В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фактически - секвестр Назад
Фактически - секвестр
В минувший вторник бюджетный комитет Госдумы утвердил поправки к третьему чтению проекта бюджета 2002 года, которое состоится сегодня. В голосовании участвовало всего 10 членов комитета из 52, тем не менее решение считается принятым (6 - за, 2 - против при 2 воздержавшихся).

Согласно весьма своеобразным нормам действующего Регламента, народным избранникам достаточно зарегистрироваться к началу заседания, а затем уйти по своим делам, а кворум все равно будет. Даже если в зале останется три человека. Между тем обсуждавшийся вопрос о вполне реальном секвестре расходов в трех первых кварталах будущего года может иметь трудно предсказуемые последствия для нашей экономики. Об этом рассказывает заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин.

- Комитет утвердил порядок формирования резервного фонда и его использования. В случае если уровень поквартальных расходов превысит бюджетные поступления, фонд пополняться не будет. Первый "взнос" в фонд (100-150 млрд рублей) составят остатки на счетах Минфина в федеральном Казначействе. Фонд, как известно, создается для обслуживания государственного долга. Кроме того, аккумулированные в нем средства могут использоваться на замещение источников бюджетного дефицита (внешние, внутренние заимствования и выпадающие доходы от приватизации). Эта поправка комитетом утверждена.

Яблоком раздора стала статья о переносе части бюджетного финансирования на IV квартал года - на случай, если текущие расходы не будут обеспечены доходами. С такой инициативой правительство обратилось к Думе в конце октября, запросив на недофинансирование расходных статей 37 млрд рублей. Комитет оказался щедрее, санкционировав урезание в сумме 68 млрд. Причем представленная таблица расчетов была анонимной. Был поставлен вопрос, на каком основании комитет рассматривает "подметные письма"? Только после этого присутствующие на заседании депутат Геннадий Кулик и замминистра финансов Татьяна Голикова бумагу завизировали.

Но никакой необходимости в переносе расходов нет. Роспись поквартальных расходов и доходов делает министр финансов - такое право предоставлено ему Бюджетным кодексом. В случае возникновения пиковой ситуации, правительство может производить урезания до 10% запланированных средств, а все, что свыше этого лимита, утверждает Дума. Все предельно ясно, к чему вводить в бюджет положение, дублирующее Бюджетный кодекс?

Тем более что у нас и Жуков, и Кулик, и Кудрин дружно заверяют, что вводить данную норму, по всей вероятности, не придется, но как бы на "всякий пожарный" она у нас пусть будет. Кстати, и международные аналитические центры предсказывают начало экономического роста в Европе уже в конце нынешнего года, а в США - в середине будущего. Значит, спрос на энергоносители возрастет не позднее мая - июня, а вместе с ним и цены на них. Цена за баррель нефти и сегодня колеблется вокруг отметки в 18 долл. - для нашего бюджета она более чем приемлемая. Если у нас хватит доходов - зачем заранее пугать людей и подталкивать Минфин к секвестру расходов первых девяти месяцев? Понятна позиция кабинета министров: президент дал поручение, чтобы бюджетные показатели в связи с ситуацией на рынке нефти были пересмотрены, теперь правительство должно перед ним отчитаться. Ничего лучшего, кроме переноса расходов, оно не придумало. На деле это вполне может означать, что Минфин использует выданную ему "индульгенцию" как руководство к действию, и в первом квартале уровень бюджетных ассигнований составит 15%, а в четвертом - 35%. Со всеми вытекающими для экономики последствиями.

Возьмем хронически недофинансируемый аграрный сектор, который собираются "наказать" на 4,5 млрд рублей - средства, предусмотренные на закупку сельхозтехники, запчастей, горючего, удобрений. Если их выделят в IV квартале, то и очередную посевную придется, видимо, проводить в октябре - декабре. В минувшем сезоне государство своевременно не израсходовало 2 млрд рублей на закупки зерна, в итоге цены оказались просто бросовыми. Было и другое несостоявшееся решение об ассигновании 5 млрд рублей на приобретение сельхозтехники по лизингу. Результат: в минувший сезон у нас турки убирали хлеб в Краснодарском крае за 22% намолоченного урожая (теперь по милости наших экономических стратегов они у нас не только строят, но и на полях трудятся).

Подобная участь может ожидать и другие отрасли. Например, если отложат ассигнования на дорожное хозяйство, то асфальт придется укладывать в слякоть и морозы, а весной все покрытие поплывет. Здравоохранение (1,9 млрд) попросит страждущих проявлять сознательность и отложить лечение до конца года. Пик борьбы с преступностью (5,5 млрд) придется, естественно, тоже на последний квартал 2002 года, равно как и повышение обороноспособности (10 млрд). Неизвестно, как будут повышать зарплаты бюджетникам, если финансовая помощь регионам (15,7 млрд) может быть задержана до октября - декабря.

Сергей Гук, "Время MN",
30.11.2001
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/426967.html

Док. 365852
Перв. публик.: 30.11.01
Последн. ред.: 06.09.07
Число обращений: 345

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``