В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Штогрин в программе `Парламентский час` Назад
Сергей Штогрин в программе `Парламентский час`
Ведущий Мария Бехтина, Сергей Воробьев

ВЕДУЩИЙ: Пожалуй, наиболее точно характеризуют предложенный правительством проект бюджета слова "стабильность" и "стабилизация". Именно идеи стабилизации в экономике и стабильного исполнения бюджета, даже в условиях снижения цен на нефть и возможных катаклизмов на мировых рынках, положены разработчиками в основу его концепции. Развитием этой идеи стало образование в рамках бюджета стабилизационного фонда, в котором правительство намерено сконцентрировать сверхнормативные доходы, что называется, на черный день. Этой идее подчинено и предложенное распределение расходов. Разобраться в том, что кроется за колонками цифр в бюджете страны, создает ли предложенный проект бюджета условия для ускоренного экономического роста и насколько амбициозны планы правительства, мы сегодня попытаемся вместе с депутатами, работающими в комитете Государственной Думы по бюджету и налогам.

Валерий ДРАГАНОВ, депутат ГД РФ, фракция "Единство - Единая Россия: Общее впечатление от состояния бюджета, его качество вселяет определенный оптимизм, поскольку все-таки бюджет сбалансирован, все-таки основные три проблемы, которые ставятся перед ним, экономический рост, выполнение социальных обязательств по расходам и обороноспособность, бюджет выполняет.

Олег КОВАЛЕВ, депутат ГД РФ, фракция "Единство - Единая Россия: Я считаю, что бюджет, принятый именно вот с таким балансом расходов и доходов, он окажет существенное влияние на развитие экономики государства в 2004 году, что тоже очень важно, поскольку он снижает налоговое бремя на всю экономику страны. Снижение налогового бремени дает толчок для ее развития, то есть мы увеличиваем объем ВВП, рост ВВП, а значит увеличиваем поступление налогов в бюджет при меньшем проценте доли ВВП, отправляемой в бюджеты разных уровней.

Валерий ГАЛЬЧЕНКО, депутат ГД РФ, фракция "Народный депутат": Решена казалось бы противоречивая задача, нерешаемая. С одной стороны снижена нагрузка на экономику более чем на процент ВВП, и одновременно решена задача оставления его социальной направленности, сохранение социальной направленности и будет усиление социальной направленности бюджета.

Оксана ДМИТРИЕВА, независимый депутат: Я не удовлетворена бюджетом по ряду оснований. Первое - я считаю, что сохраняется перекос налогов в пользу федерального центра. По налоговым доходам в пользу федерального центра собирается 56 процентов, субъекты получают 44 процента. И при этом в этом году сокращается относительно в расходах бюджета доля финансовой поддержки регионов, то есть доля средств которые идут на дотации регионам, на финансирование в них инвестиций, капитальных вложений и так далее.

ВЕДУЩИЙ: Ускоренный экономический рост и модернизация страны главные задачи экономической политики на ближайшее десятилетие. Как отразится это в бюджете и планах правительства, готово ли правительство направить инвестиции приоритетным отраслям промышленности или ограничится снижением расходов и налогового бремени? К примеру, авиасалон в Жуковском еще раз подтвердил лидирующее положение России в области разработок авиакосмической техники, но способна ли сегодня российская экономика реализовать замыслы конструкторов и готово ли государство ей в этом помочь? По состоянию авиапрома можно судить и о положении и в других отраслях промышленности.

Репортаж КОРР.: По оценкам специалистов, при существующих темпах роста российский авиационный рынок в скором времени будет оцениваться в 100 млрд. долларов в год. Поэтому так настойчиво пробиваются к нам западные компании со своей техникой, да еще подкрепляя свои притязания на российское небо домыслами о том, что российское авиастроение практически мертво. В том, что это совсем не так, можно было убедиться на ежегодном авиасалоне в Жуковском "МАКС-2003", где было представлено большое количество новых моделей авиационной техники, отвечающих самым высоким международным требованиям. Так, к примеру, акционерное общество "Туполев" представило несколько новых магистральных самолетов, которые в ближайшие годы могут с успехом заменить своих предшественников, составляющих большинство самолетного парка в авиакомпаниях России и стран СНГ. На разработку этих самолетов государство потратило сотни миллионов долларов. Но сегодня необходимо завершать работу по окончательной модернизации и сертификации самолетов нового семейства "Туполева", для того, чтобы они как можно быстрее вошли в серийное производство.

