В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Алпатов: Надо срочно определяться с механизмом выкупа земли Назад
Андрей Алпатов: Надо срочно определяться с механизмом выкупа земли
    Сегодня самые острые вопросы земельной реформы касаются разграничения собственности на землю между уровнями власти и определения цены под приватизированными объектами
По поводу основных проблем земельной реформы "Фокус" решил побеседовать с человеком, который до сих пор профессионально занимался земельным вопросом, - заместителем министра ныне упраздняемого Министерства имущественных отношений Андреем Алпатовым.


- Минимущества внесло в правительство проект нового закона о разграничении госсобственности на землю. Но ведь нынешний порядок разграничения не такой уж и старый, действует всего 2 года. Почему вы решили, что нужно менять этот закон?

- Вы правы, закон о разграничении собственности на землю вступил в действие 1 января 2002 г. За это время было выпущено соответствующее постановление правительства и введено более 20 нормативных документов. Мы создали организационно-техническую базу и начали процесс разграничения. Нельзя не признать, что запущена огромнейшая махина, нужный и сложнейший процесс. Можно сказать, что мы сейчас проводим третье в истории России межевание земель. Первое межевание было при Елизавете I, второе началось при Екатерине Великой. Последнее называлось генеральным межеванием и длилось целых 110 лет. Тогда земли размежевывались в царское владение, церковное, владение помещиков. Третье межевание, современное, началось в январе 2002 г.

Практика исполнения закона показала не очень высокую его эффективность. В действующем сейчас законе заложена очень сложная бюрократическая процедура разграничения. Чтобы было понятно, я вам ее опишу. Сначала все сведения по каждому земельному участку формируются на местах. Потом эти данные направляются в наш территориальный орган, который собирает их по всему региону и посылает перечни к нам - в Минимущество. Министерство проводит юридическую и правовую экспертизу этих перечней и отправляет их обратно на согласование в субъект или орган местного самоуправления. Если территориальные власти согласны, то они должны это нам подтвердить письмом. Получив подтверждение, Минимущество формирует окончательный перечень и передает его в правительство. В Белом доме данные еще раз проверяют, и если все нормально, то премьер их утверждает. И только после этого подписанные бумаги мы спускаем вниз для регистрации соответствующей собственности. Знаете, как это выглядит на практике? В Минимущество каждый день приезжает автомобиль "Газель", набитый перечнями из наших территориальных органов. Мы вынуждены эти документы 3 раза копировать, чтобы разослать в субъект, муниципалитет и правительство. При министерстве действует государственное предприятие, где этой работой занимается около 100 человек.

- Вы хотите сказать, что Минимущество самостоятельно придумало очень длинную бюрократическую процедуру и теперь пытается ее изменить?

- Не мы сами придумали этот порядок. Вспомните то время, когда закон о разграничении принимался. Принимался он очень тяжело, пришлось преодолевать вето Совета Федерации. Губернаторы не хотели отдавать ни пяди земли, абсолютно всю землю они считали своей. Так что сложная схема разграничения родилась в процессе компромисса. Регионам тогда пообещали, что разграничивать будут централизованно и контролируемо. И потом, нельзя же сказать, что нынешняя схема вовсе негодная. С ее помощью за 2 года мы зарегистрировали 14% территорий Российской Федерации в федеральную собственность. А новый, более простой и совершенный механизм разграничения мы предлагаем для ускорения этого процесса. Если такие же темпы сохранятся, то мы не успеем разграничить всю землю России до 2008 г.

- Расскажите об этой новой схеме.

- Сложная схема разграничения и последующей регистрации земли занимает в среднем 1 год. Сейчас же мы предлагаем сразу законом все земли разделить по трем уровням. А после такого разделения соответствующий орган власти - федеральный, региональный или муниципальный - будет самостоятельно регистрировать свои земельные участки в учреждениях юстиции. Таким образом, получится не один поток, который идет через правительство, а множество. Ведь у нас 89 субъектов, тысячи муниципалитетов. Новый порядок позволит "распараллелить" процесс, качественно улучшить ситуацию.

- А вы уверены, что предложенная Минимуществом схема разграничения земель будет эффективной? Не получится, что вседозволенность замедлит этот процесс еще больше?

