В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Депутаты защитили джиповодов Назад
Депутаты защитили джиповодов
Государственная Дума приняла в третьем чтении пакет налоговых законопроектов

Вчера Государственная Дума приняла в третьем чтении пакет налоговых законопроектов, который сможет принести бюджету будущего года порядка 300 миллиардов рублей. Сто из них даст закон об упрощенной системе налогообложения малого бизнеса. Двести - законы, цель которых компенсировать потери региональных дорожных фондов из-за отмены с 1 января 2003 года налога на строительство автодорог. Пакет предусматривает введение транспортного налога, повышение акцизов на нефтепродукты, пиво и сигареты.

Поступление в бюджет 100 миллиардов от новой системы налогообложения малого бизнеса рассчитано весьма приблизительно - точных данных в Минэкономразвития нет, а в Минфине, по словам первого замминистра Сергея Шаталова, надеются на то, что "простота учета и снижение налоговых ставок увеличат налогооблагаемую базу". На сегодня малый бизнес приносит в бюджет около 25 миллиардов в год.

Планируемое повышение доходов в три раза и более никак нельзя связывать исключительно с увеличением экономического оборота. В правительстве дают ясно понять, что надеются на легализацию теневого оборота. По различным данным, теневые каналы российской экономики заполнены $40 млрд. Менее десятой доли этой суммы и составляет предполагаемый доход в 100 миллиардов рублей. Правительство жестко отбило атаки депутатов, не понявших смысла попытки пробной легализации и пытавшихся перевести на упрощенное налогообложение сложные и наукоемкие производства.

Естественно, наиболее жесткую позицию правительство заняло, когда обсуждался критерий годового оборота для малого предприятия (15 млн руб.). Фактически это и есть количество денег, налогообложение которых должно быть минимизировано государственной, а не "серой" или "черной" системой обналички. Это дороже (от 27,06% до 16,16% - см. "Финансовые Известия" от 11 июня), чем "черно-серая" обналичка на 3-7%, но крепкий ночной сон, по разумению правительства, того стоит. Понимая, что увеличение оборота в три раза - как требовали депутаты и справа и слева и даже влиятельный центрист Евгений Примаков - это уже не финансовый поток, а некий сель, сметающий налоги, правительство жестко отстаивало возведенную еще у президента плотину. 15 миллионов рублей в год - и ни копейки больше.

По новым акцизам на топливо и ставкам транспортного налога депутаты настояли на своем. На топливо правительство предлагало увеличить акциз на 70%, депутаты согласились индексировать его на 45%. Правительство предлагало, чтобы максимальные ставки транспортного налога заставили владельцев "Жигулей" платить в год 750 рублей, "Волг" с инжектором - 1500 рублей, а владельцев джипов - до 25 тысяч (расчеты зампреда бюджетного комитета Сергея Штогрина).

Депутаты уговорили правительство взимать с владельцев "Жигулей" 250 рублей в год, с владельцев инжекторных "Волг" - 1050 рублей. И помиловали хозяев джипов. Они заплатят по 7500 рублей (250$) и могут ехать. Ставки же акцизов на сигареты, по расчетам экспертов табачных компаний, не являются слишком суровыми для потребителя - сигареты повысятся в цене на 6-9% за пачку.

* * *

Транспортный налог (проект 3-го чтения)

Наименование объекта налогообложения

Предельная налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5

Свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 7

Свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10

Свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 15

Свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 30

Источник: Госдума РФ

Акцизы на топливо (проект 3-го чтения)

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в % и (или) в рублях и копейках за единицу измерения)

Бензин автомобильный с октановым числом 2 190 руб. за 1 тонну до <80> включительно

Бензин автомобильный с иными октановыми числами 3 000 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо 890 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных 2 440 руб. за 1 тонну (инжекторных) двигателей

Прямогонный бензин 0 руб. за 1 тонну

Природный газ, реализуемый (передаваемый) на территории РФ 15%

Природный газ, реализуемый (передаваемый) в государтсва СНГ 15%

Природный газ, реализуемый (передаваемый) за пределы РФ

(за исключением государств СНГ) 30%

Источник: Госдума РФ

* * *

Критерии, которым должно удовлетворять предприятие при переходе на упрощенную систему налогообложения: годовой оборот - до 15 миллионов рублей (за 9 месяцев он должен составить не более 11 миллионов). Численность - до 100 человек. Стоимость амортизируемого имущества - до 100 миллионов рублей. Упрощенная система налогообложения малого бизнеса позволяет исключить уплату основных пяти налогов (на прибыль, на добавленную стоимость, с продаж, на имущество и единого социального налога) одним налогом по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Предприятие самостоятельно решает, какой налог оно будет платить - 6% с выручки или 15% с дохода за вычетом расходов.

Целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов (прогноз поступлений на следующий год - 200 млрд руб.) образуются за счет:

- транспортного налога;

- акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;

- земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ;

- поступлений от погашения задолженности на 01.01.2003 года, по налогу на пользователей автодорог, штрафам и пеням, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователя автодорог за 2002 год;

- субвенций субъектам из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства;

- иных источников, не противоречащих законодательству РФ.

* * *

Прогноз

В целом депутаты и правительство сумели успешно предотвратить потери от отмены дорожного налога (1% с оборота). Ранее правительство намеревалось компенсировать 130 млрд руб. Депутаты сумели провести некоторые либеральные идеи в области транспортного налога и акцизов на бензин, и в то же время расчеты по сборам "компенсационных" налогов превышают 200 млрд руб. Если правительственная схема окажется работоспособной, то бюджет не понесет потерь со следующей весны. Если в этой схеме обнаружатся скрытые пороки, регионы начнут плач возле Кремлевской стены уже на Крещение. Однозначно пока опять выигрывают только рулевые вездеходов.

И. Горбунов, "Финансовые известия",
02.07.2002
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/442835.html

Док. 366658
Перв. публик.: 02.07.02
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 372

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``