В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Во что обходится правительственная блажь Назад
Во что обходится правительственная блажь
Эксклюзивное интервью Сергея Штогрина

С января 2004 года отменен пятипроцентный налог с продаж. Но обещанного снижения розничных цен на потребительские товары не произошло, что вызвало очередное недовольство российских граждан. Почему же так ничего и не дала столь широко разрекламированная акция простым людям? Об этом обозревателю нашего журнала рассказывает Сергей Штогрин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.



- Сергей Иванович, народ надеялся, что с отменой этого налога цены в магазинах снизятся примерно на пять процентов, как сулили официальные экономисты. Вместо этого - подорожание. Скажите, кто же все-таки ощутил отмену?



- Когда принималось такое решение, правительство утверждало: если цены в магазинах не упадут, то по крайней мере будут сдерживаться. Они же повысились. Серьезную экономическую выгоду отмены налога ощутили владельцы супермаркетов, крупных магазинов, ресторанов, телефон но-телеграфных компаний, которые ведут свой бизнес "в светлую". Раньше пять процентов налога отчисляли в государственный бюджет, а с 2004 года, продав батон колбасы или мобильный телефон, эту сумму с проданного товара оставляют себе. Именно торговые сети были главными лоббистами отмены налога, подчеркивали его несправедливый характер. Мол, в киосках на той же Тверской торгуют пивом, сосисками или видеокассетами. При этом не платят налоги в бюджет. А тот же, к примеру, "Макдоналдс" платит. Несправедливо.



- И все-таки с 1 января 2004 года владельцы торговых сетей облагаются только одним налогом (НДС), а не двумя, как было раньше. С двойным налогообложением в России покончено. Какого экономического эффекта мы добились, перейдя к так называемой "классической" налоговой схеме, если цены стали кусаться больнее?



- Когда в Государственной Думе обсуждался этот вопрос, я громко смеялся над мотивацией правительства. Отменяя налог, мы, дескать, поддержим отечественных товаропроизводителей Никаких преференций производители не получили, поскольку продают товары оптом, с которого налог с продаж не взимался и не взимается. Платил его покупатель, а продавец выступал оператором: переводил деньги в бюджет. Более того, некоторое время он держал их у себя в кассе, пользовался ими. Плательщиками налога с продаж были средне- и высокообеспеченные слои населения. Те, кто ходил в те же столичные торговые сети. А кто приобретал продукты на рынке, с тех его не брали. Не облагали им товары первой необходимости, такие, как хлебобулочные изделия, мука. Те же, кто хотел пить виски или пиво, тем более импортное, раскошеливались еще на пять процентов их стоимости. То есть происходило своеобразное изъятие средств у обеспеченных слоев в пользу малоимущих через налого-бюджетную систему.



- Для чего же парламенту потребовалось отменять это налогообложение?



- Минэкономразвития стояло на своем: этого требует экономическая теория. Какая? Кто ее придумал, утвердил? Налоги с продаж и на добавленную стоимость платят торговые сети в процветающей Канаде. И никто там не комплексует по этому поводу. Это была какая-то правительственная блажь. Но блажь, которая выражала интересы среднего и крупного капитала, размещенного главным образом в торговле и сфере услуг. В результате торговые сети, "связисты" получат в 2004 году 70~80 млрд рублей дополнительной прибыли. Выступая против отмены налога с продаж, я говорил, что эта сфера не нуждается в налоговой поддержке, по сути - льготе. В моем родном Биробиджане на первых этажах центральных улиц скоро не останется ни одной квартиры. Будут лишь торговые точки да салоны по оказанию услуг населению. И никакие инвестиции туда не нужны, потому что это доходный бизнес. Отмену налога с продаж правительство мотивировало еще и тем, что его трудно собирать. Например, с торговли на рынках, с мелких магазинов, киосков. Значит, надо лучше наладить учет, контроль Но мы, как говорится, пошли другим путем И сегодня в парламенте ломаем головы, где взять деньги на социальные нужды. Ищем средства на льготное обеспечение ветеранов лекарствами. А ведь подаренные крупному бизнесу 80 миллиардов рублей могли направить на дотации конкретным людям. По крайней мере, нашли бы куда их пристроить. На ту же безопасность, в конце концов, на борьбу с террором.



- Как повлияет отмена налога с продаж на бюджеты регионов, особенно депрессивных?



- В течение 2003 года, когда действовал налог с продаж, в бюджеты субъектов Федерации в целом по России поступило 56,3 млрд рублей. Правительство предложило заместить эти поступления доходами от малого и среднего бизнеса, которые в несколько раз меньше. Например, единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Но в бюджетную систему страны этого налога за 2003 год поступило всего 16,5 млрд рублей. Из них федеральная часть составила 4,9 млрд. Второй источник, предложенный правительством, - упрощенная система налогообложения для малого и среднего бизнеса. В прошлом году за счет этого платежа по всей России поступило 17 млрд рублей. Из них в федеральный бюджет - 5 млрд. С 2004 года эти деньги передают в субъекты Федерации. Итого по двум источникам только 11 млрд рублей. А забрали 56! Если учесть инфляцию, которая составляет сегодня 10 процентов, то и все 60 млрд рублей! Таким образом, субъекты Федерации потеряют в этом году почти 50 млрд рублей доходов. Говорилось, что такие потери можно также компенсировать доходами от налога на прибыль. Конечно, он составляет весьма значимую цифру. Более 300 млрд рублей поступило в прошлом году в консолидированный бюджет субъектов Федерации. Но проблема в том, что он очень неравномерно распределяется по территории страны.



- Почему неравномерно?



- Потому что не все субъекты РФ сегодня имеют прибыльные предприятия. И на доходы в региональные бюджеты могут рассчитывать только те из них, где есть высокорентабельное производство. Это касается прежде всего сырьевой, пищевой, алюминиевой отраслей, металлургической промышленности, добычи цветных металлов. Они могут возместить потери за счет налога на прибыль. Стабильные же источники, какими являются налоги на малый бизнес, закрывают только пятую часть потерь от отмены налога с продаж.



- То есть многие регионы в этом году, что называется, пролетят. Но ваш Комитет, Сергей Иванович, намерен как-то влиять на ситуацию, исправить ее?



- Возвращаться к налогу с продаж надо. Но как? Правительство предложило ввести с 1 января 2005 года сбор за право торговли. Что это такое, поймем, когда увидим проект соответствующего закона. Пока его нет Допускаю, что это несколько видоизмененный налог с продаж. Часто правительство прошлого состава поступало вопреки мнению палаты и тем самым совершило не одну ошибку. Какой будет в этом направлении политика нового кабинета министров - посмотрим.



Светлана Додонова, "Российская Федерация сегодня",
07.04.2004
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/705101.html

Док. 367308
Перв. публик.: 07.04.04
Последн. ред.: 08.09.07
Число обращений: 399

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``