В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Налог умер, цены ожили Назад
Налог умер, цены ожили
Отмена налога с продаж не сделала товары дешевле, хотя инфляцию удалось чуть-чуть обуздать

С 1 января в России отменен 5-процентный налог с продаж. Уже через несколько дней у общественности началась легкая истерика: обещали, что с отменой налога упадут цены, но народ этого не ощутил.
Эксперты советовали подождать хотя бы месяцок, чтобы подбить статистику.

Вот, прошло больше месяца, и статистики не подкачали. Отмена налога с продаж, как свидетельствуют самые свежие данные, не свершила чуда: цены не упали. Но рост цен, которые в январе обычно галопируют, удалось несколько обуздать. Таким образом, акция по отмене налога все же имела некоторый успех, хотя вопрос, чего в ней больше, минусов или плюсов, остается. Напомним предысторию. Налог с продаж появился в 1999 году и задумывался как пожарная мера (после дефолта) для поддержки региональных бюджетов, куда он и поступал.

Вводить его или нет, решали регионы в своих парламентах, и авторы хорошо помнят, что введение налога сопровождалось не менее жаркой дискуссией, чем его отмена: местные власти хотели денег, но "популисты", которых много в любом парламенте, боялись повышения цен.

Разговоры об отмене налога с продаж начались уже в 2000 году. Инициатором с самого начала выступало бизнес-сообщество (в частности, голоса в поддержку этой идеи регулярно раздавались из Совета Федерации, где, как известно, сидят "делегаты" регионального бизнеса). Свое веское слово сказала и Конфедерация обществ потребителей (КонфОП). Эксперты этой организации подсчитали, что в 2002 году покупатели выложили из своих карманов в счет этого налога 50 миллиардов рублей, причем эти миллиарды изъяли в основном у простачков, тогда как состоятельные люди, совершая крупные покупки, тут же нашли вполне законные способы оформлять сделку так, чтобы этот налог не платить.

В результате регионы так и не получили тех денег, на которые рассчитывали: вместо указанных 50 миллиардов в том же 2002 году они ждали обогащения на 250 миллиардов.

Министерство экономического развития и торговли было не против отмены и последовательно придерживалось этой позиции, что вызвало полемику его с Минфином. Так, в 2000 году первый замминистра финансов РФ Сергей Шаталов объявил, что отменить налог можно "через 1-2года", заменив его, чтобы местные бюджеты не пострадали, налогами с недвижимости. Однако в 2002 году вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин заявил, что до 2005 года отмены не будет. Его оппонентами выступили, что необычно, налоговики, которые столкнулись с проблемой вялой расплаты бизнеса, перегруженного налоговым бременем.

В таком подвешенном состоянии вопрос находился до прошлой весны, когда представители крупных сетевых магазинов выступили с консолидированным заявлением, в котором пообещали снизить цены на 5 процентов, если налог будет отменен. Им поверили, или как бы поверили, и решили налог отменить.

Уже после того, как это произошло и общественность заволновалась, Герман Греф заявил, что лично он и не обещал снижения цен: это была инициатива бизнеса, снизить цены - их обещание, выполнение или невыполнение которого - на их совести.

Итак, настало первое января. В крупных сетевых магазинах кое-где появились таблички, извещающие, что "в связи с отменой налога с продаж цены у нас снижены". Однако такие таблички появлялись далеко не везде даже в крупных магазинах, и проверить их содержание оказалось практически невозможно.

Так, один из авторов не далее, как вчера, отметил подорожание в одном крупном сетевом магазине мандаринов с 77 рублей до 93, что продавцы объяснили "сменой поставщика".

Последовательным противником отмены налога выступил мэр Москвы Юрий Лужков который заявил, что отмена налога нанесла городскому бюджету ущерб в размере 22 миллиардов рублей, которые обычно шли на социальные нужды, и объявил затею "ошибкой" . Помимо Лужкова, о бюджетных дырах отрапортовали Башкортостан, Московская область, Татарстан и Санкт-Петербург, где потери "измеряются миллиардами". Греф тут же парировал - отмена налога преследовала далеко идущие стратегические цели и ошибкой не была.

Так что произошло с ценами после отмены налога? Как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель директора ВНИИ потребительского рынка и маркетинга Евгений Мясин, цены взяли под козырек только в тех сферах, где тарифы регулируются государством: например, на железнодорожные билеты. Но справедливости ради заметим, что данные наших корреспондентов говорят об ином. В некоторых регионах тарифы даже выросли, что представляется совершенно непонятным.
Более-менее, по словам Мясина, послушались компании, работающие по безналу.

Кстати, о сознательности бизнеса. Вот картинка, которую наблюдал ваш корреспондент, будучи на одной крупной мебельной фабрике. Ее директору позвонил другой директор - ну очень крупного мебельного салона-и спросил, будет ли фабрика снижать отпускную цену на 5 процентов. На что фабрикант резонно возразил: налог с продаж - розничный, а не оптовый, вам и снижать цену на прилавке. "А раз так, то мы ценники переписывать не будем", - как-то даже обрадованно заключил собеседник на том конце провода.

Удастся ли региональным бюджетам компенсировать финансовые провалы после отмены налога? Как заявил корреспонденту "РГ" зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам, член коллегии МНС Сергей Штогрин, "теоретически сторонники отмены налога правы - нигде в мире не взимаются одновременно НДС и налог с продаж". По словам депутата, потери региональных бюджетов составят в нынешнем году где-то 80 миллиардов рублей. В свое время (в июне прошлого года) Минфин пообещал компенсировать эти потери, подбросив им проценты с налога на прибыль, сборов с акцизов на алкоголь и доходов от малого бизнеса. Сейчас, однако, Минфин говорит о том, что в результате компенсаций регионы, которые так и не ввели у себя налог с продаж, станут богаче на 11, 1 миллиарда рублей, и это неоправданное обогащение тоже надо, в свою очередь, компенсировать. Регионы по этому поводу беспокоятся.
Депутат не уверен, что регионам удастся найти замену этим деньгам. Если кому-то кажется, что речь идет об абстрактных "больших деньгах государства", он заблуждается: именно местные бюджеты могут (или не могут) сдерживать цены на такие стратегические продукты, как, например, хлеб. Его обвальное подорожание показывает, что губернаторы со своей задачей уже не справляются.

То ли будет ближе к лету, когда мука, из-за подорожания которой разбухают и хлебные ценники, достигнет ценового пика?

Евгений Арсюхин, Татьяна Смольякова, Ирина Невинная, Ираида Семенова, "Российская газета",
13.02.2004
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/703321.html

Док. 367301
Перв. публик.: 13.02.04
Последн. ред.: 08.09.07
Число обращений: 354

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``