В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Перминов: мы довольны результатами МАКСа Назад
Анатолий Перминов: мы довольны результатами МАКСа

Анатолий Перминов: мы довольны результатами МАКСаВ минувшие выходные в подмосковном Жуковском завершился международный авиакосмический салон МАКС-2007. Более 600 тысяч посетителей, 540 российских, 250 иностранных предприятий и многомиллионные контракты - таковы главные итоги этого салона. В интервью российскому информационному каналу "Вести" прошедшее событие прокомментировал руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.

- Анатолий Николаевич, здравствуйте.

- Добрый день.

- Давайте начнем с одной любопытной новости, которая пришла буквально недавно - якобы на территории Абхазии упал некий фрагмент космического мусора. О чем может идти речь? Наш ли это мусор? И возможно ли такое?

- Новость очень неожиданная. В принципе, в России существует система контроля космического пространства, и мы вместе с Министерством обороны контролируем все объекты, которые находятся на орбитах. На сегодняшний день, по-моему, более шести тысяч объектов контролируется на орбитах до 30 тысяч километров высотой. Что-либо в пределах территории Черноморского побережья Абхазии, Грузии на сегодняшний день из тех объектов, которые контролирует Россия, не падало. Весь сход с орбит этих объектов нами контролируется. Конечно, с теми объектами, которые мы не контролируем (это еще примерно около 4 тысяч других объектов, их другие страны контролируют), может быть, и возможен такой вариант. Но с точки зрения вины Роскосмоса или Министерства обороны - я ее в этом событии пока не вижу.

- Ладно, подождем, как будут развиваться события. Давайте пока обсудим итоги салона МАКС. Какова, на ваш взгляд, космическая составляющая этого салона? Каковы результаты? Довольны ли вы ими?

- Результатами мы довольны. Конечно, видимая часть этого айсберга - это прекрасно исполненные полеты летчиков-профессионалов. На сегодняшний день мы приняли на своих стендах более 80 представителей зарубежных делегаций. Всего было более 25 предприятий, участников ракетно-космической промышленности. Это максимум тех, кто пожелал участвовать. Расширенный достаточно был круг - как предприятий, так и интересных предложений. И, в общем-то, подтверждены или получены новые соглашения и контракты на 2008-й и даже 2009-й годы. Мы, конечно, в рамках тех объемов средств и тех соглашений, которые мы получили, удовлетворены.

- Сумма этих контрактов какова?

- Всех интересуют суммы. Для нас это предельная на сегодняшний день сумма. На 2008-й год - это более 800 миллионов долларов. Нас это порадовало, потому что предыдущие результаты были меньше.

- Заметным событием стала презентация аппарата ГЛОНАСС. Это то, что касается непосредственно вашего профиля. И заявление о том, что эти аппараты теперь будут запускаться в серийное производство, ими оснастят бомбардировщики, которые сейчас осуществляют стратегическое патрулирование наших границ. В чем преимущество этой новинки, кроме того, что она наша, а не американская, не зарубежная?

- Преимущество в том, что впервые был просто показан этот аппарат. О нем много говорили, это будущее нашей системы, глобальной авиационной системы. Сейчас у нас в основе лежит создание системы космического аппарата ГЛОНАСС-К, который будет формироваться на основе орбитальной группировки, начиная с начала 2010-го года. И затем это будет основной аппарат этой системы. Суть его - в том, что характеристики его соизмеримы с характеристиками лучшей системы GPS, и даже еще лучше. Чем вызвана презентация этого аппарата? Тем, чтобы все остальные государства, специалисты разных стран, видели, что такой препарат уже существует.

- А теперь о средствах, которые потребуются для его внедрения. Вы подписали соглашение с Внешэкономбанком. Означает ли это, что он будет главным инвестором проекта?

- Да, подписано соглашение и в части определенной коммерческой составляющей, а также в части создания наземной аппаратуры потребителей по системе ГЛОНАСС. Мы надеемся, что этот банк нам окажет существенную помощь. Причем, эти вопросы были заранее проговорены и проанализированы. Руководитель банка нам эти вещи гарантировал. Что касается того, основной будет это инвестор или не основной, - то, конечно, нет, не основной. Наша военно-космическая промышленность работает на сегодняшний день с более чем 50 банками в России. И, сказать, что мы вот сейчас будем только работать только с этим банком - нет, мы не можем. Но, с точки зрения инвестиционных проектов, перспективных проектов, рассчитанных на длительную перспективу, те условия, которые нам предоставляет этот банк, они для нас приемлемы. Мы будем работать с ним, в основном, вот по таким интересным проектам, проектам будущего, таким, например, как "Арктика", который мы сейчас создаем с этим банком.

- И все равно интересна сумма в этот раз тоже. О каких суммах идет речь?

- Суммы там небольшие. Я просто их не знаю сейчас, я могу ошибиться в деталях.

- Роскосмосу в ближайшие годы предстоят летные испытания ракетоносителя "Союз", ракетоносителя "Русь-М". Какие задачи эти ракеты будут выполнять?

