В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мартин Шаккум: `Зап. устройство` за миллиард Назад
Мартин Шаккум: `Зап. устройство` за миллиард
Стопроцентной оплатой услуг ЖКХ россиян пугали с самого начала рыночных реформ. И вот это грандиозное событие свершилось: отныне, согласно утверждённым Правительством РФ федеральным стандартам в сфере жилищно-коммунального хозяйства на текущий год, население обязано сполна рассчитываться и за воду, и за газ, и за электроэнергию... Кто-то, возможно, вздохнет свободно и скажет: "Это к лучшему. Когда предел платежей фиксирован, знаешь, сколько конкретно денег надо откладывать из семейного бюджета на коммунальные нужды". Но такая точка зрения, увы, самообман. Не зря те, кто придумал жилищно-коммунальную реформу, оперируют процентами, а не конкретными цифрами. Потому что проценты - величина переменная, за ними можно спрятать любое очередное повышение тарифов. Эту горькую истину воочию испытали на себе, в частности, жители города Череповца, которые еще с 2001 года перешли на оплату услуг ЖКХ по полной программе. Примечательно, что местные власти в преддверии этого печального шага заменили в городе водопроводные трубы, оснастили систему теплоснабжения специальными счетчиками, позволяющими значительно сократить потери тепла, подновили жилищный фонд... Казалось бы, стопроцентной оплаты городскому ЖКХ должно было хватить выше головы. Но прошло всего ничего, и выяснилось, что денег на обслуживание "коммуналки" не хватает и тарифы надо поднимать еще выше. В результате в 2004 году они выросли вдвое, в 2005 году подскочили еще... Тогда-то череповчане поняли, что 100 процентов в рублевом эквиваленте никогда не станут величиной постоянной. Это вроде линии горизонта, которая постоянно отодвигается. К сожалению, столь активное население встречается далеко не в каждом регионе. Вот, например, москвичи предпочитают помалкивать "в тряпочку", несмотря на то что столичная система ЖКХ почти сплошь состоит из посреднических структур. Так, в каждом муниципальном районе есть дирекция единого заказчика (ДЕЗ), в ее подчинении находится несколько ремонтно-эксплуатационных участков (РЭУ). Чем конкретно, кроме раздачи "ценных указаний", занимаются ДЕЗы, непонятно. Все реальные (а не бумажные) функции лежат только на работниках РЭУ. Именно они чинят текущие краны и унитазы, устраняют аварии, ремонтируют крыши. Но такая структура, по всей видимости, показалась столичным чиновникам слишком скромной. И они создали при ДЕЗах Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ), которые следят за тем, чтобы население платило за услуги ЖКХ согласно установленным тарифам, а также выписывают квитанции или единые платежные документы (ЕПД), по которым это и надо делать. Пока что в ЕПД отсутствуют позиции оплаты за телефон и электроэнергию. И это прекрасно. Потому что москвичи платят за свет в зависимости от показаний своих домашних счетчиков, то есть за конкретно потребленный ими объем. Что касается оплаты телефона, то тут тариф фиксированный, а если он изменяется, то об этом говорят чуть ли не на каждом углу. Цифры в ЕПД лишены такой ясности и конкретики. Чуть ли не каждый месяц итоговые суммы в нем разнятся, подчас отличаясь между собой не на десять рублей, а на сотни или даже тысячи. И это при том, что тарифы на услуги ЖКХ меняются не так уж часто. Тем гражданам, которым такие "игры" непонятны, советуют обращаться непосредственно в ЕИРЦ. Однако поход туда является для граждан самым настоящим испытанием. Во-первых, надо отпрашиваться с работы, поскольку распорядок трудовых будней в центрах такой же, как и на подавляющем большинстве предприятий города. Во-вторых, почему-то, как правило, ЕИРЦ расположены в тесных помещениях. Коридорчики, где теснятся страждущие, настолько узкие, что не только сидеть - даже стоять в них затруднительно. Не хотелось бы думать, что все эти неудобства созданы специально для того, чтобы люди держали свои вопросы при себе и платили по квитанциям, как говорится, не глядя. Но как же не возникать вопросам, если в ЕПД есть совершенно непонятные строчки? Одна из них значится как "зап. устройство". Но это не домофон, как можно было бы предположить. Речь идет об обычной кодовой защелке на двери подъезда. Каждая московская семья платит за нее 22 рубля 95 копеек, хотя совсем недавно было почти в 4 раза меньше - 6 рублей 40 копеек. Откуда взялась такая астрономическая сумма (с подъезда получается примерно по 800 рублей! А сколько таких подъездов в городе!), в ДЕЗах внятно объяснить не могут. В частности, начальник ЕИРЦ района Хорошевский Северного административного округа говорит, что жильцы платят за обслуживание замка. С кем конкретно ДЕЗ заключил договор на это обслуживание, начальница не ответила: ограничилась только информацией о том, что "нас обслуживают четыре разные организации". Но платить за обыкновенную дверную защелку почти 23 рубля - это просто абсурд. Ведь, чтобы сломать её, нужно по меньшей мере иметь под рукой стальной ломик. Вряд ли нормальному человеку взбредет в голову таскать с собой столь тяжёлое орудие. Тем не менее денежки взимаются, и немалые. В чьих карманах оседают эти деньги? И почему затраты на обслуживание какого-то замка практически сравнимы с таксой за вывоз мусора? В последнем случае все-таки расходуется дорогостоящее горючее. А кто хоть раз видел, чтобы замок в подъезде смазывали? Но, может быть, тайну тарифов знает высшее руководство? Блажен, кто верует: на одной из пресс-конференций, посвященных реформе ЖКХ, руководитель Росстроя Сергей Круглик заявил, что даже специалисты толком не понимают, из чего складывается тот или иной тариф. А по словам одного из экспертов Института экономики города, доступ к такой информации ограничен. Но неужели она настолько секретна, что даже руководитель Госстроя не в состоянии её получить? А если так, то по какому закону ее отнесли к государственной тайне? Нет такого закона. А есть либо плохие специалисты, которые сидят не на своем месте, либо руководители, которым выгодно наводить тень на плетень. Им так проще и спокойнее. Ведь если бы граждане могли собственными глазами увидеть, что заложено в тарифы на ЖКХ, они с легкостью находили бы ошибки и недочеты и требовали их исправления. В противном случае обращались бы в суд и легко отстаивали свои права. Но такие неприятности чиновникам не нужны... А вот результат: у 43 процентов россиян коммунальные платежи съедают до половины семейного бюджета, у 33 процентов - до четверти, у 21 процента - до трех четвертей. Какая доля этих денег заведомо предназначена для чиновничьих карманов, не знает никто. Кроме самих чиновников.

МНЕНИЕ ДЕПУТАТА. Мартин Шаккум - председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям: "Не так давно Госдума приняла поправки в закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", направленные на усиление государственного регулирования тарифов в сфере ЖКХ. Согласно этому документу основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса теперь утверждает Правительство. Кроме того, в компетенцию кабинета министров перешли надбавки к тарифам на товары и услуги организаций ЖКХ. Также Правительство определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих регулирование тарифов, с органами местного самоуправления. Закон предполагает, что рост платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным индексам. Такая норма будет действовать до 1 января 2009 года, что позволит до этого времени сформировать систему государственного контроля за экономической обоснованностью тарифов в сфере ЖКХ".

"Парламентская газета"

http://www.shakkum.ru/smi/47/

06.07.2006


Док. 366271
Перв. публик.: 06.07.06
Последн. ред.: 06.09.07
Число обращений: 429

  • Шаккум Мартин Люцианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``