В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Повышение акцизов: возможные последствия Назад
Повышение акцизов: возможные последствия
Радиостанция "Маяк-24", ПАНОРАМА ДНЯ, 17.05.2004, 12:10 Интервью с Сергеем Штогриным и Дмитрием Белоусовым

ВЕДУЩИЙ: В конце прошлой недели Государственная Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект, по которому с 1 января следующего году будут повышены ставки на подакцизные товары - табак, алкоголь, бензин и некоторые другие.

Вообще-то такая индексация происходит ежедневно, но каждый год ставки разные и, соответственно, последствия для наших с вами кошельков тоже разные. В ближайшие полчаса мы поговорим об особенностях предстоящего повышения. А поскольку проект внесен правительством, то поговорим еще и в целом о налоговой политике нового кабинета министров.

У нас в гостях заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин, и ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. Для начала объявляют номер нашего пейджера, можете звонить, задавать свои вопросы: 961-22-22 или 961-33-33 абонент "Маяк-24". Очевидно, во второй получасовке объявлю и номер телефона прямого эфира.

Для начала небольшой ликбез. Понятно, что экономическое образование далеко не у всех есть, поэтому в двух словах. Дмитрий Ремович, наверное, вас попрошу. Пожалуйста, объясните, что такое акциз, как он исчисляется, какие товары попадают под этот налог?

Дмитрий БЕЛОУСОВ, ведущий эксперт Центра макроэкономического прогнозирования: Все просто, образования никакого не нужно. Естественно, акциз - это налог, который взимается в рублях. Мы говорим о специфических ставках акциза, которые взимаются в рублях за единицу физического натурального объема продаваемых товаров. То есть в рублях за литр спирта, в рублях за тонну бензина и так далее.

Под нее подпадает узкий круг товаров, в основном народного потребления - это табачные изделия разных видов, причем в зависимости от категории табачных изделий ставки разные. По ним применяется смешанная налоговая ставка, там сумма - процент от цены плюс в рублях за единицу. Это все виды алкогольной продукции, включая спирт, то есть спирт, крепкие алкогольные напитки, водка, вина, пиво, также легковые автомобили, причем ставка разные в зависимости от мощности автомобильного двигателя. И, наконец, на моторное топливо и горюче-смазочные материалы.

ВЕДУЩИЙ: Больше всего людей интересуют как раз три вида товара - это алкоголь, табак и бензин. Сергей Иванович, пожалуйста, расскажите, какие ставки предусмотрены в этом новом законопроекте?

Сергей ШТОГРИН, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету: Во-первых, я хотел бы несколько уточнить, что касается экономической сути акцизов. В принципе, они взимаются не только у нас в стране, но и в других странах. Раньше мы акцизы взимали и по ювелирным изделия, и по мехам. Некоторые вносили предложения взимать акциз на минеральную воду, на питьевую воду, поскольку там сверхдоходы. Вообще-то с точки зрения экономической это изъятие части прибыли, выручки у прежде всего производителей в пользу государства.

Но это одна функция. О второй функции, я думаю, Дмитрий более подробно потом скажет. Но все равно в нашей налоговой системе акцизы сегодня находится на пятом месте по объемам поступления в бюджетную систему страны. На первом месте налог на добавленную стоимость, на втором - прибыль, на третьем - подоходный налог, на четвертом - налог на добычу полезных ископаемых, на пятом - акцизы. Это весьма существенная доля дохода бюджетов, поэтому мы так внимательно к ним относимся.

Правительство каждый год перед подготовкой федерального бюджета на очередной финансовый год проводит изменение акциза в ту или иную сторону. Мы раньше акцизами облагали и нефть, и газ природный.

ВЕДУЩИЙ: В ту или иную сторону в соответствии с инфляцией?

Сергей ШТОГРИН: Не только с инфляцией, но еще смотрят на целесообразность тех или иных шагов. Как правило, акцизы повышаются. Были иногда случаи, что они и понижались, например, по сырой нефти. Избирательный был акциз для разных компаний. Мы сейчас это немножко привели в порядок с тем, чтобы все-таки наш закон, глава 22 "Акцизы" была законом прямого действия, и политика правительства в последние годы такая, Государственная Дума ее в принципе поддерживает, - индексировать, то есть увеличивать ставки акцизов пропорционально инфляции, которая идет на соответствующий финансовый год.