- Эти задачи многочисленные, для запуска космических аппаратов. "Русь-М" - это перспективная ракета, которая рассматривается, как один из вариантов на сегодняшний день для перспективной пилотируемой программы будущего. Нам потребуются новые носители. Одним из таких носителей мы рассматриваем данную ракету. Чем она хороша - тем, что она экологически чистая, то есть ее можно будет безопасно эксплуатировать, особенно в районах падения отделяемых частей ракет, на всей территории нашей страны.

- Вы недавно говорили о том, что российские космические предприятия увеличивают свою долю в производстве непрофильной, гражданской продукции. О чем идет речь?

- Да, это наши стратегически важные задачи ввиду недозагруженности мощностей предприятия. Мы стараемся вводить гражданскую продукцию. И на сегодняшний день доля ее доходит до 15-20 процентов. Наша задача - довести ее до 40. Тут есть, конечно, системные связи. Прежде всего, это, конечно, и телевидение, и радио, и все остальное гражданское. И есть элементы в системе здравоохранения, различные приборы, использующиеся в кардиологии, в других направлениях здравоохранения. Конечно, это не основные приборы, но мы большое внимание уделяем развитию промышленности. Просто приведу пример: "Норильский никель", с этим предприятием мы в течение полутора лет работали, рассмотрели 365 различных направлений. Из них на сегодняшний день уже 12 предприятий будут выпускать продукцию в интересах мощнейшего горно-обогатительного комбината на сумму 3,5 миллиарда рублей. Это очень серьезная не просто загрузка предприятия, а целенаправленное, так сказать, внедрение наших технологий, космических, народно-хозяйственных нашей страны. И это - суть. И на основе этого уже пойдет частногосударственное партнерство. А второе направление - это за счет средств самого предприятия. За счет прибыли этих предприятий идет разработка гражданской продукции.

- Предлагаю еще раз вернуться к космосу. Вы на салоне МАКСе сказали, что противник пилотируемых кораблей.

- Бывают и неправильные интерпретации. Я говорил о недостатках и о преимуществах той или иной формы кораблей. Если коротко сказать, то насчет крылатых кораблей много различных проектов было в мире. На сегодняшний день их - от 8 до 12 проектов. У нас, у специалистов, рабочая схема - "кладбище крылатых кораблей". Вот из этого "кладбища" многомиллиардного, десятки миллиардов были затрачены, на сегодняшний день отработана схема только шаттла как крылатого корабля и нашего "Бурана". По экономическим соображениям она слишком экономически дорога, потому что одна только подготовка корабля шаттл - полмиллиарда долларов. У нас есть бюджет. Два года назад был 700 миллионов долларов. Только в этом году он перевалил за миллиард. Поэтому даже американцы не в состоянии это потянуть. А самое главное, я бы даже сказал, не экономика самое главное, а надежность низкая. Ведь каждый полет сопряжен с огромными рисками. И если бы не было Международной космической станции, если бы не было послеполетного осмотра на орбите, выходов в космос и осмотров с МКС, то возвраты и полеты кораблей этих были бы невозможны. Наша задача - взять все лучшее, а у нас очень много лучшего в пилотируемом космосе, предшественники наши сделали высоконадежные корабли. И нужно схемы строить на тех системах, которые показывали десятки лет высочайшую надежность и к которым сейчас возвращаются даже американцы.

- А как эти расчеты и сомнения в рентабельности, надежности пилотируемых кораблей, могут повлиять на будущее МКС?

- Будущее МКС, конечно, влияет на количество полетов шаттлов. На сегодняшний день их спрогнозировано от 14 до 16 оставшихся, пока они выполняют свою программу. До 2015 года МКС будет эксплуатироваться в рамках тех программ, которые приняты пятью странами. Европейцы, японцы запускают свои исследовательские модули. Мы будем запускать два малых и один большой модули. Станция постепенно приобретает вид научной лаборатории на околоземной орбите, и она будет функционировать однозначно до 2015 года - так в проекте написано всех стран. Другого нет, но возможен вариант продления до 2020-го года и далее, если страны, которые участвуют, будут работать в рамках этой программы.

- А реплики Соединенных Штатов, что они в 2010-м году могут выйти из проекта?

- Неправильно наши понимают. Они выйдут не из проекта, они не могут выйти, они основные, так сказать, руководители проекта. Это не НАСА подписала, это президент Соединенных Штатов подписал. Тут можно сколько угодно говорить. Корабли типа "шаттл" могут прекратить свою эксплуатацию с 2010-го года, но станция ни в коем случае не прекратит свою работу по эксплуатации.

- Анатолий Николаевич, спасибо за то, что пришли в нашу студию, спасибо за интервью.

Эвелина Закамская
29.08.2007
http://www.vesti.ru/doc.html?id=136186&cid=7

Док. 366035
Перв. публик.: 29.08.07
Последн. ред.: 06.09.07
Число обращений: 269

  • Перминов Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``