В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Налоговая реформа набирает обороты.` Эксклюзивное интервью Сергея Штогрина Назад
`Налоговая реформа набирает обороты.` Эксклюзивное интервью Сергея Штогрина
Под занавес, в последний день сессии, депутаты все-таки приняли в третьем чтении ряд налоговых законопроектов: об отмене контроля за крупными расходами граждан и увеличении налогового вычета на лечение и образование, кроме того, снижен на 2% НДС, значительно увеличен налог на добычу таких полезных ископаемых, как нефть и газ. Вокруг каждого из этих пунктов фискальной реформы развернулась нешуточная борьба. Оставшиеся законопроекты, прежде всего, о ЕСН, о налогообложении наследования и дарения, депутатам придется рассматривать осенью.

Об особенностях налоговой реформы в России рассказал заместитель председателя Комитета по налогам и бюджету Сергей Штогрин.


- Прежде всего, стоит сказать о налоге на доходы физических лиц, который затрагивает каждого работающего и даже неработающего гражданина в Российской Федерации. Государственная Дума в 2000 году приняла 23 главу Налогового кодекса: "Налог на доходы физических лиц". Там мы сумели дифференцировать налогообложение граждан в зависимости от их социального и имущественного положения, а проще говоря, от их доходов.

Не все мои предложения были приняты Государственной Думой, в частности, не прошла поправка, написанная в соавторстве с Александром Жуковым о том, что необходимо сделать двухуровневую шкалу налогообложения на доходы физических лиц. То есть минимальную ставку сделать 13%, а повышенную - для тех, кто получает доходы выше средних и большие, - ставку в 20%.

- А сколько гражданин должен зарабатывать, чтобы его доходы облагались по повышенной ставке?

- Свыше 100 тыс. рублей в год. Но в итоге все равно установили единую для всех ставку в 13%. Чтобы облегчить налоговое бремя для малообеспеченных слоев населения было принято решение установить для малоимущих налоговый вычет в 300 руб., то есть если вы получаете 1,5 тыс. рублей, то налогом облагается не 1,5 тыс., а 1200 руб. Вычет такой же суммы из налогооблагаемой базы происходит в случае, если у гражданина есть ребенок. Таким образом, если человек получает маленькую заработную плату - 1,5 рублей, и у него при этом трое детей, то он платит налог не с 1,3 тыс. рублей - 13%, а платит всего с 600 руб. Для малообеспеченных слоев это очень существенно.

Кроме того, мы установили такие же вычеты для героев Советского Союза, чернобыльцев, для инвалидов I, II группы.

Если сумма годовых доходов гражданина превышает 20 тыс., то он никаких вычетов не имеет и платит со всей суммы подоходный налог - 13%. Такой порядок налогообложения доходов физических лиц был принят еще в 2000 году. Все это время росла инфляция, только в пошлом году она составила 15%, в 2001 - 18%, в этом году, за 5 месяцев, уже 7,1%, а размер этих вычетов не увеличивался. Постепенно льгота по подоходному налогу, как инструмент помощи беднейшим слоям населения, практически потеряла свой смысл. В связи с этим я с несколькими коллегами по комитету внес предложение об индексации налоговых вычетов для беднейших граждан до 500 руб. К сожалению, пока этот закон не принят, но мы будем продолжать работать в этом направление.

- Расскажите подробнее о принятых недавно налоговых льготах для физических лиц?

- До 21 июня гражданин имел право вычесть из налогооблагаемой базы средства, которые он тратит на лечение и образование, но не больше 25 тыс. руб. в год. Эта норма была принята довольно давно, цены на обучение растут, а размер вычета три года не индексировался. Тем более что правительство каждый год увеличивает фискальное бремя, растут тарифы на услуги естественных монополий. Значит, люди платят все больше, а для беднейших слоев преференции остаются прежними. Поэтому мы предложили увеличить размер льготы до 38 тыс. руб., и Дума поддержала нас. В субботу 21 июня соответствующий законопроект был принят в третьем чтении.

Одновременно был увеличен максимальный размер налоговых вычетов при покупке жилья с 600 тыс. до 1 млн. руб. То есть гражданин, купивший недвижимость на сумму около миллиона рублей, на несколько лет будет освобожден от уплаты подоходного налога.

- Дума повысила акцизный сбор с некоторых видов товаров. Не приведет ли это к серьезному росту цен?

- Действительно, ставки акцизов повышаются: на автомобили, на спирт и пиво - на 10%, на табак - на 20%, на крепкие спиртные напитки - на 18%, на горюче-смазочные материалы - на 12%. Не думаю, что это серьезно ударит по кошельку покупателей, увеличение акцизов связанно с инфляцией и необходимостью компенсировать потери для бюджета. Кроме того, предложенная схема обложения алкоголя приведет к подорожанию крепких напитков и соответственно к росту спроса на слабоалкогольные напитки.

