В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Франц Клинцевич, депутат Госдумы: Побеждать надо и словом Назад
Франц Клинцевич, депутат Госдумы: Побеждать надо и словом
Специальная пропаганда должна стать составной частью антитеррористических операций.

В октябре 2004 года исполняется 60 лет факультету спецпропаганды. Еще в 1940 году в связи с нехваткой специалистов Советское правительство открывает курсы усовершенствования офицеров политработников со знанием иностранных языков при Военно-политической академии в Москве. 23 августа 1942 года в составе Военного института иностранных языков (ВИИЯ) РККА было сформировано отделение офицеров политработников со знанием иностранных языков, а через два года были организованы факультет и кафедра спецпропаганды, в которых и началось обучение первых курсантов.

Выпускники факультета внесли весомый вклад в окончательный идеологический разгром Германии. В послевоенный период многие из них активно работали в восточноевропейских странах, а в годы "холодной войны" находились, как тогда принято было говорить, на передовой идеологической борьбы коммунизма с империализмом, по заданию Советского правительства выполняли свои служебные обязанности в самых различных "горячих точках" планеты.

После распада СССР факультет спецпропаганды был переименован в факультет зарубежной военной информации, который функционирует в Военном университете Министерства обороны РФ. В последние годы курсанты и выпускники факультета принимали участие во многих локальных конфликтах, боевых и специальных операциях. При этом они проявляли личное мужество, смелость и отвагу. Отмечая их заслуги, Правительство наградило многих из них боевыми орденами и медалями.

Среди выпускников факультета спецпропаганды разных лет - известные политики и государственные деятели, учёные, бизнесмены, журналисты. Своими мыслями о месте и роли спецпропаганды в наши дни с читателями "Парламентской газеты" делится выпускник факультета 1986 года, депутат Государственной Думы Франц Клинцевич.

- После окончания факультета вы были направлены для прохождения дальнейшей службы в Афганистан. Что такое на практике спецпропаганда?

- Я окончил факультет уже сложившимся офицером: к тому времени был капитаном Воздушно-десантных войск. Нельзя сказать, что я не был ранее знаком с азами специальной работы по разложению войск и населения вероятного противника в боевых и особых условия. Однако учеба на факультете предоставила мне возможность приступить к овладению профессией, уникальной в те годы в армии.

А учили нас воевать оружием слова. В достаточно сжатые сроки, наряду с освоением языка дари, страноведческих знаний активно изучались вопросы содержания, формы и методы ведения спецпропаганды с учетом афганской специфики.

В Афганистане мне пришлось служить в 345-м отдельном парашютно-десантном полку ВДВ в Баграме. В зону ответственности нашей части входил обширный регион вблизи Кабула, примыкавший к ущелью Панджшер ("пять львов" - с афг.). В этой округе действовали вооруженные формирования знаменитого Ахмад Шаха, именуемого среди афганцев "панджшерским львом". Во все годы советского военного присутствия здесь особенно высокой была боевая и подрывная активность вооруженной оппозиции. В жесткой информационно-пропагандистской и психологической борьбе советским спецпропагандистам противостояли не только исламские агитаторы, но и вся сила и мощь необъявленной психологической войны, развязанной США и их ближайшими союзниками против Афганистана.

В мои прямые обязанности входили организация и ведение политической работы среди военнослужащих вооруженных сил Афганистана и населения страны, а также специальная работа по оказанию спецпропагандистского воздействия на членов вооруженных формирований оппозиции. Как известно, в те годы в Афганистане, по инициативе политического руководства СССР, стала реализовываться политика "национального примирения". Спецпропагандистам 40-й армии пришлось тогда активно участвовать в работе по консолидации афганского общества, налаживанию взаимодействия и сотрудничества между представителями различных политических сил, в том числе вооруженной оппозиции.

Одновременно шла работа по организации пропагандистского обеспечения вывода советских войск. В интересах стабилизации обстановки в зоне ответственности, укрепления советско-афганской дружбы, обеспечения лояльного отношения со стороны населения к советским войскам, привлечения афганцев к активному сотрудничеству организовывались различные агитационно-пропагандистские мероприятия. Это встречи, собрания, митинги в провинциальных и уездных центрах, кишлаках, выступления в афганских воинских частях. В ходе мероприятий демонстрировались кинофильмы, проводились сеансы радио- и звуковещания, распространялись листовки и другая печатная литература, оказывалась материальная и медицинская помощь населению. Целенаправленно велась работа с оппозицией: контакты и переговоры с лидерами исламских партий и полевыми командирами, оказание психологического воздействия на отдельные вооруженные группировки, агентурная и дезинформационная работа.

Думаю, что в целом спецпропаганда в Афганистане справилась со своими задачами. Об этом, в частности, свидетельствует то, что после вывода советских войск правительство Наджибуллы еще долгое время продолжало находиться у власти. Кто бывал в Афганистане в последнее время, может подтвердить, что в современном Афганистане к американцам относятся гораздо хуже, нежели к "шурави" (советским - с афг.), русским.

К сожалению, и я в те годы уже это понимал, спецпропаганда является хотя и чрезвычайно эффективным, но очень хрупким и уязвимым видом обеспечения боевой и иной деятельности войск. Будучи заложницей большой московской политики, она в последние годы советского военного присутствия в Афганистане вынуждена была не наступать и упреждать, а оправдываться и защищаться, в крайнем случае пропагандировать императивы "нового политического мышления" в СССР.

