В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мартин Шаккум: Неживая реформа Назад
Мартин Шаккум: Неживая реформа
Представители "Справедливой России" в парламенте оценили доклад министра как "блестящий". Столь лестная публичная оценка усилий министра прозвучала, видимо, только по одной причине: единороссы признали работу министерства неудовлетворительной. Реформа российских коммунальных систем, как известно, продолжается уже десятилетие. Три последних года на этом неблагодарном поприще трудятся чиновники Минрегионразвития во главе с Владимиром Яковлевым. До того как он возглавил новое министерство, кресло руководителя Минжилкомхоза считалось традиционно "провальным". Редкому чиновнику в истории ведомства удавалось благополучно его покинуть и без особых неприятностей перебраться на более спокойное место. Но и после переименования министерству не удалось избавиться от славы "нехорошего". В обновленном министерстве к реформе российских жилищно-коммунальных систем решили подойти с нетрадиционной стороны - научной. Прежде коммунальщики все свои проблемы огульно списывали на несознательное население, отказывавшееся платить за предоставляемые услуги. Чтобы покрыть дефицит, тарифы в ЖКХ опережающими темпами повышали несколько раз в год. Малообеспеченное население возмущалось пуще прежнего и снова отказывалось платить. Убытки предприятий отрасли по традиции покрывались за счет трансфертов из бюджетных источников. "Научный подход" нового министерства свелся к идее переложить ответственность за коммунальное благополучие с федеральных органов власти на региональные и муниципальные. Но и это не помогло, пени и штрафы коммунальных предприятий продолжали расти. Тогда здесь вспомнили об опыте создания в 30-х годах прошлого столетия товариществ собственников жилья. И преподнесли ТСЖ как панацею от всех коммунальных бед. Но граждане упорно не хотели становиться вновь товарищами, и панацея стала тихо умирать. Тогда в Минрегионразвития решились на крайнюю меру - принялись подсчитывать, кто в системе ЖКХ кому и сколько задолжал. Для того чтобы, реструктурировав долги, перевести ЖКХ на рыночные методы хозяйствования, использовав систему частно-государственного партнерства. Справедливости ради надо заметить, что несколько лет назад коммунальной темой уже пытались заинтересовать предпринимателей, в том числе и крупный бизнес. С большой помпой к проекту присоединились было структуры РАО "ЕЭС России", но вскоре выяснилось, что бизнес на сгнивших водопроводных трубах гораздо менее прибылен, чем приватизация оптовых генерирующих компаний. Новая попытка Минрегионразвития, судя по всему, также обречена на неудачу. Тем более что подсчитать все свои и чужие долги коммунальщики так толком и не смогли. И все же правительство одобрило законопроект по финансовому оздоровлению предприятий ЖКХ, в соответствии с которыми значительная часть долгов коммунальщиков будет до конца года реструктурирована. Поддержали эту схему и единороссы, но с важной оговоркой. Как подчеркнул председатель Госдумы Борис Грызлов, на развитие ЖКХ выделяются значительные средства, однако "мы видим, что они расходуются неэффективно, и считаем, что отрасль должна быть поставлена под жесткий контроль". В Минрегионразвития же считают, что выделяемых денег хватает только на погашение старых долгов. А по текущим платежам нарастают новые пени и штрафы. Поэтому, мол, средств и не хватает. Однако теперь, когда ЖКХ освободят на время от долгового бремени и просроченных штрафов, их нельзя будет использовать в оправдание провала всей реформы. В Минрегионразвития это прекрасно понимают, поэтому Владимир Яковлев, забегая вперед, продолжал настаивать на том, что отрасль испытывает хронический дефицит бюджетного финансирования. Эта "старая песня о главном" не убедила единороссов, которые считают, что реформа в ЖКХ должна проводиться не за счет госинвестиций, а за счет привлечения частного бизнеса, стабилизации тарифов, приватизации и внедрения концессионных механизмов. Но эти конструктивные предложения министр проигнорировал, зато попытался ими же оправдать собственное бездействие. Увы, сетовал Яковлев, ЖКХ остается "самой неразгосударствленной отраслью российской экономики". Так об этом-то главе ведомства как раз и говорили на "правительственном часе"! Кто мешал Минрегионразвития начать приватизацию еще три года назад, когда за реформу решено было взяться всерьез? Примечательно, что за две недели до нынешнего заседания Госдумы в Москве состоялся Всероссийский форум ЖКХ "Стратегия. Перспективы. Инвестиции", организатором которого выступило Федеральное агентство по строительству и ЖКХ. В своем докладе на форуме глава агентства Сергей Круглик особенно упирал на то, что доля частного сектора в системе ЖКХ растет с каждым годом и составляет в общей сложности уже больше 50 процентов... Получается, г-н Яковлев не в курсе того, кто на самом деле хозяйствует в его отрасли. Обсуждая доклад министра в Госдуме, единороссы подчеркивали, что с момента принятия пакета законов по реформе ЖКХ прошло уже три года, но больше половины нормативных актов по реформе Минрегионразвития так и не подготовило. На это Владимир Яковлев ответил, что большая часть документов - 8 проектов законов, 4 проекта указов президента, 32 проекта постановлений правительства - уже находится на рассмотрении в правительстве. То есть документы-то подготовлены, но никто об этом, кроме самого министра, просто не знает. А реформа - она, конечно же, идет, только не всем об этом известно.

Комментарий Мартин ШАККУМ, член Президиума Генсовета партии "Единая Россия", председатель комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям: - К сожалению, реформа ЖКХ буксует. В первую очередь из-за того, что Минрегионразвития не сумело обеспечить применение уже существующих законов. Принято лишь три постановления правительства из 11, необходимых для реализации закона о регулировании тарифов. До сих пор не установлен порядок государственного контроля над соблюдением предельных размеров платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. То есть система государственного контроля и защиты граждан в этой сфере отсутствует. Другой важный вопрос - состояние жилищного фонда. Минрегионразвития информировало депутатов, что готовится подпрограмма в ФЦП "Жилище", направленная на государственную поддержку собственников жилья при проведении капитального ремонта и модернизации домов с высокой степенью износа. Однако до сих пор такой подпрограммы нет. Отсутствуют правила эксплуатации жилых зданий и надзор за их соблюдением. В результате вначале здания доводятся до состояния, при котором требуется капремонт, а потом возникает вопрос, где взять деньги на его проведение. Правительство вопреки Жилищному кодексу не определило федеральный орган исполнительной власти в области государственного контроля за сохранностью жилищного фонда. Нет предложений и по законодательному регулированию эксплуатации зданий. Между тем череда обрушений, пожаров и взрывов газа в жилых и общественных зданиях не прекращается. Чтобы исправить ситуацию, единороссы, не дождавшись инициатив Минрегионразвития, подготовили законопроект о внесении необходимых изменений в Градостроительный кодекс. За последние два года Госдума приняла четыре обращения к правительству, в которых ставился вопрос о неисполнении Министерством регионального развития своих функций в сфере разработки нормативно-правовой базы реформирования ЖКХ. Наш комитет в самое ближайшее время займется подготовкой парламентского запроса в правительство РФ о деятельности Минрегионразвития и наказании виновных в неудовлетворительном проведении реформы ЖКХ.

"ЕДИНАЯ РОССИЯ "

http://www.shakkum.ru/smi/140/

09.04.2007


Док. 365886
Перв. публик.: 09.04.07
Последн. ред.: 06.09.07
Число обращений: 585

  • Шаккум Мартин Люцианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``