- Думаю, не получится. И мы в этом уже убедились на практике. Сегодня одновременно со сложной процедурой существует более простая. Сейчас действуют 15 федеральных законов, на основании которых некоторые земли уже являются федеральными. Например, Земельный кодекс, Лесной, Водный, закон об обороне. В соответствии с ними все делается просто: кадастровый план участка, заявление, выписка из закона сразу сдаются на регистрацию в учреждение юстиции.

- Но ведь полномочий у муниципалитета станет больше. Вы этого не боитесь?

- Я бы сказал, что не полномочий, а порядка станет больше. С принятием нового закона о разграничении мы ликвидируем чехарду в полномочиях по распоряжению землей. Сегодня если участок федеральный, то им распоряжается федерация. Но ведь подавляющее большинство земель страны - это так называемые неразграниченные земли (значит общие, государственные), а право распоряжаться такими землями предоставлено органам местного самоуправления. Поэтому сейчас нередко можно встретить ситуацию, когда муниципалитет старается отрезать и кому-нибудь быстро сплавить куски земель, которые вскоре должны стать федеральными. Такие действия - не что иное, как нанесение ущерба Российской Федерации. Мы хотим этот процесс остановить. Как только выйдет новый закон о разграничении земель между уровнями власти, сразу все встанет на свои места.

- А сами принципы разграничения земель остаются прежними?

- Да. Мы даже кое-что еще уточнили по муниципалам и субъектам. Например, к землям субъекта отнесен фонд перераспределения земель. Это могут быть достаточно большие массивы сельхозземель, от которых кто-либо добровольно отказывается. А муниципалитетам в новой редакции закона мы записали, что все земли, которые не будут относиться к федеральной собственности и собственности субъекта, по остаточному принципу станут собственностью муниципального образования в его границах.

- Так какие земли, по мнению Минимущества, относятся к федеральной собственности?

- В итоге в федеральной собственности будет находиться около 69% всех российских земель. Правда, 66% из них - это лес и вода. Остается 3%, или 50 млн га. В первую очередь, это земли обороны и безопасности, а также земельные участки под зданиями органов государственной власти, федеральных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий. К федеральным будут отнесены и земли под промышленными предприятиями, которые ранее приватизировались из федеральной собственности.

- Почему?

- Потому что дальнейший оборот этих земель зависит от того, кто принимал решение о приватизации предприятия. Наша главная задача - быстро продать землю промышленным предприятиям им в собственность. Если сейчас сказать, что эта земля муниципалитета, то...

- ...деньги пойдут в местный, а не федеральный бюджет.

- Даже не это главное. Муниципалитеты не будут продавать землю. Во-первых, у них нет документов о приватизации предприятия. А, во-вторых, чего скрывать, муниципалы сегодня не хотят продавать землю. Для них выгоднее сдавать ее в аренду и получать от этого постоянный, а не разовый доход. Структурная задача государства - быстрее отдать в частную собственность землю и соединить ее с объектом недвижимости - их пока не интересует.

- Именно на этой почве у Минимущества возник конфликт с московскими властями?

- Я бы не стал говорить, что это конфликт. Я бы назвал это противоречиями. У Москвы позиция следующая: при разграничении государственной собственности на землю федеральными землями должны быть только те участки, которые определены законом о статусе столицы. А по этому закону таковых не очень много: под Кремлем, например, Госдумой и т. п. Мы же знаем, что наряду с законом о статусе столицы действуют еще 15 законов, которые также фиксируют федеральную собственность. Например, земли обороны тоже относятся к федеральным.

- Какова цена вопроса?

- Если исполнять все действующее законодательство, то, по нашим оценкам, 20-30% московских земель будут федеральными. Если же считать по московскому сценарию, то в федеральной собственности останется мизер - не более 1%. Я уверен, что в итоге все участки, которые предусмотрены всеми федеральными законами, будут зарегистрированы в федеральной собственности. Скажу откровенно, Москва нам пытается препятствовать в регистрации земельных участков. Но сейчас создана согласительная комиссия. И мы уже подписали, что безусловно не подлежат спору первые 260 участков в Москве. Московские власти не возражают, что эти участки являются федеральными.

- Но разве Минимущество не подавало в суд на Москву по вопросам разграничения земель между уровнями власти?