Вместе с тем должен признать, что спецпропагандистский опыт не раз оказывался востребованным в моей политической биографии. Создание Российского союза ветеранов Афганистана стало возможным благодаря практическим навыкам участия в общественном строительстве в Афганистане. Избирательные кампании в Госдуму, в которых я принимал участие, не были бы успешными, не будь со мной рядом моих друзей-афганцев, а избирательные технологии разрабатывались бы непрофессионалами. Наконец, в последние годы мне много приходилось работать в Чечне по урегулированию там внутриполитической ситуации. Политическая работа среди населения и бандформирований в особых условиях получила здесь свое новое развитие. Место и роль этого вида деятельности трудно переоценить в современных условиях.

- Так какими вам видятся место и роль спецпропаганды в современных условиях?

- Сегодня все мы живем в информационную эпоху. Информация используется в качестве самого эффективного инструмента управления государством и обществом, является важнейшим фактором влияния на международные процессы. Наиболее активно информационное противоборство в мире ведется в ходе войн и вооруженных конфликтов. Информационное оружие позволяет достигать поставленных целей с наименьшими материальными и людскими потерями.

Именно с учетом этих реалий действуют ведущие страны мира при продвижении своих геополитических и экономических интересов на международной арене, разрешении кризисных ситуаций внутри страны. Примеров тому предостаточно. В свое время во многом в результате целенаправленной антикоммунистической и антисоветской пропаганды произошли крушение мировой системы социализма и распад Советского Союза. С тех пор около 40 тысяч международных структур информационного и общественно-политического влияния продолжают эффективно функционировать на постсоветском пространстве в интересах третьих стран. Только в последние годы США и их ближайшие союзники активно задействовали информационное оружие, и прежде всего силы и средства психологических операций, при достижении своих геополитических целей в Ираке, Югославии, Афганистане, на Кавказе и других регионах мира.

На мой взгляд, в современной России мы слишком поздно осознали необходимость того, что информация должна использоваться в созидательных, а не в разрушительных целях. "Информационная революция" времен "перестройки" в СССР, а затем в России привела к выбросу на "рынок новостей" не столько объективной, сколько избыточной, искаженной и недостоверной информации. На какое-то время информационные ресурсы в стране даже вышли из-под контроля общества, властей и закона. Всем памятны ожесточенные олигархические информационные войны. Еще не преодолена эпоха виртуального управления российским обществом, когда с помощью эфира и публикаций в прессе решаются вопросы, находящиеся в компетенции государственной власти.

Последние террористические акты в Москве, на Кавказе и в других городах России убедительно свидетельствуют о том, что государству и обществу предстоит еще многое сделать для того, чтобы информационная работа в стране была поднята на должный уровень. И здесь особая роль должна принадлежать спецпропаганде или психологической борьбе, как это принято сейчас называть. В современных условиях использование традиционных форм и методов спецпропаганды должно сочетаться с применением самых передовых технологий информационного оружия, задействованием финансово-экономических и других ресурсов государства и Вооруженных сил в частности.

- В свете трагических событий в Беслане как вы оцениваете эффективность информационного обеспечения действий федеральных и региональных властей по нейтрализации террористических акций?

- После трагических событий в Беслане в обществе произошла серьезная переоценка ценностей. Действия международных террористов в России были всесторонне проанализированы. Нельзя не согласиться с Президентом Владимиром Путиным в оценке того, что России силами международного террора была объявлена война. А на войне, что называется, должно быть как на войне. В этом контексте признать эффективной информационную деятельность властей по профилактике, предупреждению и упреждению террористических акций, не говоря уже о вопросах информационного сопровождения действий силовых структур по нейтрализации конкретных терактов, трудно признать удовлетворительной.

Полагаю, что в особых условиях, когда действия террористов угрожают государству и обществу, жертвами которых становятся конкретные люди, специальная информационная, психологическая и пропагандистская работа должна стать важнейшей составной частью всех антитеррористических операций. Соответствующие органы должны быть созданы в антитеррористических структурах государства, и прежде всего на Северном Кавказе.

Одновременно считаю необходимым развернуть широкую разъяснительную работу среди населения Северного Кавказа с использованием информационно-пропагандистских возможностей силовых структур. Таким образом можно будет не только обеспечить лояльное отношение горцев к армии, но и добиться включения местного населения в единое общественно-политическое, информационно-культурное и морально-психологическое пространство России.

В интересах успешной борьбы с терроризмом важно сформировать благоприятный информационный фон внутри страны и за рубежом. Кроме того, это позволит эффективно продвигать национальные интересы страны, формировать и закреплять положительный имидж России на международной арене. В этой связи возникает потребность в подготовке в профильных вузах специалистов в области организации и ведения информационной, пропагандистской и психологической работы со знанием иностранных языков.

Бесспорно, при этом возрастает роль факультета зарубежной военной информации Военного университета, где осуществляется подготовка специалистов в сфере информационно-психологического противоборства в боевых и особых условиях. Мне не понаслышке известно, как работают выпускники этого факультета. Они смогли себя зарекомендовать с самой лучшей стороны при выполнении боевых задач на Северном Кавказе, в Таджикистане, Югославии и других "горячих точках". Уверен, что современному поколению наследников уникальной военной профессии, призвание которой состоит в том, чтобы побеждать добрым словом, взвешенным аргументом и спасительным призывом, будет по плечу сохранить и приумножить лучшие традиции специальной пропаганды.



Парламентская Газета, Город: Москва

Дата: 15 октября 2004


Док. 367071
Перв. публик.: 15.10.04
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 449

  • Клинцевич Франц Адамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``