В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СРП в период реформ Назад
СРП в период реформ
Фактически новую главу Налогового кодекса (НК) приняла вчера во втором чтении Государственная дума. Рассеянные по различным разделам документа положения, касающиеся соглашений о разделе продукции (СРП), законодатели свели в единый реестр. Вопросы налогообложения участников СРП решались поэтапно, по мере принятия отдельных глав НК. Что-то попало в раздел об акцизах, другие нормы оказались в главах об НДС, добыче полезных ископаемых, налоге на прибыль, ЕСН.

С июня 2002 года, после принятия в первом чтении правительственного варианта изменений и дополнений, работа над текстом продолжалась в думском комитете по бюджету и налогам. Основная цель (помимо сведения воедино налоговых норм) - увеличить долю доходов государства от разработки месторождений на условиях раздела продукции. "Закон о СРП был принят в 1995 году, когда Россия нуждалась в инвестициях для разработки природных ресурсов. Привлечь их можно было налоговыми преференциями, - пояснил "Времени МН" замглавы бюджетного комитета Сергей Штогрин. - Задача состояла в том, чтобы определить, насколько можно уменьшить налоговые послабления, чтобы не разогнать всех инвесторов, не закрыть те соглашения, которые начали действовать".

У налоговых льгот, как и у всякой медали, обнаружилась обратная сторона: в налоговые оазисы возмечтало попасть немало претендентов. Между сырьевиками возникло что-то вроде соревнования за переход на режим СРП. Сегодня, по словам Штогрина, продавить соответствующий закон через Госдуму - плевое дело (кстати, во вчерашней повестке содержались "заявки" на очередные 4 участка месторождений). "Дорабатывая законопроект ко второму чтению, мы стремились к тому, чтобы эти налоговые преференции были минимизированы, - пояснил Сергей Штогрин. - Следовало исключить действие двух налоговых режимов, по сути дела, на одни и те же объекты".

После вступления новой главы в силу разница в налоговом изъятии стандартного режима и режима СРП - в зависимости от месторождений и условий разработки - составит от 2 до 5 - 7%. При этом государство будет получать свою долю доходов не в далекой перспективе, когда инвестор компенсирует все свои затраты (такая идея была заложена в первом чтении и отстаивалась рядом "яблочников"), а с добычей первой тонны полезных ископаемых. Поэтому введены следующие нормы: если разработка идет на принципах прямого раздела, то государство должно получать не менее 32% добываемого продукта или денежного эквивалента. Внесен и ряд новых преференций: например, налог на добычу уплачивается не в полном размере, а в половинном. С одной только оговоркой: при достижении определенного уровня рентабельности или прибыльности эта ставка налогообложения удваивается.

Определена судьба участков, включенных в перечень СРП несколько лет назад, соглашения по которым до сих пор не подписаны (за исключением одного по Самотлору, да и оно не действует). Решено вывести их все из режима СРП, выставить на аукцион для разработки по стандартным налоговым условиям. Правда, если конкурс не состоится или желающих взять их в разработку не окажется, то тогда месторождения можно будет снова вернуть в режим СРП. "Сегодня российские и иностранные инвесторы готовы вкладывать деньги в развитие нашего нефтегазового сектора. Поэтому нет необходимости в каком-то особом режиме для привлечения инвестиций", - считает Сергей Штогрин. Исключения сделаны только для месторождений со сложными условиями разработки и добычи - Приразломного, Штокмановского, Каспийских и Сахалина-3. Правительству предоставляется право в течение года со дня вступления законопроекта в силу подготовить и подписать соглашения о их разработке на условиях СРП. Тот же год дан правительству и инвестору расставить все точки над "i" по Самотлору. С этим месторождением проблема в том, что его выгодно разрабатывать лишь при низких ценах на сырую нефть.

Сергей Гук, "Время MN",
15.05.2003
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/618260.html

Док. 366681
Перв. публик.: 15.05.03
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 402

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``