В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто за льготой придет, тот от нее и погибнет Назад
Кто за льготой придет, тот от нее и погибнет
Госдума в третьем чтении приняла блок поправок во вторую часть Налогового кодекса

Кухня налоговых поправок

В пятницу Госдума в третьем чтении приняла блок поправок во вторую часть Налогового кодекса. Жертвой одной из поправок стали крупнейшие налогоплательщики. В свое время они добились изменения порядка переоценки основных фондов, рассчитывая существенно сэкономить на налоге на прибыль, и теперь неожиданно попали в ловушку -- сумма налогов, которые им придется заплатить, может поставить компании на грань банкротства.

Монополисты в долгу перед бюджетом

Принятие поправок во вторую часть Налогового кодекса до последнего момента находилось под угрозой. Виной всему -- конфликт, разыгравшийся между компанией РАО ЕЭС, правительством и депутатами по поводу того, когда и для каких целей налогоплательщики могут переоценивать свои основные средства. Дело в том, что еще летом прошлого года, когда Госдума принимала главу Налогового кодекса о налоге на прибыль (она вступила в силу с 1 января 2002 года), налогоплательщикам разрешили при расчете амортизационных отчислений в 2002 году учитывать стоимость имущества с учетом всех проведенных переоценок (в том числе и в 2001 году). Изменился, причем в лучшую для налогоплательщиков сторону, и сам порядок амортизации. Учитывая, что одновременно была ликвидирована основная из существовавших до сих пор льгот по налогу на прибыль -- так называемая инвестиционная, позволяющая предприятиям уменьшать налог вдвое в случае, если они тратили деньги на капвложения,-- амортизация оказалась по сути единственным способом экономии на налоге на прибыль.

Схема такова: чем дороже имущество, тем больше амортизационные отчисления (они включаются в себестоимость), а налог на прибыль, следовательно, наоборот, меньше. Многие налогоплательщики, естественно, захотели этим воспользоваться. Среди них оказались и крупнейшие. В частности, РАО ЕЭС, которое, по сведениям Ъ, в прошлом году увеличило стоимость своего имущества почти в три раза (другими словами, переоценилось), а также другие монополисты -- "Газпром", Сбербанк и другие. При этом их не смутило то, что после переоценки налог на имущество также возрастет,-- экономия на налоге на прибыль с лихвой покрывала все издержки.

Бюджет же в этом случае ждали совсем нерадостные перспективы. Налог на прибыль в прошлом году занял первое место по объемам поступлений в консолидированный бюджет, однако, если бы схема налогоплательщиков сработала, рассчитывать на такой успех впредь уже не приходилось. В результате правительство решило Налоговый кодекс поправить. На первый взгляд чисто технически -- перенести дату учета в бухгалтерских документах стоимости основных фондов (включая все переоценки) с 1 января 2002 года на 31 декабря 2001 года (по действующему законодательству переоценка должна фиксироваться именно 1 января). Расчет прост: экономить на налоге на прибыль нельзя (в бухгалтерских документах на 31 декабря 2001 года зафиксирована старая заниженная стоимость основных фондов), зато повышенный налог на имущество заплатить придется, так как его стоимость, несмотря ни на что, возросла.

Благодаря лоббистским усилиям РАО ЕЭС атака правительства была отбита -- поправку о переносе срока учета переоценки Госдума не поддержала. Минфин пребывал в шоке. Но недолго. При более внимательном изучении всего блока поправок выяснилось, что никаких потерь бюджет не понесет, а наоборот, неплохо заработает на играх с переоценкой. Дело в том, что, рьяно правя Налоговый кодекс, депутаты, как утверждается, сами того не желая, включили в него такой пункт -- положительная разница от проведенной переоценки облагается налогом на прибыль. То есть, раз имущество РАО ЕЭС подорожало за прошлый год почти в три раза, компании придется отдать государству 24% с этой суммы. Причем не откладывая.

На сей раз растерялось уже РАО. Заплатить такой налог компания, естественно, не в состоянии -- речь идет о миллиардах рублей. Раз так, она автоматически влезает в долги перед бюджетом, а значит, утрачивает право на реструктуризацию старых долгов, которое в прошлом году с трудом получила. Итог -- губернаторы регионов, в том числе и тех, которые РАО ЕЭС не раз безжалостно отключало за долги, сами могут делать с дочерними предприятиями компании на местах все что угодно. Вплоть до банкротства должников.

