В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Язев: Развитие авиации в России Назад
Валерий Язев: Развитие авиации в России
В: Гости студии "Парламентского часа" - депутаты Государственной думы: Светлана Евгеньевна Савицкая - заместитель председателя комитета по обороне, член фракции КПРФ, дважды Герой Советского Союза - и председатель комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Афанасьевич Язев - член фракции "Единая Россия".
Скажите, пожалуйста, все-таки, на ваш взгляд, что мешает сегодня развитию авиации у нас в стране?
СВЕТЛАНА САВИЦКАЯ (заместитель председателя комитета по обороне, фракция КПРФ): Что мешает? Конечно, мешает отсутствие четкой, внятной политики правительства. Даже не государства, а именно правительства, потому что распоряжение средствами, финансами - это в руках правительства. Ну и отсутствие поддержки в плане, скажем так, лоббирования наших интересов на рынке, на международном рынке, потому что не секрет, что целый ряд ведущих авиакомпаний начала... начали закупать зарубежные самолеты "боинги", "аэробасы". И прежде всего потому, что были сделаны большие налоговые льготы. Естественно, наши самолеты в условиях роста тарифов на электричество и вообще на энергоносители, конечно, себестоимость, она не может конкурировать с зарубежными, те, которые пришли к нам по льготным ценам. Это ненормально, когда своим не помогают.
ВАЛЕРИЙ ЯЗЕВ (председатель комитета по энергетике, транспорту и связи, фракции "Единая Россия"): Я абсолютно со Светланой Евгеньевной согласен в большинстве того, что она сказала, ну практически со всем. Это, действительно, отсутствие внятной структурной политики со стороны правительства. Значит, ну вот, о поддержке авиапрома я бы немножко в другую плоскость перевел. Правда, потом вы об этом уже сказали, что, в общем-то, нужны заказы авиапрому. Они готовы пускать сейчас технику достаточно современную - нет покупателей. Вот здесь начинается. У нас действительно где-то сейчас 215 компаний, да, но из них реально могут быть 10 позволить компаний, может быть, покупать современную авиационную технику, потому что она чрезвычайно дорогая. Мелкие авиакомпании, в этом бизнесе они не могут инвестиционные ресурсы мощные получить без серьезной какой-то государственной поддержки. И вот здесь государство должно структурно понять, ну нужно ли ей там 150 компаний, которые она все поддерживает, или же создать для всех равные условия. Выживут на этом рынке, это уже немножко субъективный фактор, выживет 10 или 15 в результате объединения и конкуренции.
- Совершенно понятно всем, и специалистам и не специалистам, что та бездумная приватизация и дробление нашей гражданской авиации, мы говорим пока о гражданской, хотя это не замыкается на этом, она кроме вреда не принесла ничего ни стране, ни гражданам. Я по своему первому образованию я самолетостроитель. Даже не ракетчик. Поэтому я хорошо знаю и ситуацию, и систему эту. Я совершенно уверена, что делалось целенаправленно, вот эти шаги предпринимались, с целью развалить наш авиапром. Некоторые фирмы просто умерли. Фирма Яковлева, на которой я, в том числе, тоже работала. Что осталось от фирмы, вывеска и несколько боковых структур.
В: Ваша оценка, вы специалист.
- Я думаю, что это делалось специально, чтобы убрать нас как конкурентов и раскрыть зарубежный рынок, максимально раскрыть для зарубежных самолетостроителей.
В: Наша промышленность может сейчас возобновить выпуск самолетов.
- Она возобновить еще может, с трудом, но может возобновить. Сегодня идет интенсивный процесс. Те силы, которые разваливали авиапром, они продолжают пытаться доразвалить то, что еще сохранилось. Ульяновский авиазавод, там сейчас целая ситуация, с директором, пытаются убрать кадры.
В: Вам, Валерий Афанасьевич, вопрос. Вы говорили о необходимости вмешательства государства. Действительно, реально государство собирается вмешиваться. Какие все-таки выводы и намерения у государства.
- Я в полной мере не могу со Светланой Евгеньевной согласиться, что там был буквально злой умысел, развалить авиацию. Монополизма в авиации уже не будет, это очевидно. Что касается наших самолетов. Я считаю, это 204 Ту, Ил-96 вполне конкурентные машины. Каждая из них требует доводки, но для этого нужны большие серии. Я согласен, что сегодня наш президент заказывает только отечественные машины, и мы создаем их.
С. Савицкая: одна-две машины.
- И то, к сожалению, строится уже седьмой год, Ту-204. Это говорит о потенциале самого завода. Там утрачивается технологический потенциал, потому что нет заказов. Это очевидно, завод если стоит.
С. Савицкая: Еще несколько лет и не смогут даже президенту построить.
