В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Ковалев, председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов: Что имеем - храним плохо Назад
Николай Ковалев, председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов: Что имеем - храним плохо
Проблемы улучшения законодательства в области государственной поддержки военно-исторических музеев и повышения их роли в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации обсуждались недавно на парламентских слушаниях. Прошли они в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе в Москве.

В каком состоянии сегодня находится музейное дело? Нужна ли серьезная поддержка государства? Об этом - председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов Николай Ковалев .

- К сожалению, сегодня усиливается тенденция к утрате традиционного российского патриотического сознания и естественного чувства любви к своему Отечеству, особенно у молодого поколения россиян. Государство не использует весь арсенал средств патриотического воспитания. Хотя, на мой взгляд, это должно стать важнейшим приоритетом государственной политики в сферах, связанных с воспитательным процессом, интеллектуальным развитием личности, сохранением и передачей культурного, научного и духовного наследия.

Исторически сложившимся звеном в системе патриотического воспитания являются музеи. Прежде всего исторические и как их часть - военно-исторические, где патриотическая работа проявляется в наиболее концентрированном виде. Каждый человек находит в музее то, что отвечает его потребностям, стилю его жизни. Огромный поток неоднозначной, порой разнополярной информации по истории государства Российского, в том числе по истории Великой Отечественной войны, звучащей в СМИ, заставляет современного человека обратиться к первоисточнику, к свидетелю события, каковым является подлинный музейный предмет. На каком бы уровне ни воспринималась музейная информация - на эмоциональном или интеллектуальном, здесь, в музее, осуществляется живая связь времен и поколений.

Музей и музейные формы работы имеют несомненный приоритет и перед книгой, и перед системой обучения, поскольку и то и другое либо по возрастным параметрам, либо профессионально ориентированы на определенные группы населения. Музей же открыт для всех, независимо от уровня образования, возраста, статуса. Если обратиться к статистике их посещаемости, то мы увидим, какую важную роль они играют и какая огромная ответственность на них лежит. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается вместе с филиалами 2269 музеев, в том числе 2087, находящихся в ведении субъектов Федерации, и 93 музея - в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии. Из общего числа более 100 музеев - военно-исторические. В фондах хранится около 80 миллионов экспонатов. В год музеи посещают около 75 миллионов человек, то есть более половины жителей страны.

Сохранить культурно-историческое наследие - важнейшая задача государства; использовать его в интересах патриотического воспитания - предназначение музеев. Стремясь заинтересовать посетителя, вступая в определенную конкуренцию с существующими культурно-досуговыми учреждениями, музеи накопили уже значительный опыт новых, не характерных для них ранее, форм и методов работы по патриотическому воспитанию. Например, по инициативе члена нашего комитета Ольги Селиверстовой в год 60-летия Победы осуществлен мультимедийный проект "Победители", где с использованием современных информационных технологий и возможностей Интернета можно найти конкретного участника войны, проживающего на территории России, проследить все этапы битв Великой Отечественной.

Убежден, что в интересах государства - сохранить музеи как особый социальный институт современного общества. А непродуманной политикой можно лишиться складывающегося десятилетиями серьезного звена в системе патриотической работы. Долговременная стратегия государства в области патриотического воспитания должна быть ориентирована на мобилизацию ресурсов всего общества. Разработка и принятие концепции патриотического воспитания, государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. и на 2006-2010 гг." являются только первым этапом в претворении этой стратегии на практике.

К сожалению, такие известные сейчас всем законы, как 131 о местном самоуправлении и особенно 122 о монетизации льгот, могут нанести самому нижнему звену музеев чувствительный ущерб. А ведь именно они являются одним из немногих очагов культуры по патриотическому воспитанию в малых российских городах и на селе. Здесь поддерживают народные традиции почитания предков, защиты Отечества, любви к малой родине, преемственности поколений в нашей глубинке. Все эти музеи имеют в своих экспозициях разделы, посвященные Великой Отечественной войне. Видимо, следует пересмотреть вопросы финансирования этих музеев и, как возможный вариант, предусмотреть для них дополнительные источники, в том числе и частные пожертвования.

Дело в том, что исключение учреждений культуры, музеев в том числе, из льготного налогообложения на землю и имущество может привести к их катастрофическому финансовому положению. Если учесть, что только федеральным музеям Роскультуры расчетная сумма налога на имущество составит в 2006 году около 700 миллионов рублей, а налога на землю - около трех миллиардов рублей, то рассчитывать на полную компенсацию этих выплат за счет средств бюджетов разных уровней не приходится.

Еще одна острая проблема - обеспечение сохранности музейного фонда. Общее количество зарегистрированных хищений культурных ценностей в течение 1996-2002 годов практически снижалось. Однако в последние два года этот показатель стал увеличиваться. Установленная сумма материального ущерба от хищений культурных ценностей только по расследованным уголовным делам за период с 1998-го по 2002 год увеличилась в 7,6 раза. Наибольший скачок отмечен в 2002 году. А причиной тому послужила отмена лицензирования антикварной торговли. Сразу же существенно увеличился внутренний рынок сбыта культурных ценностей.

За последнее время произошли ограбления военно-исторических и краеведческих музеев в Калужской, Московской, Тульской областях. Статья 164 Уголовного кодекса РФ не имеет критериев, определяющих квалификацию преступлений по этой статье. Не предусмотрена в Уголовном кодексе и прямая ответственность за неисполнение статьи 233.2 Гражданского кодекса за непередачу в государственную собственность найденного клада, содержащего памятники истории и культуры.

Думается, что настало время осуществить комплекс законодательных инициатив с участием представителей учреждений культуры, музейных работников. Возможно, что следует рассмотреть и вопрос бюджетного финансирования культуры, включая музеи, в процентах от ВВП. А по большому счету необходимо установить государственную политику в сфере поддержки музейной деятельности как национальный приоритет.

Все реформы должны быть направлены на улучшение, а не на ухудшение положения музеев. Главное - сохранить то, что имеем, и дать стимул к развитию. Музеи стремятся увеличить аудиторию своими проектами, и в интересах патриотического воспитания россиян им в этом помочь. А чтобы получить эффект, в том числе и финансовый, необходимо вложить средства - государственные и частные. Ничего иного человечество не придумало.

На состоявшихся парламентских слушаниях были приняты рекомендации. В частности, Президенту страны предложено поручить Правительству Российской Федерации организовать разработку предложений по определению культурного наследия, его сохранения и развития как национального приоритета в государственной политике и внесения в Государственную Думу соответствующих законопроектов. А также поручить ФСБ России и МВД России разработать и осуществить комплекс мероприятий по обеспечению надлежащей защиты музеев и хранящихся в них музейных ценностей, являющихся частью национального достояния страны, от преступных посягательств. И, кроме того, внести изменения в законодательство, предусматривающие уголовную ответственность за присвоение кладов, представляющих культурно-историческую ценность.

Правительству рекомендовано рассмотреть вопрос о финансировании музеев, в том числе военно-исторических, в процентах от ВВП. А депутатам Государственной Думы, в частности, предложено рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона "О патриотическом воспитании граждан в Российской Федерации", а также вопрос о внесении поправок в Налоговый кодекс, касающихся освобождения государственных и муниципальных музеев от налогообложения на имущество и землю.



Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 7 Декабря 2005

Док. 366906
Перв. публик.: 07.12.05
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 436

  • Ковалев Николай Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``