Игорь ШЕВЧУК, генеральный директор АО "Туполев": К большому сожалению, проект нашего бюджета в части авиапрома на 2004 год, он оказался меньше примерно на треть по отношению к бюджету 2003 года. Это очень печально и конечно, мы рассчитываем, что наши государственные деятели проведут дополнительный анализ, используют наши материалы и будут прислушиваться к нашим просьбам для того, чтобы бюджетное финансирование авиапрома было увеличено, поскольку я абсолютно убежден, что для государства это деньги возвратные, причем многократно в более высоком размере.

КОРР.: Стоит заметить, что передовое развитие авиации определяется прежде всего передовым развитием всего научно-технического потенциала страны. Недаром говорят, что большая авиация это большой бизнес и большая политика. Сегодня Россия создает свои новые самолеты благодаря разработкам, сделанным еще в советское время, но для того, чтобы думать о создании самолетов будущего, нам необходим научно-технический прорыв, материаловедение, разработки нового оборудования и двигателей. И, конечно, для этого требуется пристальное внимание государства к отраслевой авиационной науке. (Песня) Россия по-прежнему обладает одной из лучших экспериментальных авиационных баз в мире. К примеру, научно-испытательный комплекс Центрального института авиационного моторостроения в подмосковном Лыткарино является уникальной экспериментальной базой для создания новейших двигателей. Однако в настоящее время Лыткаринский центр для того, чтобы выжить, вынужден заниматься коммерческими разработками в энергетике.

Владимир СКИБИН, генеральный директор Центрального института испытания двигателей: К сожалению, у нас, начиная с 90-х годов, практически выделяется крайне незначительные средства, которые не позволяют обеспечить не только развитие, но и работоспособность этого испытательного комплекса. Без стендовой базы, конечно, перспективный двигатель создать не можем. Без поддержки государства такой комплекс содержать нельзя. Сегодня все комплексы, все до одного испытательного комплекса в авиационном двигателестроении зарубежном финансируется не менее 80 процентов из бюджета стран.

КОРР.: На минувшей неделе Государственная Дума приняла постановление о парламентском запросе председателю правительства Михаилу Касьянову о мерах по развитию российской авиационной промышленности. В запросе, в частности, говорится о том, что депутаты обеспокоены сокращением финансирования федеральной целевой программы в развитии гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года. (Песня)

Михаил ЗАДОРНОВ, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам, фракция "Яблоко": Действительно, ГД сделала ряд шагов, в частности, были увеличены капиталы государственных лизинговых компаний, то есть были вложены бюджетные деньги и, вы знаете, созданы две компании, одна на базе "Ильюшин-финанс", лизинговая компания, и вторая, которая базируется фактически на авиационном предприятии в Казани. Но дальнейших шагов какого-то субсидирования процентных ставок или каких-то других инструментов, бюджет не содержит. Много обсуждается, здесь вы правы, но пока решений слишком мало и надо смотреть правде в глаза, авиационная промышленность продолжает загибаться, поскольку объемы производства, за исключением поставок военной техники на экспорт, ничтожны.

Александр ФОМИН, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам, фракция СПС: Мне кажется, наше Министерство финансов увлеклось формированием не бюджета страны, а бюджета Министерства финансов. Он достаточно комфортный для них, с учетом заниженных темпов инфляции, с учетом того, что с перестраховкой определяется цена на нефть и в этом смысле этот бюджет не станет таким важной вехой в развитии экономики, это объективная ситуация. И когда мы сегодня часто вспоминаем об амбициях нашего государства и о задачах, которые поставил президент в своем федеральном послании об увеличении в два раза валового внутреннего продукта в ближайшее время, этот бюджет эту задачу не решает точно.

Валерий ГАЛЬЧЕНКО, депутат ГД РФ, фракция "Народный депутат": Я депутат-одномандатник и я общаюсь с простыми людьми. И мне вся эта макроэкономика и все эти разговоры о долях процентов изменения финансирования того или иного направления в бюджете, это, извиняюсь за грубость, но как мертвому припарка, никому не нужные разговоры. Конечно же, меня и моих избирателей интересуют изменения в лучшую сторону уровня жизни. И в этом смысле самая большая проблема, которая до сих пор не решена, это изменение акцентов в бюджетном планировании. Мы должны переходить от планирования бедности к планированию изменения уровня жизни, улучшения уровня жизни. Эта проблема, к сожалению, в этом бюджете не решается.

