В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Накануне бензинового кризиса Назад
Накануне бензинового кризиса
Госкомстат зафиксировал рост цен на нефтепродукты

После длительного периода снижения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, который продолжался с ноября 2001 года, в апреле Госкомстат зафиксировал их рост в 1%. И это только начало. По прогнозам экспертов, уже к июню оптовые цены могут вырасти в среднем на 10-15%. А следом произойдет и пропорциональное увеличение розничных цен на бензин. Аналитики прогнозируют как минимум 20%-ный ценовой скачок за летний сезон.

По данным Русского топливного агентства, на оптовом рынке с начала апреля цены на моторное топливо взлетели в среднем на 25%. А с начала марта бензин марки АИ-92 подорожал на 39,8%, АИ-76 - на 70%, дизельное топливо - на 44%. К тому же к концу месяца еще ряд крупных НПЗ намерен существенно поднять отпускные цены. По данным Агентства нефтяной информации, с начала мая нефтяные компании уже повысили свои отпускные цены. Так, компания "ЮКОС" повысила отпускные цены на моторное топливо на своих НПЗ на 13-29%, "Славнефть" - на 11-29%, ТНК - на 3-31%, "ЛУКОЙЛ" - на 5-9%. При этом розничные цены на бензин в Москве, как считают в Московской топливной ассоциации, уже во второй половине мая составят не менее 10-15%. Такую же цифру назвал и представитель "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов.

"Основной скачок произойдет уже в мае, а в июне рост цен должен несколько замедлиться. Но его темпы будут зависеть от привлекательности экспорта нефтепродуктов и таможенной политики властей", - говорит Максим Назаров из Русского топливного агентства.

"На сегодняшний день оптовые цены близки к своему максимальному уровню, и АЗС уже работают на грани рентабельности. Но пока владельцы заправок удерживают цены, - говорит президент Российского топливного союза (РТС) Сергей Борисов. - Никто не решается сделать первый шаг. Но как только кто-нибудь это сделает, рынок отреагирует мгновенно". По оценкам РТС, розничные цены в итоге поднимутся на такую же величину, как и оптовые.

"Пока цены возвращаются на тот уровень, с которого они упали в прошлом году, - считает аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. - И сейчас цены на бензин в России в 2 раза ниже, чем в соседних странах - например, на Украине".

"Рынок может оказаться под угрозой в том случае, если будет сохраняться высокая привлекательность экспорта - из-за благоприятной конъюнктуры мировых цен. В этом случае нефтяникам будет выгоднее наращивать экспортные поставки в ущерб внутренним. И вот тогда некоторые регионы могут оказаться на голодном пайке", - считает Сергей Борисов.

Впрочем, дефицит нефтепродуктов главным образом будет зависеть от оперативности правительства в деле повышения экспортных пошлин на нефтепродукты. "Цены на нефтепродукты очень чувствительны к размерам экспортных пошлин", - говорит Максим Назаров. Однако, как считают эксперты, даже если правительство вовремя скорректирует размеры пошлин, рынок успеет воспользоваться паузой, которая возникнет между принятием решения и вступлением в силу новых пошлин, - за это время экспортные поставки резко возрастут и внутренние цены увеличатся. А отдаленные регионы с большим транспортным плечом для поставок нефтепродуктов в этот момент столкнутся с дефицитом.

* * *

Вчера Московская городская дума на четверть снизила ставку единого налога на вмененный доход для АЗС. С 1 июля 2002 года автозаправки, в том числе зарегистрированные в Московской области, но работающие в городской черте, будут платить налог по ставке 15%, а не 20%, как сейчас. Законодатели федерального уровня одобряют действия столичных властей. Зампредседателя комитета по бюджету и налогам Государственной думы Сергей Штогрин рассказал: "Мосгордума приняла правильное решение. После того как плательщиков единого налога на вмененный доход обязали уплачивать и ЕСН, налоговая нагрузка на АЗС возросла с 50 до 500% в зависимости от числа работающих по найму". Бизнесменам снижение налога не кажется серьезным облегчением налогового бремени. "Это позитивная, но явно недостаточная мера, так как правительство намерено увеличить акцизы на бензин на 70%", - считают в "ЛУКОЙЛе".

* * *

Прогноз

По оптимистичным прогнозам, рост оптовых и розничных цен летом составит не менее 20%. Рост аппетитов нефтяников и владельцев АЗС будет иметь главное ограничение - покупательскую способность. Опасной для потребительского рынка, по оценкам аналитиков, является средняя цена на АИ-92 в 30-35 центов. При этом уровне массовый автолюбитель начинает отказываться от услуг "железного коня". И тогда нефтетрейдеры будут вынуждены сдерживать цены, чтобы не допустить затоваривания рынка. Может быть, бензиновый кризис 1999 года не повторится.

Екатерина Кравченко, Илья Горбунов, "Финансовые известия",
16.05.2002
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/435737.html

Док. 366647
Перв. публик.: 16.05.02
Последн. ред.: 07.09.07
Число обращений: 357

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``