В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кэш и министерские портфели Назад
Кэш и министерские портфели
Завтра Дума приступит к рассмотрению правительственного законопроекта об упрощенной системе налогообложения для малых предприятий

Обсуждавшийся у президента, поддержанный центристскими фракциями и получивший положительное решение профильного комитета, законопроект имеет все шансы на благополучное прохождение.

Об основных критериях законопроекта почти договорились. Предприятия, имеющие годовой оборот до 15 млн руб., начиная с 2003 года смогут начать переход на уплату одного налога плюс взносы на обязательное пенсионное страхование (14%). К тому же предприниматели будут иметь право уменьшить единый налог, но не больше чем наполовину - на сумму взносов в ПФ. Предприятия, перешедшие на упрощенную систему, избавятся сразу от пяти налогов. Налог на прибыль, НДС, имущество, налог с продаж и ЕСН будут заменены единым налогом по ставке либо 6% с выручки (оборота), либо 15% с дохода за вычетом расходов. Бизнесменов, конечно же, в такой ситуации больше интересует налог с выручки, ведь они смогут снизить налоговую нагрузку почти до 17%, что чрезвычайно привлекательно для любого бизнеса (14% - взносы в ПФ плюс уменьшенный почти до 3% единый налог).

Из спорных моментов осталось два - критерий численности для малых предприятий и вопрос об инвестиционной льготе. Спор о численности не так принципиален.

Напомним, правительство предлагало критерий - от 30 до 60 человек в зависимости от отрасли, а депутаты вовсе не хотят ограничивать численность. Что касается инвестльготы, первый замминистра финансов Сергей Шаталов заметил, что перечень расходов для целей уменьшения налогообложения составлен таким образом, что представляет собой "практически стопроцентную инвестиционную льготу". Депутаты, в свою очередь, настаивают на расширении списка.

Вводя новый порядок налогообложения малых предприятий, правительство делает первый шаг к искоренению "серых" схем обналички. Разгромить их оно пыталось еще пять лет назад силами налоговой инспекции, налоговой полиции и ОБЭП, что дало некоторые результаты. Объявления "приглашаем коллективы со своими объемами работ, выплата до 97% от суммы договора" исчезли тогда с первых страниц рекламных изданий. Однако, перелетев из света в тень, обналичка продолжала инфицировать российскую экономику. Болезнь настолько запущена, что Минэкономики затрудняется назвать точный диагноз. В Минфине тоже пока только предполагают, что легализация малого бизнеса увеличит доходы бюджета по отрасли с 25 до 100 млрд руб. в год.

Интерес к легализации обналичивания выручки уже сделал критерий оборота основным элементом кулуарной борьбы. Правительство стремится сохранить верхний предел в 15 млн - поднимать выше в Минфине никак не хотят. Предприниматели требуют увеличить оборот до 50 млн в год. И даже председатель комитета по бюджету и налогам Александр Жуков, всегда отличающийся взвешенной позицией в думских дебатах, считает, что "не услышал убедительных аргументов, почему нельзя увеличивать оборот".

Серьезную поддержку правительству в этом вопросе может оказать позиция депутатов, подобных зампреду бюджетного комитета Сергею Штогрину: "Законопроект ущербен по отношению к наемному работнику. Если вы работаете в Минфине, Госдуме - вы социально защищены. Если на "АвтоВАЗе" - тоже. А если вы работаете в Биробиджане (Штогрин - депутат от Еврейской автономной области. - Прим. ред.), где большинство предприятий малые, так там даже послеродового пособия получить нельзя". Подобные высказывания часто трогают сердца простых депутатов.

Правительство также сочувствует бюджетникам. "Мы как раз для них и сохраняем ограничения, в том числе по обороту", - заметил Сергей Шаталов.

Прогноз

По данным источника в бюджетном комитете, правительство при жесткой позиции думцев может согласиться на увеличение оборота - но не более чем до 20 млн руб. в год.

* * *

Дума также рассмотрит правительственный законопроект о налоге на вмененный доход. Предполагается установить верхний предел ставки в 15% и далее дать возможность регионам устанавливать пониженный налог в этом пределе. Субъекты федерации должны самостоятельно решать вопрос о введении налога на вмененный доход. В случае положительного решения все налогоплательщики, занимающиеся видами деятельности, подпадающими под решение властей региона, переводятся на систему вмененного дохода в обязательном порядке. "Это не налог, а ясак (натуральная подать, которой облагались народы Поволжья с XV до XVIII века и Сибири с XVII до начала XX века. - Ред.)", - заметил корреспонденту "Финансовых Известий" один из законодателей. Тем не менее законопроект должен быть принят.

"Это полностью исключит коррупцию на федеральном уровне, а на региональном минимизирует", - говорят в правительстве.

И. Горбунов, "Финансовые известия",
04.06.2002
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/437824.html

Док. 366653
Перв. публик.: 04.06.02
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 377

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``