Оксана ДМИТРИЕВА: Предлагается стабилизационный фонд сформировать в размере 85 млрд. рублей. Эта сумма, равная расходам на образование из федерального бюджета и где-то сотавляет треть наших расходов на оборону, и предлагается эти суммы вложить в бумаги иностранных государств. Ну, как кто как может оценивать, под сколько процентов, ну, где-то 2-3 максимально. При этом предлагается брать долги на Западе, облигационный займ, при этом мы должны будем платить от 7 до 8 процентов, занимать. То есть мы наращиваем долг, платим проценты, большие, и при этом свои собственные деньги отсылаем за границу, причем под гораздо меньший процент, чем мы будем занимать.

Валерий ГАЛЬЧЕНКО: Я считаю, что изъятие большого количества денег из денежного оборота страны, это на самом деле не очень хорошо, по понятным причинам: мы обескровливаем экономику, у нас нет лишних денег, и вот так просто где-то их складывать, чтобы они лежали, это не очень правильно. Но одновременно я понимаю резоны правительства. Я понимаю те аргументы, которые правительство нам предлагает, а они очень просты. Вы хотите второй дефолт? Я не хочу, и правительство тоже этого не хочет. И в этом смысле нам необходимо иметь гарантии на ближайшее будущее от подобных явлений, как дефолт.

Александр ФОМИН: Действительно, наш бюджет очень сильно зависит от колебаний цен на нефть и появление такого фонда, это какая-то своеобразная страховка будущих поколений. Если мы ответственные политики, мы должны думать не только о завтрашнем дне, но и о тех, кто будет дальше работать и жить в нашей стране. В то же время сама процедура распределения средств в стабилизационном фонде, она тоже вызывает много сомнений. Не совсем правильно, когда эта процедура будет зависеть в основном от чиновника .

Сергей ШТОГРИН, заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам, Агропромышленная депутатская группа: Правительство предлагает на следующий год изъять из бюджета, как мы сделали, депутаты, и правительство отчасти здесь нас поддержало, мы компенсировали предприятиям лесной, текстильной и легкой промышленности процентные ставки по кредитам и на эти 100 млн., на которые мы дали возможность взять кредитов, получается за счет увеличения объемов производства и налоговая составляющая увеличивается, и на каждый рубль, который государство помогло взять кредитов легкой промышленности, легкая промышленность налогов отдает в бюджетную систему 5 рублей. Вот это эффективные вложения в экономику. Так они предлагают эту статью выбросить из бюджета и нарисовали на следующий год в проекте вообще ноль. Мы, конечно, будем эту тему обсуждать в комитете по бюджету и я думаю, что мы найдем возможности все-таки вернуть эту строку в проект закона о бюджете, чтобы и лесная, и легкая промышленность государством поддерживалась, и, может быть, еще в большей степени, чем в этом году.

Валерий ДРАГАНОВ: Не так много, но мы все-таки предусмотрели компенсации по вкладам в Сбербанк. Мы предусмотрели полмиллиарда на поддержку экспортных производителей, в том числе и на снятие таможенной пошлины. Нужно сказать, что молодые семьи вновь, часть из обилия молодых семей, могут получать по сниженным ценам жилье. Мы предусмотрели средства на снос ветхого жилья. Это такие не очень большие финансовые вливания, но главное, что эти статьи появляются.

ВЕДУЩИЙ: Финансирование науки в годы реформ было одной из самых пострадавших статей бюджета. Следствие: закрытие и жалкое существование многих авторитетных научных центров и массовый отъезд молодых ученых за рубеж. Станция "Мир" увенчала перечень потерь нашей науки. Сегодня правительство декларирует увеличение ассигнований на научные исследования, но хватит ли планируемой бюджетной подпитки для того, чтобы российская наука смогла дать импульс экономическому развитию страны?

Репортаж КОРР.: В 2004 году расходы по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" вырастут по сравнению с 2003 годом на 15 процентов. На реализацию научного сопровождения 40 федеральных целевых программ предполагается выделить свыше 10 млрд. рублей и в частности большая часть этих средств будет направлена: на федеральную космическую программу России - около 3 млрд. рублей, на развитие гражданской авиационной техники России - около 2,5 млрд. рублей, на национальную технологическую базу - свыше 1,5 млрд. рублей, и на исследования и разработку по приоритетным направлениям развития науки и техники - более 2 млрд. рублей. Великий преобразователь Петр I, прорубая окно в Европу, хорошо понимал, что без привлечения в Россию лучших научных умов страна так и останется на задворках европейской цивилизации. Именно во времена его правления была создана Российская Академия Наук, куда на весьма выгодных условиях были приглашены молодые научные кадры из-за рубежа. Парадоксально, но факт: спустя 3 века, во время так называемые демократических реформ, лучшие умы российской науки, как, впрочем, и сама наука, были пущены в прямом и переносном смысле по миру. Достаточно напомнить, что за 10 лет реформ наукоемкость внутреннего валового продукта сократилась в 10 раз. Количество же научных работников уменьшилось почти вдвое.

