году глава Счетной палаты Сергей Степашин лоббировал поправки в закон о Счетной палате, одна из которых предусматривала переподчинение палаты от Госдумы президенту России. По планам Степашина Счетная палата должна была быть не просто органом контроля за расходованием бюджетных денег, подчинявшимся парламенту, а должна была превратиться в самый главный орган государственного финансового контроля, подчиняющийся напрямую президенту. Не только парламент, но и президент смог бы поручать СП проведение проверок. А все органы власти, Центробанк и другие кредитные организации по запросам Счетной палаты обязаны были бы предоставлять всю необходимую информацию. Однако Владимир Путин тогда публично выразил свое отрицательное отношение к идеям Степашина. "С этими планами трудно согласиться", - сказал он, пояснив, что в России уже сформированы все необходимые элементы государственного финансового контроля.

Похоже, теперь ситуация изменилась.


Марина Селиванова, Арина Шарипова, Алексей Редичкин, "Газета",
25.05.2004
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/705813.html

Док. 367317
Перв. публик.: 25.05.04
Последн. ред.: 08.09.07
Число обращений: 372

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``