- Подавало. Это связано с тем, что, к сожалению, учреждения юстиции тормозят процесс, не регистрируют даже те участки, которые согласованы с московскими властями. И мы только в судебном порядке их оформляем. Просто нонсенс какой-то: через суды регистрируем федеральную собственность.

- И сколько участков вы зарегистрировали через суд?

- 22. В основном речь идет о посольствах, которые являются безусловно федеральной землей, так как подпадают под межправительственные соглашения.

- Но, как известно, московские власти за свою землю стоят насмерть. Вы же выиграли еще один процесс, который касается права Российской Федерации продавать землю в Москве.

- И это понятно. Вы же понимаете, что гектар земли в столице стоит миллионы долларов. Мы действительно выиграли у московских властей иск в Конституционном суде. Москва оспаривала право Российской Федерации продавать землю в Москве по цене, которая была установлена федеральным законом, - 30-кратной максимальной ставке земельного налога. По этой цене наше министерство сегодня продает землю в Москве. Любое предприятие, которое ранее приватизировалось из федеральной собственности, может подать заявку, и мы в течение установленного законом срока - двух недель - примем решение и продадим ему участок в частную собственность. Хорошо, что Конституционный суд в этом вопросе поставил точку.

- Получается, что предприятие, которое приватизировалось из федеральной собственности, выиграло при покупке земли по сравнению с тем, которое приватизировалось из городской.

- Да. Это связано с тем, что Российская Федерация безусловно исполняет федеральный закон и продает землю, а Москва - нет. Я знаю, что в столице сейчас подано очень много заявок на выкуп, но все они пока лежат мертвым грузом. И вообще, приходится признать, что в регионах процесс продажи земли под приватизированными предприятиями идет гораздо медленнее, чем в Российской Федерации.

- Наверняка это связано еще и с неопределенностью по поводу цен на землю под приватизированными объектами. Президент Владимир Путин в конце прошлого года сделал подарок - дал добро на двухгодичную отсрочку на выкуп земли.

- Есть несколько причин, которые тормозят процесс продажи земель. Первое - это, конечно, неопределенность. Сегодня разные позиции высказываются по этому вопросу. Есть мнение Минэкономразвития, есть наша позиция, есть еще позиция города Москвы. Я не хотел бы сейчас говорить о содержании этих позиций, но могу сказать одно: согласованную позицию надо вырабатывать срочно, чтобы рынок знал правила и чтобы динамика продаж стала увеличиваться. За 2 года Минимущества продало около 5000 участков. А всего в федеральной собственности под приватизированными предприятиями находится 22 000 участков. Как видите, ускорение нам необходимо.

- Сейчас уже никто не сомневается в том, что цена выкупа будет снижена. Если так, то как будет решаться вопрос о тех 5000 предпринимателей, которые все-таки выкупили землю? Вы будете им что-либо компенсировать после введения нового порядка выкупа?

- Во-первых, это не совсем так. В ряде регионов, например в Москве, цена земли, скорее всего, повысится, а не понизится. Во-вторых, любой предприниматель, принимая решение о выкупе земли под своим объектом, сначала делает экономический расчет. Естественно, что он выбирает между долгосрочной арендой и выкупом земли. Так что если он выкупил, значит, ему это было экономически выгодно. Тогда говорить о том, что надо будет кому-то что-то возвращать, абсолютно неправильно. Он же мог, в конце концов, и не покупать землю, а продолжать арендовать земельный участок.

- Когда, по вашему мнению, компромиссное решение по цене выкупа будет достигнуто?

- Могу сказать только одно. Все ведомства, участвующие в создании нового механизма выкупа земли, понимают, что надо срочно определяться с конечным вариантом. Я знаю, что на сегодняшний день Минэкономразвития учло многие наши замечания, в том числе по мерам, препятствующим дальнейшей спекуляции землей, и сейчас готовит окончательную редакцию, которая будет выноситься на обсуждение правительства. Я предполагаю, что в конце марта, когда в правительстве должна обсуждаться земельная реформа, точка в этом вопросе будет поставлена. < Беседовала Евгения Письменная



"Русский фокус"
25 марта 2004г
http://www.andrey-alpatov.ru/more.php?news_link=1121082209&id=8

Док. 366551
Перв. публик.: 25.03.04
Последн. ред.: 06.09.07
Число обращений: 400

  • Алпатов Андрей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``