Отдельно стоит поговорить о налогообложении табачной продукции. В прошлом году правительство ввело новую схему налогообложения табачной отрасли. Это вызвало очень большие дебаты в прессе и среди депутатов Государственной Думы. Смысл новой схемы состоял в том, чтобы акциз - специфическую ставку в рублях за производство 1 тыс. сигарет - сделать из 2-х частей: из фиксированной ставки в рублях и 5% от стоимости сигарет. Производители табака не преминули воспользоваться появившимися схемами ухода от налога по процентной ставке. По итогам четырех месяцев функционирования новой схемы можно сказать, что предложение правительства обернулось потерями для федерального бюджета в почти 1 млрд. руб., за год они составят 3 млрд. Вот цена непродуманных реформ, которые предлагает правительство. В этот раз нам не хватило 19 голосов, чтобы изменить систему налогообложения табачных изделий - вернуться к старой схеме, когда налог взимался по специфическим ставкам. Думаю, что осенью мы проведем парламентские слушания по этой проблеме и затем исправим неработоспособную схему, которая полностью дискредитировала себя и привела к серьезным финансовым потерям федерального бюджета.

- Некоторые эксперты предсказывали, что с отменой налога с продаж регионы потеряют базу своего финансового благосостояния. Предусмотрены ли какие-то компенсации для субъектов федерации?

- Большая часть этих акцизов с алкогольной продукции и табачных изделий, порядка 80%-60% пойдут в бюджеты регионов, чтобы компенсировать отмену НсП. С этой же целью им был передан доход еще от одного дохода на прибыль. Кроме того, 100% доходов от малого бизнеса решено передать регионам и муниципалитетам.

- Как изменилось налоги на добычу энергоресурсов?

- Акцизы на природный газ дают очень стабильные и немалые доходы в бюджет. Правительство предложило изменить схему налогообложения газовой отрасли. До последнего времени природный газ, который идет в Россию и страны СНГ, облагался по ставке в 15%, а газ, который шел на экспорт - по ставке 30%, кроме того, с газовиков взимается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В этом году правительство решило отменить акциз и заменить его НДПИ. Последний предлагалось увеличить в 6 раз с 37 до 193 руб. за 1000 куб., и увеличить с 5% до 20 % государственной таможенной пошлины по экспортируемому газу. Никто не возражал против увеличения вывозной таможенной пошлины. Действительно, вывозная пошлина сейчас эффективно используется государством для изъятия природной ренты у нефтяников и газовиков. Возникли дебаты вокруг предложения правительства о целесообразности увеличения НДПИ почти в 6 раз для газодобывающих предприятий. Дело в том, что, выступая 11-го числа на пленарном заседании Думы, М. М. Касьянов сказал, что весь газ, который потребляется внутри страны, убыточный, тарифы на него такие, что не окупаются затраты на его добычу и транспортировку. Тогда возникает резонный вопрос. Если он убыточный, и мы еще в 6 раз увеличиваем налог на добычу полезных ископаемых, то тогда, на сколько должны вырасти тарифы для предприятий и населения? Правительство обещало не допустить резкого роста внутренних цен на природный газ, стоимость "голубого топлива" не должна вырасти больше чем на 20%. Значит, если мы увеличиваем в 6 раз налог и ограничиваем рост тарифов, то тогда должны быть внутренние источники в газовой отрасли, которые этот налог компенсируют. Вопрос в том, есть ли они? Если Газпром сможет покрыть свои убытки из-за низких тарифов на внутренний газ за счет экспортной выручки, то другие предприятия, особенно средние и мелкие, которые не имеют доступа к трубе и к экспорту, они просто-напросто закроются. Если не сотни, то десятки тысяч граждан потеряют свои рабочие места, ухудшится ситуация и на газовом рынке, поскольку газа уже сейчас не хватает. Спор шел, прежде всего, о размере ставки НДПИ с тем, чтобы она адекватно заменяла отменяемый акциз. Мы решили, что правительство может по своему усмотрению, исходя из мировой конъюнктуры, и потребностей федерального бюджета устанавливать вывозные пошлины, но поднимать налог на добычу полезных ископаемых в 6 раз нельзя. Подкомитет проголосовал против повышения ставки НДПИ для газодобывающих предприятий больше 70 руб. за 1 тыс. кубометров газа.

