В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Ковалев: Бандитский рейд не должен повториться Назад
Николай Ковалев: Бандитский рейд не должен повториться
Прошло уже две недели со дня бандитской акции в Ингушетии. Вместе с депутатами Государственной Думы "Парламентская газета" продолжает следить за ходом расследования этой трагедии. Подтверждаются наши прогнозы и выводы, сделанные в первой публикации "ПГ" о той кошмарной ночи с 21 на 22 июня. Появляется и новая информация.

Так после рейда боевиков на складе вооружения в МВД Ингушетии недосчитались более трехсот пистолетов, 322 автоматов, 22 гранатометов, шести пулеметов, почти двух сотен ручных гранат и около 68 тысяч патронов. Это свидетельствует о том, что бандиты изрядно пополнили свои арсеналы и готовы к очередной провокации. Второй вывод состоит в том, что в силовые структуры Чечни и Ингушетии - МВД, кадыровскую службу безопасности и в другие органы - смогли внедриться сепаратисты из числа амнистированных боевиков. Они имеют не только оружие, но и доступ ко многим сведениям, в том числе и к закрытой информации.

Корреспондент "Парламентской газеты" попросил прокомментировать события в Ингушетии депутатов Государственной Думы Николая Ковалева ("Единая Россия"), который прошел путь от младшего оперуполномоченного до руководителя органов госбезопасности нашей страны, и Алексея Кондаурова (КП РФ), почти три десятка лет прослужившего в органах безопасности.

Николай Ковалев:

- Причин свершившейся трагедии много. Начиная от общих - отсутствие скоординированных действий и единого руководства всей антитеррористической операцией на Северном Кавказе, кончая частными - огромное количество людей в камуфляже с оружием в руках и множеством самых различных "красных корочек", которыми они машут на каждом углу. Обычный человек не может даже отличить истинное удостоверение милиционера от купленного на базаре. Но главное - не было упреждающей информации со стороны спецслужб, слабо ведутся оперативное обеспечение и выявление предателей из числа бывших боевиков в рядах МВД и президентской охраны Кадырова, которая, по разным данным, насчитывает от одной до пяти тысяч вооруженных людей.

Сейчас многие говорят о том, что руководство контртеррористической операции вновь нужно передать из МВД в ФСБ. Думаю, что этого делать не стоит. Во-первых, у милиции больше сил и средств, да и вооружены они гораздо лучше. Во-вторых, именно МВД со своими внутренними войсками, ОМОНом и оперативными подразделениями лучше всего приспособлено к борьбе с террористами как в лесу, так и в населенных пунктах. Задача ФСБ - глубокая агентурная разработка лидеров, получение той самой упреждающей оперативно-технической информации и предотвращение, опять же в тесном контакте с МВД и армией, бандитских акций и рейдов, подобных тем, которые произошли в Буденновске, Кизляре, Ингушетии. В задачу контрразведки входит и деятельность по пресечению финансовых потоков, оружейного трафика, которые подпитывают бандитов. Нельзя забывать и о той исключительной роли, которая выпала в этом регионе на долю Погранслужбы, сотрудников ГРУ, прокуратуры. В общем, необходима отлаженная система оперативных мер, которая бы обеспечила невозможность подобных акций.

Безусловно, важна и законодательная проработка антитеррористической деятельности. Но мы уже в течение 15 лет не можем сформулировать понятие "терроризм". А от нерешенности общих вопросов - неразбериха и в частностях. На мой взгляд, при определении террористической деятельности ключевым должен быть принцип возможного ущерба со стороны мирного населения. Отсюда и методы борьбы с террором, и меры государства по обеспечению безопасности мирных граждан. Да и терроризм сегодня - далеко не однородное явление. С одними можно вести переговоры, выяснять позиции и требования. С фанатиками, которые преследуют мифическую цель и которые ни перед чем не останавливаются ради ее достижения, никакие переговоры невозможны в принципе. Эти отморозки не дорожат ни своей жизнью, ни жизнью женщин, стариков, детей. Именно они взрывают метро и жилые дома, захватывают "Норд-Ост", совершают бандитские рейды.

Особо хочу отметить, что проблема терроризма в Чечне отражает все мировые проблемы борьбы с террором. Именно с ними столкнулись американцы в Ираке. Захватить страну, причем не только силой оружия, но и ценой купли-продажи (по их собственным признаниям, на подкуп правящей верхушки потребовалось десять годовых бюджетов Ирака), оказалось легко. Но удержать власть и навести порядок - проблематично. Куда делась полумиллионная армия Ирака? Она растворилась среди населения и перешла к партизанской войне. Отсюда и нынешние потери США, уже в несколько раз превосходящие потери активной фазы боевых действий.

Поэтому эффективную борьбу с терроризмом можно вести только на уровне широкого международного сотрудничества. И спектр этого взаимодействия необычайно широк, начиная от создания всемирного страхового фонда защиты от терроризма в целях экономической помощи государствам, пострадавшим от террористических акций, кончая созданием международных научных групп по разработке методик по выявлению различных взрывчатых веществ и их обезвреживанию, причем незаметно для самих террористов. Поверьте мне как профессионалу контрразведчику, наука уже созрела для того, чтобы изменять свойства взрывчатки и сделать, например, пластид, который проносит в своем поясе шахид в места скопления людей, обычным пластилином. Ну а начинать нужно с малого: ратифицировать Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ, договориться об унификации и совершенствовании требований по безопасности полетов, из специально созданного всемирного фонда присуждать большую международную премию и обеспечить безопасность в любой точке земного шара тем лицам, которые предоставили упреждающую информацию о готовящихся крупных терактах. Естественно, необходимо и противодействие идеологии терроризма, и выявление лидеров и организаций, и обмен оперативной информацией между спецслужбами различных государств в режиме реального времени. Успешно бороться с глобальным злом можно только такими всеохватывающими мерами. Лишь в этом случае бессмысленность терроризма станет очевидной, и он изживет себя как явление политической жизни.

