В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Точка в налоговой реформе Назад
Точка в налоговой реформе
Правительство внесло в Думу последний налоговый закон

Налоговая реформа близится к финалу. Правительство внесло в Думу законопроект, окончательно уточняющий перечень и статус всех имеющихся в действующем законодательстве налогов и сборов. Оказалось, что многочисленные манипуляции с налоговой системой сократили количество налогов в России более чем в два раза. Весь мусор в виде давно не существующих налогов, а также самодеятельности местных властей в виде сборов за парковку автотранспорта и на содержание собак, будет вычищен из налогового законодательства.

К 1 марта 2004 года, как решили вчера члены думского комитета по бюджету и налогам, в пятилетней работе над Налоговым кодексом (НК) должна быть поставлена жирная точка. И хотя от снижения ставок ряда налогов правительство по-прежнему не отказывается, эта работа будет проводиться исключительно в рамках кодекса и без "побочного" нормотворчества.

Налоговый кодекс начали писать еще в 1997 году. Параллельно с принятием глав первой, а затем и второй части НК в законодательном поле продолжали существовать прежние нормативные акты, регулирующие взимание налогов и сборов. Введение одних налогов и отмена других, передача их из центра в регионы и обратно лишь добавляли в законодательство многотомные перечни "изменений и дополнений". Причем путаница по срокам введения новых налоговых сборов зачастую возникала очень серьезная. Яркий пример тому -- история с транспортным налогом, чуть было не приведшая к массовому отказу налогоплательщиков уплачивать "незаконные поборы". По сути, дело было лишь в том, что Налоговый кодекс вводил этот налог с 1 января 2003 года, а несостыковка положений НК и закона "Об основах налоговой системы" позволяла не платить сбор на пользователей автодорог уже с октября 2002 года. Отменить же ныне действующий закон "Об основах налоговой системы" возможно лишь с того момента, когда кодекс принят целиком.

Нынешней осенью законодатели наконец управились с последними двумя главами НК, и правительство приступило к технической правке всего того, что оно создало за последние пять лет в налоговом законодательстве. Вместо 33 налогов и сборов (15 федеральных, 6 региональных и 22 местных) теперь будет действовать 16 (10 федеральных, 2 региональных и 4 местных).

По мнению аналитиков, шлифовка налогового законодательства требуется уже давно. По словам экономиста ИК "Тройка Диалог" Антона Струченевского, в налоговом законодательстве сейчас такой хаос, что разобраться в нем сложно даже специалисту, не говоря о рядовых налогоплательщиках. С ним согласна и директор центра макроэкономических исследований "Юникон" Елена Матросова. "Статус налогов должен быть четко закреплен хотя бы даже для того, чтобы законодатели имели развязанными руки для коррекции их ставок", - говорит она.

Правда, есть и некоторые опасения, что окончательная шлифовка кодекса может оказаться на практике не такой уж окончательной. По словам зампреда бюджетного комитета Сергея Штогрина, наверняка возникнут проблемы с таможенными пошлинами, не включенными в кодекс по странной логике правительства.

Присутствующий на заседании комитета представитель Минфина посоветовал в ответ не отягощать новый кодекс дополнительными главами. Как заявил глава налогового департамента Минфина Александр Иванеев, таможенные пошлины не имеют характер налоговых сборов и будут регулироваться дополнительными законодательными актами.

Остается также и небольшая вероятность того, что с распределением налогов между уровнями власти не согласятся регионы. По словам главы бюджетного подкомитета Госдумы Виталия Шубы, "решение принимается крайне серьезное, по сути, мы завершаем налоговую реформу, а значит, регионам надо дать время подумать".

В итоге обсуждение законопроекта отложено до весны. Впрочем, спешить некуда, так как в любом случае окончательного переиздания кодекса в новом варианте можно ожидать не ранее 2005 года. Именно к этому времени должен вступить в силу пакет законов о разграничении доходов и полномочий между уровнями власти.

Налоги, закрепленные за тремя уровнями власти

Федеральные: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование и дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование водными биоресурсами.

Региональные: налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций.

Местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, сбор за право ведения торговли.

Ирина Склярова, "Время новостей",
12.11.2003
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/629150.html

Док. 367292
Перв. публик.: 12.11.03
Последн. ред.: 08.09.07
Число обращений: 381

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``