В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Язев: `Государство и бизнес: вектор вложения сил`. Назад
Валерий Язев: `Государство и бизнес: вектор вложения сил`.
В: Многие отрасли российской экономики остро нуждаются в капиталовложениях крупных и очень крупных. Это, например, энергетика, транспорт, другие отрасли инфрастуктуры, социальная сфера. Многие из таких проектов сегодня не под силу даже крупному бизнесу. Государство тоже не в состоянии в одиночку финансировать различные общенациональные проекты. Вот на этом фоне и родилась идея государственного частного партнерства.

- Деньги инвестора должны составлять не менее 25 % от общей стоимости проекта.

В: Образно говоря, вы строите ТЭЦ, а я прокладываю трубы.

- Чтобы ... условия концессионные и, пожалуйста, работа.

В: Мой гость в студии сегодня Л. Язин, депутат Госдумы, председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи. Я рад вас приветствовать у нас в студии. Вот сейчас стало модно говорить о частно-государственном партнерстве.

- Говорят, частно-государственное, говорят государственно-частное. Тут дело вкуса. Как бы можно или в минус первой степени, или прямое назначение. Тема актуальная зазвучала чрезвычайно, причем она и законодательно решается, путей-то несколько. Один путь - концессионное соглашение, закон принят, да, о концессиях? Это в чистом виде, конечно, не государственно-частное, вот это устоявшееся форма, но в чем для развития инфраструктуры

В: концессия обычно как-то ассоциируется с добычей нефти, каких-то других полезных ископаемых, а вот в электроэнергетике я, например, про концессию не слышал.

- Этот закон позволяет взять в концессию ТЭЦ или ГРЭС какую-то, заключив на 30 лет соглашение с государством, пока РАО "ЕЭС" у нас государственная компания или с той организацией, которая эксплуатирует, оговорить условия концессионные и, пожалуйста, работай.

КОР: При слове концессия мы сразу же вспоминаем героев Ильфа и Петрова, чья бурная деятельность пришлась на годы заката НЭПА в России. Именно НЭП породил нас в такую форму хозяйствования, как концессия. Но идея отдать в иностранные руки разрушенную промышленность, возникла у председателя Совнаркома Ульянова Ленина гораздо раньше. Еще в 1918 году переговоры о концессиях велись с североамериканскими Соединенными Штатами, и с 20-х годов дело пошло. С началом сталинской индустриализации концессии канули в Лету, но, как известно, все новое - это подзабытое старое. Только надо иметь в виду, что концессия или лизинг, это передача из одних рук в другие уже готовых кем-то профинансированных объектов, относительно не крупных. А когда речь идет о финансировании с нуля крупных объектов федерального значения, то в нынешних условиях государству это не под силу. Частный бизнес в складчину мог бы осилить такие проекты, но у него должен быть и коммерческий интерес (кадр из фильма).

- Значит, государственно-частное партнерство, оно почему актуально для нас, ну, вообще говоря, было, есть и будет инвестиции в инфраструктуру. Почему как бы эта отрасль монополизирована у нас в стране была и есть эта железная дорога, газопроводы, нефтепроводы, нефтепродукты проводы, электроэнергетика, да потому огромная емкость инвестиций, большие сроки окупаемости и мало привлекательно для инвесторов.

МАРТИН ШАККУМ (председатель Комитета РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям): Культурные проекты это все-таки в первую очередь государство. Уже потом бизнес. А вот в области промышленного производства, здесь нужно, наверное, более активно развивать различные формы частного и государственного партнерства. Сегодня мы пока как пилотный проект у нас авиация, но еще хуже, наверное, ситуация в судостроении. Есть проблема энергетического машиностроения.

Государство должно участвовать в развитии собственной инфраструктуры. Это вопрос еще, вот я его отношу к вопросу национального контроля за объектами инфраструктуры ...., без которой наше российское государство жить не может. Поэтому тема чрезвычайно актуальна. Она сейчас находит свое воплощение и в подзаконных актах и в законах. И больше того, уже в бюджете 2006 года 69.7 миллиарда рублей, специальный фонд, созданный инвестиционный, как раз для проектов, стоимость которых или емкость больше 5 миллиардов рублей, где предусмотрено софинансирование частного инвестора и государства для реализации каких-то проектов (достройка Богучанской ГЭС). Если мы говорим по электроэнергетике. На сегодняшний день предварительное решение по распределению инвестиционного фонда следующее. Деньги инвестора должны составлять не менее 25% от общей стоимости проекта. Государство должно помогать там, где бизнес самостоятельно справиться не может. Если это высокоэффективный проект, с быстрыми сроками окупаемости государству делать там нечего. Здесь должен работать чисто бизнес. Равно как и есть сферы, где государство должно доминировать.

