В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Три березы под окном Назад
Три березы под окном
Инвесторы ждут, когда законы о СРП пустят корни

Инвесторы утверждают: для прогресса СРП нужно внести три законодательных изменения - принять соответствующую главу Налогового кодекса, внести поправки в закон "О СРП" и принять закон "О магистральном трубопроводном транспорте".

Глава второй части Налогового кодекса

Первоначально существовало два варианта главы НК о СРП - правительственный и депутатский. В первом чтении народные избранники приняли главу в предложенном правительством варианте, но с условием, что ко второму чтению она будет заметно переработана. "К первому чтению был предложен такой режим, который практически сводил на нет СРП и был даже хуже, чем национальный", - говорят в Госдуме.

По словам заместителя председателя комитета по бюджету и налогам Сергея Штогрина, теперь двум противоборствующим сторонам удалось достичь принципиальных решений. "Мы намерены применять налог на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,5, но считать по мировым ценам в точке раздела продукции, - говорит Сергей Штогрин. - В таком случае мы уже получаем доход, так как привязываемся к ценам".

Спорный вопрос об отнесении на затраты амортизационных отчислений был заменен на капитальные затраты. Правда, их предлагается ограничивать. Для месторождений на суше так называемые cost-stop должны быть не более 75%, а на шельфах - 90%. Правда, некоторые депутаты недовольны этими пропорциями и считают, что они могут стать ограничительными, так как уменьшают скорость оборота капитала. Но, по словам Сергея Штогрина, государство должно иметь часть прибыльной продукции ежегодно с начала добычи на месторождении. К возмещаемым затратам парламентарии отнесли также расходы на поисково-разведочные работы и геолого-экономическую оценку.

Кроме того, депутатам удалось настоять на закрытом перечне налогов с заменой остальных сборов разделом продукции (правительство предлагало значительно расширить список налогов для СРП).

Официально дата второго чтения этого законопроекта еще не назначена, хотя депутаты говорят, что позиции с правительством уже согласованы на 80% и рассмотрение главы может пройти в конце февраля - марте. В любом случае народные избранники уверены, что в весеннюю сессию документ будет принят.

Закон "О СРП"

В январе депутаты провели специальные слушания, где попытались разобраться в правовых проблемах заключения СРП и необходимых поправках в действующий закон. В результате народные избранники рекомендовали правительству доработать и внести в Госдуму изменения в закон "О СРП" в первом полугодии.

Во-первых, депутаты хотят поучаствовать в контроле над заключением соглашений по участкам недр континентального шельфа и тех СРП, которые подписаны "в интересах обороны и безопасности государства с конкретным инвестором". Для этого парламентарии хотят утверждать каждое такое соглашение отдельным законом. Сейчас народные избранники лишь принимают законы, которые включают месторождения в перечень кандидатов на СРП.

Это предложение уже вызвало критику со стороны потенциальных инвесторов и представителей правительства. Генеральный директор "Севморнефтегаза" Николай Чернов (его предприятие владеет лицензией на Приразломное нефтегазовое месторождение) говорит, что в таком случае начало действия СРП еще больше затянется. Инвестор согласен лишь на укороченный вариант принятия такого федерального закона. Причем участки шельфа из этой поправки предлагает исключить. "Почему на суше не утверждается отдельным законом, а на шельфе надо?" - спрашивает гендиректор.

Минэкономразвития как куратор СРП от правительства тоже против отдельных законов на этапе утверждения соглашения. По мнению главы департамента СРП Ольги Рыбак, это противоречит практике гражданского законодательства, так как эти соглашения не являются международными договорами.

Сейчас законность передачи лицензии на Приразломное месторождение "Севморнефтегазу" оспаривается в суде, но Минэкономразвития готовит с ним соглашение о разделе продукции. По словам Ольги Рыбак, работа по заключению соглашения может вестись либо с самим недропользователем, либо с лицом, образованным недропользователем (изначально лицензия на это месторождение принадлежала "дочке" "Газпрома" - компании "Росшельф", а "Севморнефтегаз" был образован как совместное предприятие "Газпрома" и "Роснефти"). "Следовательно, мы можем вести переговоры с "Севморнефтегазом", - заключают в Минэкономразвития.

Второе предложение депутатов - включить в законопроект специальную норму, которая будет защищать интересы отечественных производителей. По их словам, в действующем законе "О СРП" прямо предусматривается 70-процентная квота для отечественных производителей при проведении подрядческих услуг. Однако это условие, по мнению депутатов, часто нарушается, так как системы контроля за его исполнением не существует, а норма закона не уточняет, на каком именно этапе действия соглашения должно быть обеспечено это требование. Теперь парламентарии хотят зафиксировать сроки и этапы, на которых 70-процентная квота будет обязательна для исполнения.

Такая забота об отечественном производителе тоже не совсем по душе инвесторам. По их словам, негибкие требования поощряют экономически неэффективные закупки оборудования и материалов и тормозят конкурентоспособность России на мировом рынке. А в Sakhalin Energy (оператор действующего проекта "Сахалин-2") отсутствие российских компаний в некоторых конкурсах на подряды объясняют, в частности, недостатками в системе управления компаний, невозможностью обеспечить стабильное качество и узкой специализацией предприятий.

Кстати, предлагаемые Минэкономразвития поправки в закон пока тоже не имели успеха. По сведениям "Известий", министерство получило отрицательное заключение на свой законопроект, в котором предлагало закрепить за уполномоченными по СРП компаниями специальные функции (таких уполномоченных помощников министерству выбрано два - "Роснефть" и "Зарубежнефть"). Для лучшего вхождения в тему МЭРТ хотело бы, чтобы уполномоченные компании имели долю в проекте СРП, а также получили право распоряжаться государственной долей нефти без всяких конкурсов. Пока эта идея не нашла поддержки.

Закон о трубе

Еще один законопроект, с которым связывают свои надежды инвесторы, - "О магистральном трубопроводном транспорте". Чтобы доставить свою продукцию до потребителя, разработчикам нефтегазовых месторождений придется построить соответствующие трубопроводы стоимостью несколько миллиардов долларов. Например, проект "Сахалин-2" предусматривает строительство 800-километрового нефтегазопровода на юг острова. При этом инвесторы хотят иметь эти трубопроводы в частной собственности, так как в противном случае уверенности в том, что у них будет беспрепятственный и неограниченный доступ для транспортировки, нет.

Впрочем, сейчас решение этого вопроса находится в подвешенном состоянии. Недавно премьер Михаил Касьянов заявил, что все новые нефте- и газопроводы на территории России останутся в руках государства. В первую очередь премьер имел в виду новый проект по строительству Мурманской трубопроводной системы. Но если для проектов СРП и здесь будут сделаны исключения, у противников этого режима появится еще больше козырей в рукаве.

Мария Игнатова, "Известия",
11.02.2003
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/581792.html

Док. 366672
Перв. публик.: 11.02.03
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 375

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``