В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Язев: Менять систему социальных льгот - потребность жизни Назад
Валерий Язев: Менять систему социальных льгот - потребность жизни
Ничего более злободневного, нежели ход реализации 122 закона /монетизация льгот/ пока что в информационной повестке страны так и не появилось. Что по большому счету и неудивительно. Ибо коснулся он напрямую самой незащищенной части населения - инвалидов, пенсионеров, просто пожилых людей. Удивительно другое. Реакция власти на в общем-то совсем не сравнимые ни по масштабу, ни по агрессивности с недалеким прошлым митинги /вспомните 1993-96 годы!/ Она не просто есть, не просто незамедлительная, не просто нервная, она - действенная. Что вообще-то не может не удивлять привыкшее к полному невниманию к себе население и не может не вызывать чувство надежды. Если власть слышит руководимых ею людей и готова к диалогу с ними, то в стране медленно, но что-то меняется в лучшую сторону.

"Единая Россия" как партия в сознании людей накрепко связанная с действующей властью оказалась под не меньшим, чем сами чиновники, критическим прессом в связи с монетизацией. Тем более интересно, что думают в партии о самом законе и практике его реализации. Накануне своими мыслями об этом в эфире телекомпании "Ермак" делился Валерий Язев - депутат Госдумы, координатор Уральского Межрегионального координационного совета партии "Единая Россия".

Вопрос: Одна из наболевших тем начала года - это вступление в силу закона о монетизации льгот. Пока закон с трудом воплощается в жизнь: в стране почти каждый день проходят акции протеста в регионах. Как Вы считаете, оправдана ли сама идея монетизации льгот?

Валерий Язев: Она оправдана. Такой закон был необходим. И вообще менять систему социальных льгот - это актуальная потребность. Дальше бы копились только отрицательные моменты натуральной системы льгот, которые привели бы к деградации муниципального, пригородного транспорта, которые постоянно дотировались. Там годами нет обновления парка, нет никакой доходной составляющей от работы. Бюджеты не компенсировали затраты на льготников. Это один из аспектов.

Второе - до сих пор не было ясной картины, сколько у нас людей имеют право на льготы? И только после принятия этого закона мы теперь точно знаем, сколько у нас льготников - порядка 38 миллион человек. Параллельно выяснилось огромное количество льгот, установленных муниципальными образованиями, например, на проезд пенсионерам.

Сегодня, когда принят 122 закон, стали проявляться нестыковки, которые и создают негативную картину. Оказалось, что у нас большое количество пенсионеров не имеет право на льготы. Раньше они имели 50% скидку на проезд, сейчас этой скидки нет. Надо эту проблему решать. Экстренно было принято решение о повышении пенсий. И вот так по многим позициям параллельно выясняются огрехи, которые были не до конца рассмотрены.

Вопрос: А нельзя было их заранее просчитать? В том числе и депутатам Госдумы, которые за этот закон голосовали.

Валерий Язев: Много было сделано. Надо ведь еще сказать, что впервые федеральный закон принят под таким пристальным вниманием общественности. До этого у нас существовали десятки законов о льготах, которые не работали, и все с этим мирились. Наконец, мы выходим на уровень, когда принят закон очень важный для страны и этот закон поставили под жесточайшее внимание властей всех уровней, внимание населения, партии "Единая Россия", которая взяла на себя ответственность за реализацию этого закона. Поэтому и стали выявляться все нестыковки. Некоторые из них объяснимы, некоторые кажутся просто непонятными, в том смысле, что почему-то не были продуманы так глубоко.

Вопрос: А кто должен был заниматься глубоким продумыванием?

Валерий Язев: Исполнительная власть, представляя закон в Госдуму, и Дума должна была продумывать все последствия. Мы получали расчеты и заверения из правительства РФ, что никаких сбоев не будет при монетизации, что, согласно Конституции, положение ни одного льготника не ухудшится. Мы приняли специальный закон, чтобы в конце прошлого года были выплачены пенсии тем, кто должен был их получить до 11 января. В тех регионах, где этого сделано не было, сейчас выясняет ситуацию прокуратура.

Вопрос: Есть территории, которые успешно реализуют 122 закон. Например, Тюменская область, Югра, Ямал. Как Вы считаете, можно ли опыт передовых регионов в плане монетизации льгот использовать и на других территориях? Валерий Язев: В октябре прошлого года в Тюмени я проводил выездное заседание Уральского МКС партии "Единая Россия", с докладом выступал губернатор Сергей Собянин - как раз по подготовке к выполнению этого закона. В Тюменской области еще в октябре были приняты все соответствующие законы. И еще тогда эта теперь наболевшая проблема с транспортом Сергея Собянина насторожила. Он говорил: Валерий Афонасьевич, готовится бомба, если мы разделим льготников на два уровня, одни смогут бесплатно ездить, другие нет. В Тюменской области все льготы на проезд сохранились в натуральном виде. А закон 122, кстати, предусматривал, что льготы можно сохранить в натуральном виде, и некоторые регионы этим воспользовались. Сейчас идет корректировка не закона, а практики применения закона! Выдаются проездные билеты, чтобы они стоили не дороже предусмотренных выплат. Отмечу, что в УрФО острых конфликтных ситуаций по монетизации не было. Очень грамотно подошли к этому вопросу и администрации регионов, и
уральское Полпредство Президента РФ, которое постоянно следит за воплощением закона.

Вопрос: Стоит ли вносить изменения в закон, чтобы опыт наших передовых регионов обязать внедрять и в других территориях?

Валерий Язев: Мы не можем решать за субъекты: или монетизировать льготы, или оставить их в натуральном виде. Анализ сегодняшней ситуации говорит о том, что сейчас речь идет о некачественном выполнении закона. Если потребуются еще корректировки, будем об этом говорить. Я пока не слышал, чтобы расчеты этого закона были неверными и их надо менять.

Вопрос: Как рассчитывалась стоимость компенсационных выплат?

Валерий Язев: Это была большая аналитическая работа. Был сделан анализ стоимости тех льгот, которые получали люди в натуральном виде, учитывался региональный аспект, районные коэффициенты. Мы учитывали, сколько стоят бесплатные медикаменты, санитарно-курортное лечение, с какой частотой люди ездили в транспорте. И мы вышли на сумму 280 миллиардов рублей, тогда как в прошлые годы это было 100 миллиардов. Мы в три раза больше заложили денег. Цифры говорят о том, что многие люди просто раньше не пользовались льготами, и деньги не получали. Отсюда и такая разница. Например, льготники в сельской местности не пользовались транспортом, телефоном. А сегодня они получили право получать денежные выплаты. В принципе закон по монетизации льгот нужный и своевременный, а практику его применения как раз и предстоит серьезно откорректировать.

Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы



"Накануне.ру",

2005-01-27

Док. 366399
Перв. публик.: 27.01.05
Последн. ред.: 06.09.07
Число обращений: 384

  • Язев Валерий Афонасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``