КОР: На первый взгляд, в соединении усилий государства и бизнеса нет особых проблем. Но на самом деле есть серьезные нюансы. А государство, прежде всего, заинтересовано в привлечении средств в капиталоемкие отрасли. Например, в инфраструктуру. А там отдача от инвестиций не бывает быстрой. Вот как сделать так, чтобы совместные с государством вложения были для бизнеса выгодными? Есть ли для этого, в частности, законодательное и нормативное обеспечение? Ну вот мне очень интересно, и я уверен, что нашим зрителям тоже, вот как вы, ну, по крайней мере, в данном случае законодатели, видите это частное государственное партнерство. Ведь возможны разные варианты. Ну, слава богу, что у государства теперь зашевелились деньжата и ему, собственно, есть, что инвестировать. Но сейчас я оставляю как бы в стороне дискуссии о том, как Стабфондом распорядиться. Это отдельная интересная тема. Вот первый вариант. Я государство, образно говоря, вкладываю в этот объект Богучанскую электростанцию там рубль или доллар, ты, частный предприниматель, вкладываешь два. Одна форма. Другая форма - я государство, строю, скажем, передающие какие-то линии, инфраструктуру, потому что они совсем инвестиционно

непривлекательные. А вы вкладываете там в генерацию. То есть, образно говоря, вы строите ТЭЦ, а я прокладываю трубы. Это, неверное, самый такой сомнительный вариант. Вот по какому пути ...

ВАЛЕРИЙ ЯЗЕВ (председатель Комитета ГД РФ по энергетике, транспорту и связи): Свежий пример просто. Ну электроэнергетика, теплоэнергетика, газовое хозяйство, все это ТЭК. Сейчас потому что подходит ко второму чтению законопроект о трубопроводном транспорте. Так вот чрезвычайно сложный, конфликтный законопроект, я его автор. И вот он выходит на второе чтение. Там предусмотрены, уже заложены механизм частного и государственного партнерства. Возьмем "Транснефть", государственная компания, ну 75 процентов государственная, 25 - привилегированные акции. Или Транснефтепродукт, 100-процентно государственная компания. Принята программа комплексного развития трубопроводной системы. Денег у государства на это недостаточно. Да. Привлекаются частные инвесторы. Они могут быть пользователи услуг, скажем нефтяная компания, или же просто желающие вложиться туда. Принимается проект, устанавливается доля участия, реализуется этот проект. Следующий этап - это возврат инвестиций. Там предусмотрены несколько вариантов. Первое. Государство с рассрочкой выкупает долю у частного инвестора. Ставит себе на баланс. Второй вопрос, часто инвестор передает в лизинг, государственная вот эта компания, которая участвовала в эксплуатации и там через 5-7 лет возвращает себе в виде лизинговых платежей инвестиции. Третий вариант, он как пользователь услуг, получает специальные тарифы, которые предусматривают его материальную заинтересованность в том, что он построил, раз у него интерес, он вернул инвестиции и второй. И главное, он же будет строить к тому месторождению или к тому заводу в данном случае нефтеперерабатывающий, который даст толчок в развитии его бизнеса. Т.е. вот три примерно возврата инвестиций. Там предусматривается еще несколько механизмов. Вопрос детализации уже.

М. ШАККУМ (пред. Комитета ГД РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям): Правовая база для реализации частно-государственного партнерства все-таки базируется на ряде законов. В первую очередь, это Гражданский кодекс, это Закон о концессиях, Закон об иностранных инвестициях и еще ряд законопроектов, которые мы должны принять. Мы только начинаем, вообще говоря, внедрять элементы частно-государственного партнерства. В данном случае у нас законодательная база, правовая основа как бы опережает сегодня собственно развитие отношений в рамках частно-государственных партнерств. Так что оно есть, но оно еще только в самом начале своего пути.