И последнее, о чем бы мне хотелось сказать, обращаясь уже к нашим политикам. Не нужно делать собственный имидж на гибели, крови и страхе людей. Это цинично. Надо делать все для того, чтобы подобных бандитских акций больше не было.

Алексей Кондауров:

- Затяжные конфликты, подобные чеченскому, - не новость для мировой практики. Баскские сепаратисты в Испании, Северная Ирландия и даже Канада с проблемой Квебека - по сути звенья одной цепи. Наша беда в том, что политическое руководство России рассматривало и продолжает рассматривать вопрос чеченского сепаратизма как скоротечный, одномоментно решаемый силой воздушно-десантного полка. Но в этот узел завязан не только терроризм, но и вопросы национальные, социально-экономические, конфессиональные. Именно поэтому всем нам необходимо признаться в том, что эта проблема на долгие годы, и решать ее должны не только Министерство обороны, ФСБ, МВД, ГРУ, но и вся страна, поднимая экономику Чечни, обеспечивая рабочими местами ее население, лишая, таким образом, моджахедов подпитки новым "пушечным мясом". Это общеполитическая задача России. Чечня была, есть и будет составной частью нашего государства. А если так, то все мы ответственны за то, что там сейчас происходит.

В экономику этой северокавказской республики нужно инвестировать не только государственные средства, но и капиталы чеченской диаспоры, проживающей за пределами республики. В России они заработали огромные деньги, которые сам Аллах велел им вкладывать в экономику своей малой родины и строить там не криминальный, основанный на хищении нефти бизнес, а начинать честное и абсолютно прозрачное дело, поднимая экономику и создавая рабочие места для своих сородичей. А сфер приложения для частного капитала в республике больше, чем во многих регионах России. Строительный сектор, виноградарство и виноделие, нефтедобыча и переработка, табаководство, мясомолочное производство. Далеко не каждый россиянин знает, что в Чечне можно два раза в год собирать урожай картофеля. Так что республика в состоянии не только себя, но еще и дотационных соседей кормить. Все то, о чем я говорю, - не новость в практике других государств. И пусть это не будет неожиданностью для чеченских бизнесменов, но голодный Китай вытащила из нищеты с помощью своих инвестиций именно богатая национальная диаспора. Вот тогда и станут народными героями Чечни не Масхадовы с Басаевыми, а Сайдуллаевы и Джабраиловы. Именно в этом социальная ответственность национального вайнахского капитала перед своим народом. Уверяю, тогда и война быстрее закончится. А центральная власть должна создать выгодные условия для того, чтобы чеченский капитал пошел в свою республику и чувствовал там себя уверенно и надежно.

Еще одна проблема - это ответственность за судьбу подрастающего поколения. Ведь посмотрите, кто сейчас в рядах бандитов? Те, кто вырос за 12-14 последних лет и ничего, кроме как стрелять, делать не умеет. Только через доступное образование можно вернуть молодежь к цивилизованному образу жизни.

Необходимо ввести в правовое поле деятельность всех федеральных структур, которые сейчас находятся на территории Чечни. Я не идеалист и знаком с ситуацией в республике. Там, где сложная оперативная обстановка, нужно через чеченский парламент вводить чрезвычайное положение, но действовать только на основании закона. Никаких зачисток, в ходе которых исчезают люди. Боевые столкновения - это одно, а внесудебные расправы - это совершенно другое. Сейчас в Чечне существует презумпция виновности, а должна царствовать презумпция невиновности. Тогда будет и доверие населения, и поддержка действий федеральных властей. Это принципиально важное положение.

Ну а чтобы предотвратить эксцессы, подобные тем, которые произошли в Ингушетии, нужно создавать агентурно-оперативные позиции среди лиц, потенциально склонных к террористической и противоправной деятельности, шире использовать технические средства, проводить всевозможные оперативные комбинации с целью выявления и задержания лидеров террористов, разложения сепаратистских групп, отвлечение их деятельности на негодный объект. В общем, применять весь спектр возможностей контрразведывательной теории и практики. Но главное - своевременное получение упреждающей информации. Подчеркну еще раз: без серьезной опоры на местное население решить эту задачу будет крайне трудно. Заблуждаются те, кто думает, что такую работу можно осуществить только с позиций федерального Центра. Безусловно, его помощь и координация необходимы, но основная работа должна лечь на плечи местных правоохранительных органов. Ведь в конечном итоге спецслужбы для того и нужны, чтобы отслеживать, предупреждать, локализовывать и пресекать террористические акции. Кое-что у наших спецслужб получается, но, как показали события в Ингушетии, проблемы есть, и немалые.

Что касается законодательной базы, то она, на мой взгляд, вполне достаточна для решения проблем борьбы с терроризмом. Я даже был против ужесточения уголовного наказания за терроризм как меры весьма популистской. Когда речь заходит о Чечне, то власть не вполне придерживаются духа и буквы закона. К сожалению, считается, что применение грубой силы эффективнее правовых действий. Но я уверен, что если закон будет строго соблюдаться, то среди населения расширится социальная база, поддерживающая федеральный Центр. Тогда и спецмероприятия будет легче проводить.



ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, Город: МОСКВА

Дата: 06 июля 2004


Док. 366963
Перв. публик.: 06.07.04
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 410

  • Ковалев Николай Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``