Николай ПЛАТЭ, директор института нефтехимсинтеза РАН: Мы относимся трепетно к минеральным богатствам: платина, палладий, золото, алмазы. А хорошие мозги - это ценнее, чем любой алмаз.
КОРР.: В последние годы для власти стало очевидно, что пришло время собирать камни. При президенте России был создан совет по науке и высоким технологиям. Впервые был поставлен вопрос о превращении нашей экономики из сырьевой в инновационную и необходимости в этой связи изменения истемы финансирования научных учреждений.

Геннадий МЕСЯЦ, исполняющий обязанности директора РАН: Нам не нужно пытаться догонять мир, мы должны выделить то, где мы сильны и это сохранить, потому что если финансировать все равномерно, то получается так: сегодня где-то мы прорвались, а если мы этот прорыв не усиливаем, то потом все уходит. Уходит информация, люди уезжают за рубеж. Нам удалось сейчас закрепить целый ряд больших направлений и сейчас уже наблюдается в целом ряде направлений, в частности, большая программа по биологии у нас, 150 млн. рублей в этом году по фундаментальной биологии, нам удалось даже уже какое-то количество людей, ведущих специалистов вернуть из-за границы.

КОРР.: Что касается внедрения научных разработок в производство и разного рода инновационной деятельности, то финансирование, по мнению академиков, в своей основной части должно быть отдано на откуп частным предприятиям, государственным и смешанным фондам.

Геннадий МЕСЯЦ: Только на бюджетные деньги прикладные науки, инновационную деятельность развивать нельзя. Конечно, инновационная деятельность должна развиваться обязательно при поддержке бизнеса, потому что сейчас, насколько я помню, порядка 70 процентов российской промышленности уже находятся в частных руках и было бы смешно, если бы мы, например, полностью всю прикладную науку, все, что нужно для промышленности, финансировали из бюджета.

КОРР.: При формировании расходов на науку в бюджете 2004 года эти тенденции были учтены и тем не менее их основные параметры продолжают вызывать негативную реакцию как у ученых, так и в депутатской среде.

Александр ШИШЛОВ, председатель комитета по образованию и науке: Повышение зарплаты бюджетникам запланировано с 1 октября нынешнего года, но это повышение происходит спустя почти 2 года с момента предыдущего повышения и по сути дела вот это повышение даже и повышением-то нельзя назвать, это всего лишь частичная компенсация роста стоимости жизни. А на 2004 год правительство даже не ставит задачи дальнейшего увеличения зарплаты бюджетников и если такой подход сохранится, то к концу следующего года реальный уровень жизни, уровень доходов научных сотрудников уменьшится.

Николай ПЛАТЭ: Приборы безумно дороги. На уникальные установки ни один институт деньги собрать не может. Здесь государство, с помощью ли спонсоров, с помощью олигархов, кого угодно, но должно дать возможность молодежи работать на современных вещах. Иначе они, получив великолепное теоретическое образование, начинают смотреть в лес, то бишь в сторону либо Японии, либо США, либо Западной Европы.

КОРР.: К этому следует добавить, что в 2002 году президентом России была утверждена программа об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Согласно этому документу, значительное повышение финансирования науки должно начаться с 2006 года, а значит есть надежда, что время политики, проводимой по принципу "нефть и газ у нас есть, а остальное купим", прошло и страна займет подобающее место среди государств, производящих научные знания и высокие технологии.

Сергей ШТОГРИН: Вы сами понимаете, что какого-то взрыва на увеличение ассигнований на 4 процента не произойдет. Да, вполне возможно, что эти деньги будут сконцентрированы на каком-то узком направлении тогда действительно, может быть, это узкое направление и серьезно продвинется вперед. Наука такая вещь, проблемы которой не решаются за один финансовый год. Это нужно серьезно увеличивать ежегодно, чтобы нарастить потенциал, чтобы возместить те потери науки, которые были сделаны за предыдущие 13 лет.

телеканал "Россия",
21.09.2003
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/625563.html

Док. 367284
Перв. публик.: 21.09.03
Последн. ред.: 08.09.07
Число обращений: 384

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``