В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Чуб: `Вода России - ХХI век` - державная национальная программа Назад
Владимир Чуб: `Вода России - ХХI век` - державная национальная программа
Если она не будет реализована, дальнейшее совершенствование и развитие водного хозяйства маловероятно

Сегодня в Ростове-на-Дону Президиум Госсовета РФ обсудит национальную программу "Вода России - XXI век". О ее особенностях рассказывает нашей газете губернатор Ростовской области

- Владимир Федорович, вы возглавили рабочую группу, созданную для разработки программы "Вода России-XXI век". Какие задачи ставил перед собой этот коллектив? Что удалось решить? Какие неувязки остались?

- Рабочая группа, как Вы сами заметили, создавалась для разработки программы, подготовки соответствующего доклада Президенту Российской Федерации, Президиуму Государственного совета.

Необходимость разработки программы обусловлена сложностью и многогранностью проблем, а в ряде случаев - критическим положением в водохозяйственном комплексе страны.

Прогрессирующее старение основных фондов водного хозяйства остро поставило проблему наводнений и опасности разрушения гидротехнических сооружений. Снижение качества вод и ухудшение экологического состояния водных объектов - другой, не менее важный вопрос. По имеющимся официальным данным каждый второй житель России вынужден использовать питьевую воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. Более того, загрязнение водных объектов достигло таких масштабов, что мы уже не можем рассматривать водные ресурсы как возобновимые. Их деградация на долгое время, а в отдельных случаях и навсегда, изменяет природные экосистемы и качество вод. Отсюда снижение биоразнообразия и численности ценных в промысловом отношении видов рыб и водных животных. Хозяйственное освоение водосборных территорий привело к исчезновению многих малых рек. Добавьте сюда расточительность в отношении водных ресурсов, и возникает еще одна проблема - недостаточная водообеспеченность территорий.

В процессе работы над программой, а он был достаточно длительным и напряженным, было рассмотрено несколько вариантов. Итоговый документ, который мы будем представлять на президиуме, имеет очень важное значение. Его главная задача - определить полный комплекс мероприятий, которые необходимо осуществить до 2015 года для обеспечения нормального функционирования водохозяйственного комплекса страны. Нужно определить источники финансовых ресурсов для осуществления намечаемых мероприятий и перечень необходимых к разработке и реализации федеральных и территориальных целевых программ. И эта задача, я считаю, нами выполнена.

Документ объединяет в единое целое все федеральные целевые программы, программы социально-экономического развития регионов и развития отраслей экономики в части рационального использования, охраны и восстановления водных ресурсов и объектов, развития водохозяйственного комплекса. Он направлен на ликвидацию многолетней ведомственной и территориальной разобщенности в сфере водопользования.



- Нашли ли в программе отражение внутренние проблемы региона - состояние Дона, Азовского моря, Цимлянского водохранилища, АЭС? Рассматривался ли рабочей группой проект переброски вод северных рек в среднеазиатские государства (инициатива московского мэра Ю. Лужкова)?

- Программа разрабатывается на трех уровнях: территориальном, бассейновом и федеральном. Наш Дон - крупнейшая не только водная, но и транспортная артерия России. Не случайно Ростов называют портом пяти морей. Все проблемы, присущие водохозяйственному комплексу страны, актуальны и для нас. Конечно же, они нашли свое отражение в каждом из уровней документа. Разработаны территориальная подпрограмма по Ростовской области и программа действий по совершенствованию и развитию водохозяйственного комплекса в бассейне р.Дон. Они предусматривают укрепление берегов Цимлянского водохранилища и реки Дон, ремонт гидротехнических сооружений. Но я могу сказать, что уже сейчас мы многое делаем для решения внутренних проблем. В нашей области объем капитальных вложений в реконструкцию и строительство очистных сооружений канализационных сетей вырос со 135,8 миллионов в 2001 году до 331 миллиона в текущем. Финансирование ведется за счет областного бюджета. Мы приняли Областной закон, по которому не 50 процентов, как это предписано федеральным законодательством, а 70 процентов средств, поступающих как плата за пользование водными объектами, оставляем на охрану и восстановление водных объектов. По другим субъектам РФ эта цифра составляет 10-15процентов. Успешно реализуется Целевая экологическая программа оздоровления водного бассейна реки Темерник. За счет средств областного бюджета идет разработка систем управления малым водосбором для первых пяти бассейнов малых рек области. Это позволит оперативно управлять ресурсами, контролировать их состояние.