В этой ситуации РАО предприняло еще одну попытку надавить на правительство и депутатов. Для этого соответствующий законопроект надо было вернуть во второе чтение и внести в него какую-то компромиссную поправку. При этом вопрос о том, чтобы вообще не платить налог на прибыль в бюджет, как это первоначально задумывалось, уже не стоял. Однако к пятнице, когда законопроект Госдума должна была принять в третьем чтении, окончательных договоренностей и компромиссов найти так и не удалось. Как стало известно Ъ, Белый дом даже собирался пойти навстречу компании и убедить депутатов перенести рассмотрение закона как минимум еще на неделю (за это время стороны рассчитывали договориться). Причем правительство не смущало то, что бюджету, который и так сейчас выполняется с трудом (уже дважды в этом году Министерство по налогам и сборам не справлялось с планом по сбору доходов в бюджет), подобная проволочка сулит новые выпадения.

Кстати, Ъ удалось выяснить одну из причин неполадок в работе налоговиков.

Бюджет отдыхает

До 1 января 2002 года налог на прибыль предприятия платили по мере оплаты продукции покупателями. Теперь же используется другой метод -- начислений. Суть его в том, что налог на прибыль платится фактически сразу после того, как продукция отгружается. Между тем не секрет, что с момента отгрузки до момента оплаты зачастую проходит несколько месяцев. Так что даже сейчас ряд налогоплательщиков получают деньги за ту продукцию, что была отгружена покупателям еще в прошлом году. Как облагаются эти суммы? Оказывается, никак.

Дело в том, что в Налоговом кодексе был предусмотрен особый порядок их налогообложения. Однако пользоваться им на практике оказалось невозможно (правительство и депутаты это обнаружили уже после того, как летом 2001 года такой порядок был утвержден). Осенью 2001 года недоработку решили исправить. Но до Нового года соответствующая поправка так и не была принята. В результате законодатели, дабы не смущать налогоплательщиков заведомо невыполнимыми нормами закона, решили их вообще приостановить -- до того момента, пока не будет введена в действие новая работоспособная схема налогообложения таких доходов. То есть предприятиям просто предоставили налоговые каникулы, которые растянулись уже на полгода. Заветная поправка как раз и оказалось в том самом законопроекте, вокруг которого разыгрались описанные выше события. Проблема в том, что большинство положений законопроекта вступают в силу задним числом, с 1 января 2002 года.

Исключение составляют лишь те, которые каким-либо образом ухудшают положение налогоплательщиков. К последним относится и конец налоговых каникул. Согласно Налоговому кодексу, такие положения могут вступить в силу не раньше, чем через месяц со дня официального опубликования соответствующего закона, и не ранее начала нового налогового периода (в случае с налогом на прибыль этот срок - 1 июля 2002 года). Принятие закона в третьем чтении 24 мая 2002 года оставляло шансы на то, что с 1 июля налоговые каникулы все-таки закончатся. Перенос же рассмотрения законопроекта хотя бы на неделю, то есть на 31 мая 2002 года таких шансов уже не оставлял -- налоговые каникулы бы затянулись еще на квартал, а бюджет по-прежнему недополучал налоги.

Выбор между интересами РАО и бюджета правительство сделало в последний момент. Утром в пятницу, непосредственно перед началом заседания Госдумы, вице-премьер Алексей Кудрин приехал на заседание координационного совета четырех центристских фракций Госдумы ("Единство", ОВР, "Народный депутат" и "Регионы России"), на котором и было принято решение -- возвращать законопроект во второе чтение или переносить его рассмотрение на более поздний срок никто не будет. РАО ЕЭС же остается рассчитывать только на то, что депутаты сдержат свое обещание и, как заявил на заседании зампредседателя бюджетного комитета Сергей Штогрин, уже в ближайшее время решат вопрос с амортизацией в рамках отдельного закона.

Галина Ляпунова, "КоммерсантЪ",
27.05.2002
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/436960.html

Док. 366650
Перв. публик.: 27.05.02
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 404

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``