Чтобы те доходы, которые дает инфляция производителям, допустим, алкоголя, тоже в равной доле занимались в бюджет государства, а те не клали их себе в карман. Поэтому по следующему году, с 1 января 2005 года, например, принято решение все акцизы проиндексировать на 8 процентов, на предполагаемую инфляцию этого года. И только акцизы на табачные изделия несколько больше: на 17 процентов - акцизы на сигареты с фильтром, на 23 процента - сигареты без фильтра.

ВЕДУЩИЙ: Почему именно на табачные изделия другая цифра получилась?

Сергей ШТОГРИН: Потому что у акцизов есть и вторая функция - регулирующая. У нас все-таки очень дешевые табаки. И я всегда привожу такой пример, когда выступаю в Государственной Думе, что у нас школьник может проехать зайцем в трамвае, не заплатив 10 рублей, и купить три пачки сигарет "Прима", которых ему хватит на неделю.

Но я убежден, что табаки так дешево не должны стоить. И в том числе если производители этих сигарет, за три рубля продавая эту пачку, и не только производители, а еще и торговая сеть, имеют свою долю, то, значит, надо поднять акциз, и они соответствующим образом, чтобы сохранить прибыльность производства этих сигарет, увеличат цены, сигареты не будут такими дешевыми. Поскольку нам сегодня Конституция запрещает устанавливать какие-то фиксированные цены, допустим, на табаки федеральным законом либо иным постановлением правительства.

ВЕДУЩИЙ: Насколько мне известно, в европейских странах как раз ставки акциза на табак и, вроде бы, на алкоголь действительно гораздо выше, чем у нас.

Сергей ШТОГРИН: Они значительно выше. Например, если говорить по Великобритании и Германии, там в цене пачки сигарет примерно 70 процентов - это акцизы.

ВЕДУЩИЙ: А у нас?

Сергей ШТОГРИН: А у нас они составляют 10-12 процентов в зависимости от марки сигарет. Например, сигареты класса "премиум", то есть "Парламент", "Кэмел", - там порядка 10-12 процентов. В сигаретах более дешевых, таких как "Ява", доходит до 18-20 процентов. А в "Приме", по-моему, около 20 процентов акцизы составляют в цене сигарет.

Но видите ли, в чем разница - в подходах. В странах Европейского экономического сообщества цена пачки сигарет пишется на самой пачке. И они везде продаются по этой цене. У нас было бы сложно, на мой взгляд, добиться того, чтобы было написано на пачке, чтобы она стоила и в супермаркете так же, и в ларьке, и на рынке, и перед входом в метро.

Я думаю, что у нас была бы тогда цена одна на пачке, а продавались бы совершенно по другим ценам.

ВЕДУЩИЙ: Как бы то ни было, при увеличении акцизов на 17 и 23 процента в реальном исчислении цены, наверное, поднимутся не очень сильно? На сколько?

Сергей ШТОГРИН: Я думаю, что поскольку эти акцизы составляют небольшую долю, то они существенного влияния на цены не оказывают. Если говорить о той же, допустим, пачке "Явы", она стоит 10, 12, 15 рублей, акцизов там рубль двадцать. Умножьте это на 17 процентов - рубль тридцать, рубль сорок.

ВЕДУЩИЙ: То есть все равно это повышение очень незначительное.

Сергей ШТОГРИН: Абсолютно несущественно повысятся цены с 1 января будущего года, может быть, даже раньше.

ВЕДУЩИЙ: А что касается спиртного, там тоже будет незначительное повышение?

Сергей ШТОГРИН: Там всего на 8 процентов, незначительно.

ВЕДУЩИЙ: В рублях это сколько будет?

Сергей ШТОГРИН: Если брать алкогольную продукцию с объемной долей свыше 25 процентов - это водка, - сейчас на литр 135 рублей, а будет 146.

Дмитрий БЕЛОУСОВ: Это на литр алкоголя, на водку надо...

Сергей ШТОГРИН: Да, уменьшить надо, поскольку у нас здесь берется 100-процентное содержание спирта.

ВЕДУЩИЙ: Мы начали говорить о том, что повышение ставок акцизов имеет еще и регулирующую функцию, скажем, этическую, чтобы от вредных привычек людей как-то избавить. Но почему повышение больше на табак, а, например, на алкоголь нет такого сильного повышения?