- Т.е. вот сегодня, вообще говоря, мы уже дошли до достаточно такого, я бы сказал, рабочего варианта сотрудничества. Сейчас предусматривается вопрос, скажем, развития портового хозяйства Финского залива, целая комплексная программа, приморская и пр. Это такая мощная инфраструктура создается. Там предусматривается участие через структуру Минтранса, агентства дорожного, железнодорожного и участие государства по бюджетному финансированию

- Точно так же там нефтяники: ЛУКОЙЛ, Роснефть и прочие - участвуют в финансировании терминалов, конечных и нефтепродуктопровод. Еще один пример с РТО, незамерзающая часть в Баренцевом море, принято решение новый технологический коридор транспортный построить из северных районов Тюменской области на Чушскую губу в Баренцево море, куда уже танкеры могут зайти с осадкой там до трехсот тысяч тонн ... там будут строиться нефтепровод, газопровод, провод, терминалы по сжижению газа стоят, по заливке нефти. В нем предусмотрено участие, как бы сейчас полуформируется и частных компаний нефтяных, и газовых и тоже оговорится условия сотрудничества. Мне кажется, это путь достаточно такой позитивный.

КОР: Определяя свою экономическую политику после Второй мировой войны, Япония сделала ставку на развитие экспортных отраслей, автомобилестроения и электронную промышленность. Поэтому для этих направлений был создан режим наибольшего благоприятствования. В стране возникли, так называемые, особые юридические лица, которые пользовались большими привилегиями. Таким статусом обладали японский экспортно-импортный банк, банк развития, государственные и общественные корпорации, занятые в электронной промышленности, строительстве мостов, железнодорожных и автомобильных магистралей. Это сыграло огромную роль в возникновении, так называемого, японского чуда. Но в 70-е годы стало очевидно, что особые юридические лица не всегда рационально распоряжаются финансами. Завышение расходов, расточительство, нерентабельность стали их характерными признаками.

КОР: Поэтому вначале правительство Накасо, а позже правительство Хосакане провели административную реформу, которая коснулась и этих предприятий. И тут как нельзя лучше подошел британский опыт частно-государственного партнерства. Сегодня частный капитал в Японии все шире привлекается к созданию инфраструктуры. Делается это на долгосрочной договорной основе с местными или государственными властями, где четко прописываются взаимные обязательства сторон.

В: Много лет ратуют за то, чтобы государство участвовало в инвестиционном процессе, даже мне кажется, не так важно, сколько денег оно вложит, а то, что оно в принципе идет вот на разделение инвестиционного риска, но показывает участием, что этот проект для него приоритетный, что он будет как-то относиться там чуть более внимательно и

В. ЯЗЕВ : Я знаю ваше отношение к этому, вот, может быть, и политически только сейчас созрели и финансово бюджет. Вы сказали: денежки там зашевелились, если вспомнить бюджет 1999-98-го года, когда я в Думе начал с 1997-го работать, бюджет страны был 25 млрд. долларов. Я помню эти времена. Сегодня он, слава Богу, 175. Уже как бы есть поучаствовать, чем государству и в развитии фундаментальных таких вещей, как инфраструктура.

М. ШАККУМ : Пока решение правительство создан инвестиционный фонд, который предполагает выделение 70 примерно миллиардов рублей ежегодно для проектов в области промышленности, энергетики, авиационной промышленности. Работают две лизинговые компании. Я бы не сказал пока, что они работают эффективно, но, тем не менее, тоже одна из форм частно-государственного партнерства.

АНДРЕЙ НЕЧАЕВ (президент Российской финансовой корпорации): Кажется, государство, наконец, повернулось лицом к решению общенациональных задач, к реализации крупных национальных проектов. И конечно, для этого государству нужна помощь бизнеса. Нужно то самое государственное и частное партнерство. Правда, для рядовых граждан довольно все равно как складывается это партнерство. Но зато для нас, безусловно, интересно, чтобы это партнерство дало новые рабочие места, рост заработных плат ну и, в конце концов, повышение уровня жизни.



ТВЦ Денежный вопрос, Город: Москва
Дата: 11 Ноября 2005



Док. 366345
Перв. публик.: 11.11.05
Последн. ред.: 06.09.07
Число обращений: 456

  • Язев Валерий Афонасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``