- Сегодня в бюджете третьего года, четвертого года, пятого года закладываются деньги на авиализинг не очень большие, на поддержку авиапрома порядка 6 миллиардов рублей закладывается. Этот процесс идет. Может быть не так динамично, как хотелось бы. Я бы не считал, еще раз хотел подчеркнуть, когда мы говорим о правительстве, в данном случае об Авиапроме, там проблемы есть системные, которые намного сложнее личностных, намного глубже. Если мы сменим сегодня одного чиновника на другого, преданного России, компетентного, кардинального изменения в короткий срок не возможно добиться, потому что мы же в матрице. Авиапром он же живет в реалиях российской экономики, которая сегодня в переходном этом процессе находится. Поэтому есть претензии к конкретным чиновникам. Это проблема очень глубокой системы.
С. Савицкая: Эта проблема связана со всей промышленностью.
В: Да, вот действительно вопрос, я думаю, который волнует всех наших зрителей, - проблема тарифов. Вы начали говорить. Проблема тарифов. Для нас, к сожалению, полет самолетом для многих стал недоступным. Сегодня, и на слушаниях об этом говорилось, 3 процента населения только являются авиапассажирами.
СВЕТЛАНА САВИЦКАЯ (заместитель председателя комитета по обороне, фракция КПРФ): Да, элитный транспорт.
В: Да, транспорт стал элитным. Ваш комитет участвует в формировании государственной политики. Вот что в этом плане можно сделать, как объяснить то, что сейчас происходит и что в ваших планах?
ВАЛЕРИЙ ЯЗЕВ (председатель комитета по энергетике, транспорту и связи, фракции "Единая Россия"): Мы в комитете создали рабочую группу и анализируем тему высоких цен на бензин, на керосин и на дизтопливо в России. И к 1 декабря выдадим доклад, на мой взгляд, с достаточно объективным таким экспертным анализом и оценкой структур формирования цен, высоких, и которые выросли с января этого года по октябрь, ну. По крайней мере, на 35 - на 40 процентов, разные виды горючего.
В: Под угрозой оказывается безопасность страны, потому что когда люди годами не могут с Дальнего Востока прилететь в центральную Россию прилететь к своим родственникам...
СВЕТЛАНА САВИЦКАЯ (заместитель председателя комитета по обороне, фракция КПРФ): Вы правильно затронули вопрос безопасности. И вот вопрос цены на авиатопливо, он вплотную, к сожалению, связан и с безопасностью полетов не только гражданской авиации, но особенно военной авиации. Потому что мы знаем, что у нас, к сожалению, сегодня военная авиация, летчик средний налётывает в 10 раз меньше, чем должен налётывать, только лишь потому, в первую очередь, что нету керосина.
В: У меня к вам вопрос как профессиональному летчику. Вот есть такое утверждение, что сегодня 60 процентов происшествия в нашей авиации происходит по той простой причине, что несовершенно законодательство, многие правила до сих пор не урегулированы. Как вот вы к этому относитесь?
СВЕТЛАНА САВИЦКАЯ (заместитель председателя комитета по обороне, фракция КПРФ): Вот если говорить по-крупному, то законы, вообще-то, все есть. Есть Воздушный кодекс. То есть для того, чтобы летать безопасно, у нас всё есть. А вот контроль и за человеком, и на земле, и за экипажами, спрос, ответственность, к сожалению, значит, они снизились.
ВАЛЕРИЙ ЯЗЕВ (председатель комитета по энергетике, транспорту и связи, фракции "Единая Россия"): В Думу пришел законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс. Он попал ко мне в комитет, и мы над ним начали активно работать. Вот часть...
В: Это касается безопасности.
ВАЛЕРИЙ ЯЗЕВ (председатель комитета по энергетике, транспорту и связи, фракции "Единая Россия"): Да, это касается безопасности полетов, Воздушный кодекс. Часть тех вопросов, которые вы сейчас подняли, чрезвычайно острых, там уже предусмотрена. А некоторые, я вас слушаю, отмечают, что еще нету.
СВЕТЛАНА САВИЦКАЯ (заместитель председателя комитета по обороне, фракция КПРФ): Конечно, нету еще, да.
ВАЛЕРИЙ ЯЗЕВ (председатель комитета по энергетике, транспорту и связи, фракции "Единая Россия"): То есть надо будет при доработке этого законопроекта, я просто к вам обращусь официально еще как председатель комитета, вот ваше видение, и мы внесем изменения. Потому что ну чрезвычайно важные вопросы, которые нужно решать безотлагательно.
СВЕТЛАНА САВИЦКАЯ (заместитель председателя комитета по обороне, фракция КПРФ): Пожалуйста.
В: Ну что ж, я благодарю вас за эту беседу. Мы действительно сегодня затронули очень много важных тем. Эти проблемы существуют, и я рад, что мы услышали, что Государственная дума занимается их решением. В будущем мы обязательно в нашей передаче вернемся к этой теме и расскажем, как будут развиваться события. Спасибо.






РТР Парламентский Час,
Дата: 21 ноября 2004


Док. 366426
Перв. публик.: 21.11.04
Последн. ред.: 06.09.07
Число обращений: 379

  • Язев Валерий Афонасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``