Дмитрий БЕЛОУСОВ: Может быть, просто ошибка в данном случае. Потому что, в принципе, проблема эта очень остро стоит. У нас в последнее время с алкоголизацией ситуация в стране просто катастрофическая, то есть кривые смертности в трудоспособном возрасте и потребления алкоголя практически идентичны. То есть все демографические проблемы у нас в значительной мере связаны с алкоголем. И, с другой стороны, в Европе в последние годы были хорошие урожаи, а, как известно, для производителей вин и, отдельная тема, пива проблемная вещь - конкурировать с импортной продукцией. Поэтому, на мой взгляд, одна из ошибок - это то, что в равной мере были повышены акцизы на водку и на вино, на пиво. В принципе, было бы правильнее на пиво и вино не повышать или, может быть, даже на какие-то виды отменить, а на водку повысить достаточно сильно.

ВЕДУЩИЙ: Потому что некоторые производители как раз и просят отменить?

Дмитрий БЕЛОУСОВ: Это естественно - еще бы производители просили повысить. Другое дело, что сильно тут не разгуляешься, потому что акцизы и на водку, и на вино и пиво поступают в региональные бюджеты.

В этом году, как известно, отменили налог с продаж, который был очень значим для регионов. И для них крайне болезненная штука - дальнейшее снижение акцизов. В регионах акцизы составляют почти 10 процентов от налогов, доходов.

Поэтому, с другой стороны, сильное повышение акцизов на водку, по мнению представителей бывшего МНС, повышение в меру инфляции, - это почти тот максимум, который мы можем собирать без резкого роста фальсификатов.

ВЕДУЩИЙ: То есть в любом случае выше 10 процентов поднимать...

Дмитрий БЕЛОУСОВ: Проблема в том, что если мы сильно повышаем акцизы, то у нас начинается та проблема, которая была в середине 90-х, когда рынок захлестывает нелегальная паленая водка. Поскольку у нас средства борьбы с этим не все хороши, скажем мягко, то приходится действовать, к сожалению, именно так. Насколько я понимаю, с этим связана политика, которая есть, хотя и не очень правильная.

Сергей ШТОГРИН: Я хотел бы поддержать Дмитрия в этой части. Все зависит от того, насколько сильным является государство по отношению к негативам, которые могут проявиться. То есть способно ли оно пресечь и не допустить контрабанды, что касается сигарет или, допустим, тех же алкогольных напитков, и способно ли оно поставить заслон производству самопальной или паленой водки и других изделий. И если, допустим, сигареты выпустить очень трудно на подпольной фабрике, то изготовить в квартире, телевидение такие вещи часто показывает, водку ручной закупорки - это повсеместно делается.

ВЕДУЩИЙ: То есть вы в принципе поддерживаете Дмитрия в том, что акциз на водку, например, должен быть выше, но при параллельных мерах?

Сергей ШТОГРИН: Надо принимать меры к тому, чтобы пресекать самопальное производство. И когда у нас, возможно, будет это, тогда можно их повышать. Но доля и так высокая. Я посчитал, у нас сейчас где-то 27 рублей акцизов в бутылке водки. С 1 января повысится на 2 рубля. У нас была уже история, когда мы резко повысили, по памяти скажу, по-моему, в 2000 году акциз на водку - на 20 процентов, и доля легального производства резко уменьшилась. И мы недобрали серьезных акцизов в бюджетную систему в первом полугодии. Потом немножко ситуация стабилизировалась. Потому в отношении таких товаров, по которым бизнес легко переходит из легального в нелегальный, надо очень осторожно решения принимать.

Что касается табаков, ситуация, конечно, здесь сложнее в смысле контрабанды. Хотя я хочу сказать, что мы были в позапрошлом году с парламентской делегацией в Германии, специально изучали тему контрабанды, так для Германии сейчас на первом месте - борьба с наркотиками, а на втором месте по значимости - борьба с контрабандой сигарет. Потому что если раньше не было этого, то сейчас тоже у них у метро, на остановках представители этнических меньшинств начинают торговать сигаретами, с которых не уплачен акциз. И мне приводили пример, что было выгодно даже в Великобритании на фабрике заказать для России с нашей акцизной маркой, сумма очень небольшая, партию сигарет, легально ввезти в Россию, а потом нелегально ввезти в Великобританию, и на одной фуре можно было заработать до миллиона долларов!