Правительство почти сразу согласилось, что не следует повышать НДПИ для газовой отрасли до 193 руб. И это говорит о том, насколько тщательно просчитываются варианты, когда законопроект вносят в Государственную Думу. В итоге была найдена "золотая середина" - 107 руб. за тысячу кубометров газа. Основные потери бюджета из-за отмены акцизов правительство компенсирует при помощи экспортной пошлины. Это увеличит налоговую нагрузку на газовую отрасль на 17 млрд. руб.

- Вы несколько раз говорили о том, что экономический блок правительства часто совершает ошибки, вносит предложения, финансовые последствия которых непросчитаны. То же предложение по увеличению в 6 раз НДПИ, это некомпетентность или лоббизм?

- Я думаю, что это некомпетентность и борьба наших организаторов и вдохновителей налоговой реформы за "чистоту теории". Да, возможно, бюджет теряет часть доходов от той схемы налогообложению газовой отрасти, которая сегодня действует в России. Безусловно, это связано с акцизами, но вместо того, чтобы все спокойно взвесить, просчитать, провести парламентские слушания и принять отдельный законопроект, нам в спешном порядке в начале июня вносят предложения как прицеп к необходимости проиндексировать акцизы, и все понимают, что этот закон будет принят и подписан, и никогда он не получит ни вето президента и ни вето Совета Федерации. Чтобы эту чистую теорию реализовать на практике, не изучая существа вопроса и того, какую пользу это даст. Надо дать высказаться не только теоретикам налоговой реформы, но и практикам, которые работают на Ямале, которые разрабатывают месторождения.

Можно еще много говорить и приводить примеры безответственности и некомпетентности правительственных чиновников. Складывается впечатление, что правительство специально не вносило предложения об индексации ставок акцизов в марте или апреле, с тем, чтобы Дума смогла спокойно рассмотреть эти предложения и принять взвешенное решение. Расчет делался на то, что депутаты перед самым завершением сессии не станут разбираться с тем, что вносит правительство, в конце концов махнут рукой и проголосуют "за".

- Как отразится изменение акцизов на нефтяниках?

- Вы увеличили ставку НДПИ по этой категории сырья с 340 до 347 руб. Эта мера призвана компенсировать бюджету потери от снижения ставки НДС с 20 до 18%. Такое снижение дает нефтяной отрасли дополнительные доходы в 5,7 млрд. руб., соответственно, эти средства теряет казна, чтобы возместить бюджету потери, мы высчитали, на сколько нужно увеличить ставку НДПИ. Получилось на 7 руб. а правительство предлагало увеличить на 17. Если больше 7 рублей мы бы увеличили нагрузку на нефтяную отрасль, что нежелательно. Это бы неизбежно привело к росту цен на горюче-смазочные материалы.

- Последнее время много говорили о создании благоприятного налогового климата для малого бизнеса. Удалось продвинуться в этом направление?

- Действительно, нам удалось провести несколько принципиальных поправок. Первая поправка продлевает действие упрощенного налогообложения для субъектов малого бизнеса, которые облагаются по ставке 6% от выручки. По такой системе работает 90%. Эта удобная для бизнеса схема была принята как временная на два года.Теперь же она будет работать постоянно.

Следующее изменение, касается тех, кто работает по системе единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, но занимается не только видами деятельности, которые попадают под этот налог, но и другими работами. Сейчас предпринимателям приходится одни услуги проводить через налог на вмененный доход, а другие идут по общей схеме. Это создает массу неудобств, прежде всего, с бухучетом. Поэтому решили разрешить бизнесменам, которые платят фискальный сбор по схеме вмененного дохода по одному виду деятельности, платить таким же образом и по другим видам услуг. Таким образом, это еще один шаг на пути к созданию целостной системе налогообложения малого бизнеса.

Третья поправка тоже связанна с налогом на вмененный доход в сфере торговли. Сегодня в законе под понятием розничная торговля подразумеваются только продажи за наличные деньги. Поэтому из этой категории выпадают все обороты с продаж по кредитным картам и другим электронным платежным системам. Это опять же создает немалые трудности с бухучетом и препятствует развитию платежных систем. Мы решили устранить это противоречие, и теперь определение розничной торговли будет такое: Это есть продажи за наличный расчет и с применением платежных карт". Теперь и расчеты наличными, и через пластиковую карту будут одинаково облагаться налогом на вмененный доход.

Если продолжать говорить об успехах, то можно отметить, что нам удалось кое-что сделать для поддержки науки. Теперь деньги, которые предприятия перечисляют в Фонд технологического развития, а также в адрес иных межотраслевых научных фондов не облагаются налогом на прибыль.

23.06.2003
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/701576.html

Док. 366683
Перв. публик.: 23.06.03
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 383

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``