В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мартин Шаккум: Контроль над расходами Назад
Мартин Шаккум: Контроль над расходами
Правительство боится предвыборных трат Министр финансов Алексей Кудрин придумал, как обезопасить бюджет от роста расходов накануне выборов. Он хочет резервировать 5% расходов федерального бюджета, не расписывая их по расходным статьям. Эти деньги можно будет тратить на "важные обстоятельства". Такую поправку в Бюджетный кодекс вчера одобрило правительство. На финансирование новых идей такого резерва может и не хватить, предупреждают экономисты.

В ст. 184 законопроекта, меняющего Бюджетный кодекс (БК), который вчера одобрило правительство, записано, что 5% от всех расходов бюджета будут утверждаться "условно". Это значит, что они не будут распределяться по разделам, подразделам и целевым статьям в ведомственной структуре расходов, говорится в тексте законопроекта. Например, в 2007 г. правительство может расписать все расходы с 2008 по 2010 г., но если вдруг возникнут какие-то "важные обстоятельства или новые программы", то в 2008 г. не будет денег на их финансирование и эти расходы придется отложить на следующую бюджетную трехлетку, объяснил Кудрин. Теперь такая возможность появится. "Это не резервный фонд и не деньги на непредвиденные расходы, - сказал на заседании Кудрин. - Это зазор для внедрения новых приоритетных программ, которые возникли по итогам года". По его мнению, благодаря этой норме устанавливаются дополнительные рамки и строгость подхода к планированию новых обязательств. Идея хорошая - зафиксировать все расходы на три года трудно, но как она будет реализована, пока не очень понятно, отмечает чиновник Минэкономразвития. "Правительство уже приняло на себя расходные обязательства, а теперь получается, что мы должны от части из них отказаться и оставить деньги для каких-то условных расходов", - недоумевает он. Еще его смущает формулировка "не менее 5%": не оставит ли она Минфину пространство для маневра, чтобы увеличивать условные расходы.

Если доходы бюджета окажутся выше ожидаемых, то процент нераспределенных расходов может быть и выше, подтверждает чиновник Минфина. Расходный резерв необходим при трехлетнем планировании: за такой относительно долгий промежуток времени действительно могут появиться дополнительные бюджетные обязательства, считает научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: "Если в трехлетнем плане все доходы расписаны по расходным статьям, неоткуда будет взять дополнительные средства". По мнению Гурвича, это попытка сочетать бюджетную стабильность с гибкостью в расходной политике. Новые обязательства могут появиться, например, из-за более высокой, чем было запланировано, инфляции: придется индексировать будущие расходы, рассуждает главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. В 2005 г. непредвиденными расходами были траты на последствия монетизации (расходы бюджета тогда пришлось увеличивать почти на 500 млрд руб.), а в 2006 г. - траты на нацпроекты. "5%-ного резерва не хватило бы на внеплановые расходы из-за монетизации, а на нацпроекты - вполне", - отмечает Гавриленков.

Кудрин пытается не допустить неконтролируемого роста расходов, считает экономист "Уралсиба" Владимир Тихомиров: "У бюджета есть 5% на непредвиденные расходы - и все". Но Тихомиров сомневается, что это сработает. Недавно фракция "Единой России" заявила, что необходимо резко нарастить финансирование нацпроектов. В течение трех лет на них нужно выделить минимум 700 млрд руб. и еще около 100 млрд руб. - на решение демографической проблемы, заявил вице-спикер от фракции Владимир Пехтин.

А председатель комитета по промышленности Госдумы Мартин Шаккум предложил на треть увеличить расходы на строительство и ремонт автодорог (в трехлетнем финплане заложено 144-171 млрд руб.) и повысить расходы на ФЦП "Жилище". Более того, депутаты следующего созыва могут и поменять кодекс, опасается экономист. Ведь Минфин заложил в утвержденный правительством финплан постоянный профицит и устойчивый рост стабфонда. "Чем он больше, тем настойчивее будут предложения увеличить расходы - этому Кудрин и пытается противостоять", - заключает Тихомиров. ДЕНЬГИ В БЮДЖЕТ Сейчас заработки бюджетных учреждений (например, платные образовательные или медицинские услуги) просто учитываются в бюджете, учреждения могут самостоятельно их тратить. Поправки в БК предполагают, что эти деньги будут перечисляться в федеральный бюджет, а потом он на эту сумму профинансирует учреждения. Обязанность возвращать заработанное четко не прописано, обеспокоена член бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева. Замминистра финансов Татьяна Голикова говорит, что эта норма может быть введена только отдельным законом. Кудрин хочет контролировать внеплановые расходы.

"ВЕДОМОСТИ"

http://www.shakkum.ru/smi/104/

26.01.2007


Док. 366040
Перв. публик.: 26.01.07
Последн. ред.: 06.09.07
Число обращений: 404

  • Шаккум Мартин Люцианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``