ВЕДУЩИЙ: Известно, что, как правило, торговцы используют поднятие акцизов, как повод поднять цены гораздо выше, чем предполагает ставка акциза. Как по вашему, может ли в данном случае это произойти? Если да, то в каких пределах? И на какие товары особенный может быть скачок?

Дмитрий БЕЛОУСОВ: Мне кажется, что это отчасти либо преувеличивается, либо там немножко другая причинно-следственная связь. В принципе, там повышение цен, конечно, есть, но не очень сильное. Вклад акцизов в инфляцию, мы посмотрели по скачкам цен, где-то порядка 0,2 процента по прошлому году.

Хуже проблема с топливом. Есть мнение, что повышение акцизов стимулирует опережающий рост на бензин. Мне кажется, ситуация несколько хуже, потому что у нас производство бензина и в значительной степени торговля, потому что бензоколонки в значительной мере уже принадлежат нефтяным компаниям, они достаточно жестко... В каждом регионе ситуация не скажу, что монополизирована, но доминируют 2-3 компании. Весной происходит сезонный рост спроса, в основном со стороны села и частного сектора тоже. Это стимулирует компании к повышению цен, потом они их немножко снижают, но главное - к фиксации нового ценового диапазона. В этом году это подталкивается еще, конечно, ситуацией на мировых рынках, когда и цены на нефть высокие, и цены на бензин, потому что мировые цены хотя бы отчасти ограничивают, становится выгодным ввоз бензина. Сейчас ситуация у нас в этом смысле очень острая, потому что выведен на ремонт ряд НПЗ, которые, собственно, бензин и производят, как раз в момент сезонного роста спроса, объемы переработки падают, на рынке возникает напряженность по объемам, и, соответственно, цены растут. Мне кажется, что тут информация о новых акцизах, тем более, что все знают, насколько они будут повышены, просто в законе прописано, она не очень значима. Гораздо более значимы позиции нефтяных компаний.

Сергей ШТОГРИН: Мне просто кажется, что прежде всего те, кто занимается реализацией горюче-смазочных материалов, просто спекулируют в весенний период, зная о том, что будут повышены акцизы, о том, что населению об этом сообщили. При этом мало кто из слушателей знает, что это будет с 1 января следующего года, а не завтра-послезавтра, поскольку СМИ такие вопросы освещает весьма не подробно. Главное услышать: ах, акцизы повышаются, вперед поехали цены. Причем, посмотрите, Дмитрий, да, есть сезонный спрос, прежде всего на дизельное топливо для сельского хозяйства. Но почему тогда поднимаются так резко цены на 93-й бензин, на 95-й, даже 98-й, то есть повышается весь спектр?

Дмитрий БЕЛОУСОВ: А вы посмотрите структуру роста цен. У нас чем ниже октановое число, тем выше рост цен. У нас самый высокий рост цен как раз на низкокачественный бензин, который потребляется.

Сергей ШТОГРИН: Поэтому стараются возможно полно и как можно больше изъять у населения, прежде всего в сфере экономики, к себе в карманы доходов, а потом потихоньку цены эти высокие весенние снижаются где-то в июле, в августе, в сентябре. Я динамику смотрел, где-то в ноябре-декабре они выходят на этот уровень, а уже с января, когда действительно акцизы повышаются...

Есть еще один вопрос, связанный с межбюджетными отношениями. Хочу сказать, что уже второй год часть акцизов зачисляется в бюджеты субъектов Федерации. И, конечно, сейчас есть стимул субъектов Федерации, муниципальных образований все-таки больше заниматься наведением порядка в этой сфере реализации, поскольку часть акцизов поступает к ним, а это довольно серьезные доходы, которые должны идти на содержание дорог. Какие дороги у нас, вы, наверное, не хуже меня знаете.

ВЕДУЩИЙ: У нас есть звонки от слушателей. Давайте включим первый звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Если цены на нефть повышаются, то, повышая цены на бензин внутри страны, вы удорожаете все перевозки, что скажется на стоимости продукции, которая перевозится у нас в основном грузовым автотранспортом. Это первый вопрос.

Второй вопрос, вы говорите о повышении цен на табак, это ударит в первую очередь по пенсионерам, которые курят сигареты без фильтра, у нас денег нет на фильтр, а школьники курят по 30 рублей пачка. Вы зайдите в школу и посмотрите.