Кроме того, экономическим управлением Президента России и Минэкономразвития при поддержке Министерства охраны окружающей среды Дании в рамках "Датской Программы сотрудничества в области охраны окружающей среды в странах Центральной и Восточной Европы" Ростовская область выбрана в качестве одного из регионов по реализации проекта "Реформа водного законодательства".

Что касается проекта переброски вод северных рек, то он на заседаниях рабочей группы не рассматривался и в программе не предусмотрен.

- Программ федерального уровня принималось немало. На практике средств для осуществления многих благих намерений не оказывалось. Где гарантии, что такая же судьба не ожидает и эту программу, хотя название у нее державное - "национальная программа действий"?

- Действительно, предусмотренные программой мероприятия требуют значительных финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов. Их общая стоимость на 2003-2015 годы составляет 807 млрд.рублей. Важным условием реализации этого документа является создание эффективного экономического механизма, адекватного рыночным условиям. Он должен на основе реализации принципа платности водопользования обеспечить возмещение необходимых затрат на поддержание водохозяйственного комплекса России в нормальном состоянии, а также создать условия, стимулирующие рациональное использование и охрану водных ресурсов. Основными источниками финансирования мероприятий должны стать платежи за пользование водными объектами, полностью направляемые на реализацию программных мероприятий, средства водопользователей, инвесторов, международные займы и гранты. Платежи за водопользование должны иметь строго целевой характер и быть достаточными для выполнения программных мероприятий в полном объеме. Таким образом, существенно снижается нагрузка на государство. Создание такого экономического механизма может служить гарантией устойчивого финансирования мероприятий программы.

Оценка экономической эффективности реализации программных мероприятий предполагает, что системы водохозяйственного комплекса будут работать в условиях полного возмещения затрат через соответствующие тарифы платы за воду.

Если же мы не сможем обеспечить реализацию мероприятий программы, то дальнейшее совершенствование и развитие водного хозяйства маловероятно. А это, на мой взгляд, тот случай, когда скупой платит даже не дважды, а в десятки раз больше.


- Водохозяйственные проблемы, как отмечается в сводном докладе рабочей группы, животрепещущи, неотложны. Какие пути их решения будут предложены президиуму Государственного совета? Какой реакции и каких шагов после обсуждения проекта программы Вы ожидаете от Президента России, который, как известно, обещал принять участие в заседании президиума Госсовета?

- Рабочая группа намерена предложить для обсуждения на заседании президиума проект программы с конкретными путями вывода водохозяйственного комплекса России из кризисного состояния. Все мероприятия сведены в 7 взаимосвязанных программных проектов. Предлагаемые на рассмотрение меры позволят решить проблемы обеспечения населения и экономики водными ресурсами, восстановить экологическое состояние водных объектов, обеспечить безопасность гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем, снизить последствия вредного воздействия вод. Имею ввиду подтопления, наводнения.

После обсуждения мы ждем перехода к практической реализации всех наработок и предложений, сформулированных в результате труда многих министерств и ведомств, представителей органов власти субъектов Российской Федерации, широкого круга ученых и специалистов в сфере водного хозяйства. И естественно, мы рассчитываем на поддержку Президента в этом вопросе.


http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=31&infoId=3097&topicFolderId=10382&topicInfoId=0

"Крестьянин" No 36 от 3 сентября 2003 года о разработке национальной програмы "Вода России - 21 век"


Док. 367023
Перв. публик.: 03.09.03
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 447

  • Чуб Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``