И третий вопрос насчет винно-водочной продукции. Знаете, такое анекдот есть, когда сын прибегает домой и говорит: "Папа, цены на водку поднялись, ты теперь будешь меньше пить". "Нет, сыночек, ты теперь будешь меньше есть". Вот три вопроса. Будьте любезны, ответьте на них.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Первый вопрос связан с удорожанием бензина, а стало быть и всех остальных товаров. Сергей Иванович.

Сергей ШТОГРИН: Конечно, любые налоговые изъятия в пользу государства увеличивают конечную цену в реализации того или иного товара, работы или услуг, как мы пишем в нашем Налоговом законодательстве. Можно было вообще ничего не брать, но тогда напрашивается вопрос: а на какие деньги мы будем содержать армию, на какие деньги мы будем выплачивать пенсии пенсионерам, на какие деньги мы будем помогать инвалидам и тем, кто не может себе заработать на жизнь самостоятельно, а таких у нас десятки миллионов людей? Поэтому это один из инструментов изъятия доходов в пользу государства.

А то, что мы их индексируем на очень небольшую сумму, это всего 8 процентов, связанные с инфляцией, то это не больше того, что сделал бы бизнес для того, чтобы свои затраты, которые они несут на производство тех или иных товаров, просто-напросто компенсировать. Поэтому просто мы сохраняем ту долю, которую мы изымали в этом году в пользу государства, и такую же долю будем по тому же бензину изымать и в следующем году.

Да, инфляцию это подстегивает, но Дмитрий же сказал, что доля увеличения акциза всего 0,2 процента.

Дмитрий БЕЛОУСОВ: Это по прошлому году. В этом году, естественно, будет меньше.

Сергей ШТОГРИН: Поэтому существенно это не влияет на повышение цены. Вопрос в другом, что, конечно, в нашем государстве, когда мы привыкли при советской власти жить при регулируемых ценах, тогда они были стабильными, а сейчас, живя в рынке, надо, чтобы государство больше влияния оказывало на регулирование цен и не происходило тех аномалий, которые мы сегодня порой имеем, как это было в начале года по цене на хлеб, хотя там никто никакие налоги не повышал, изъятий никаких не было.

Я убежден, что государство не должно вот так смотреть на эту ситуацию, тем более в вопросе потребления наиболее потребляемого продукта, жизненно необходимого для каждого россиянина, как хлеб и хлебобулочные изделия.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. У нас есть еще один звонок.

Слушатель: У меня два вопроса. Первый вопрос, почему ЦБР задерживает падение доллара, кому это выгодно? Народу это не выгодно.

Второй вопрос, чем же занимается у нас правительство, если не за что оно не отвечает? Что это такое? Дисциплины никакой. Когда будет дисциплина настоящая?

ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое, но вопрос не совсем в рамках нашей программы. Сергей Иванович, может быть вы, как депутат Госдумы, сможете ответить хотя бы на первый вопрос? Или вы, Дмитрий?

Дмитрий БЕЛОУСОВ: На самом деле народу падение доллара очень даже чувствительно, потому что чем дешевле доллар, тем дешевле импорт, чем дешевле импорт, тем больше его на рынках, и, соответственно, тем меньше производство наших товаров, меньше производство наших товаров - перестанет расти производство, перестанет расти зарплата, а то, не дай бог, еще что-нибудь останавливаться начнет.

У нас уже в начале этого года, в принципе, в целом ряде отраслей из-за укрепления рубля возникли достаточно крупные проблемы. Остановился рост в пищевой промышленности. Продолжаются очень крупные проблемы в легкой промышленности, там в ряде отраслей просто спад. В машиностроении в целом ряде производство проблемы, почему-то попер инвестиционный импорт, чего раньше не было, у наших производителей всегда были хорошие позиции на рынках.

По второму вопросу скажу, что ослабляли государство, доослаблялись. Сейчас какое есть.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Иванович, если можно, покороче.

Сергей ШТОГРИН: Я хочу сказать, что какие-то резкие движения на финансовых рынках всегда были вредны в ту или иную сторону, поэтому резких движений делать не надо, и то, что "Центробанк" держит ситуацию в руках - это позитивно для экономики страны.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое, наше время подошло к концу.

Екатерина Некрасова, "Маяк",
17.05.2004
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/705678.html

Док. 367311
Перв. публик.: 17.05.04
Последн. ред.: 08.09.07
Число обращений: 405

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``