В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Консультации Думы и Правительства по бюджету на 2002 год Назад
Консультации Думы и Правительства по бюджету на 2002 год
Корреспондент Елена Погорелова: Впервые за этот год доллар сделал такой резкий скачок вверх, а рубль, соответственно, упал. Почти готовый, уже сверенный и сверстанный бюджет оказался под угрозой пересмотра. Сейчас кажется глупой шуткой недавнее намерение депутатов делить дополнительные доходы. Какие там дополнительные, получить бы те, что уже обещаны учителям и военным, врачам и пенсионерам. Пока Центробанку удается держать курс доллара под контролем, но в любой момент ситуация может измениться.

Впереди третье чтение бюджета, и все риски необходимо учитывать. Именно поэтому с утра пораньше министр финансов уже был в ГД. После встречи с лидерами четырех фракций, входящих в координационный совет, Кудрин сообщил, что ни пересмотра, ни секвестирования бюджета не будет, но кое-что все-таки придется подправить.

Алексей Кудрин, министр финансов, заместитель председателя правительства РФ: Мы должны еще раз взвесить часть тех расходов, которые мы добавили во втором чтении, и некоторые, может, другие, которые не станут решающими или не являются решающими для бюджета следующего года. Некую сумму расходов, сегодня мы рассматриваем возможность от 37 до 68 миллиардов рублей, в этом интервале, поставить в некую вторую очередь или, как я говорил, обусловить, чтобы не подвергать риску основные социальные расходы бюджета.

Корреспондент.: Правительство признает, что новый экономический кризис, хоть родом из США, не может не коснуться России. Депутаты в один голос говорят о том, что главное и неприкосновенное для них - это социальные статьи. Именно их и необходимо уже сейчас защитить от финансовых потрясений.

Вячеслав Володин, руководитель фракции ОВР в ГД: Но если вдруг, в первую очередь, плохо сложится ситуация на нефтяном рынке, то Россия пострадает. Она недоберет те средства, которые сейчас мы уже определили в бюджете, это где-то порядка 68 миллиардов рублей. Поэтому нам надо сегодня спрогнозировать эту ситуацию и заранее уже взять и защитить социальные статьи, зарплату, пайковые военным, то есть все то, что необходимо.

Корреспондент: Сейчас даже среди экономистов и специалистов по топливу и энергетике нет единодушного мнения, как будет развиваться ситуация и насколько сильно экономика нашей страны зависит от нефтяной иглы. О ценах на нефть говорит бывший министр топлива и энергетики Юрий Шафраник.

Юрий Шафраник: Цена ниже 25 для нас уже плохо. Почему? Потому что экономика быстро привыкает. Это примерно так: курит человек пачку, попробуй у него отобрать пять сигарет из пачки в день - он уже не отличит. Так и здесь. Экономика моментом привыкает. Потому все, что ниже 25, плохо; все, что ниже 18, для нас страшно тяжело; все, что ниже 17, драматично.

Корреспондент: А представитель Аграрно-промышленной группы и заместитель комитета по бюджету Сергей Штогрин, напротив, уверен, что страсти нагнетаются искусственно.

Сергей Штогрин: Уже даже, наверное, домохозяйка и пенсионерка, она не столько на погоду смотрит, какая будет и что там предполагается, а смотрит, какой же курс доллара и какая стоимость нефти, потому что там вроде чего-то у нее зависит. Колебание цены - это не предмет, это не означает, что нефть с нуля... или, вернее, с 22 долларов упадет до нуля. Колебание цены на нефть в ближайшем обозримом будущем может происходить и длительный период, но может идти на 5 процентов, на 10 процентов, но не на 50 и не на 100 процентов.

Корреспондент: Другой известный думский экономист Оксана Дмитриева считает, что между ценой на нефть, курсом рубля и неизбежным ростом инфляции существует тесная взаимосвязь.

Оксана Дмитриева, заместитель председателя комитета по бюджету ГД РФ: Что касается курса рубля, то я считаю, что он может существенно упасть. Почему? Потому что фактически правительство и Центральный банк уже в течение года проводили так или иначе политику удержания рубля. Курс был стабилен в течение 1,5 лет, хотя инфляция составляла где-то процентов 20 за год. Это означает, что разбалансированность между курсом рубля и инфляцией составляет где-то 30-35 процентов. Сейчас где-то объективный уровень курса рубля с учетом инфляции должен был быть где-то 35-36 рублей за доллар. С учетом того падения цен на нефть курс может существенно упасть, поскольку не будет притока валюты и не будет возможности у Центрального банка поддерживать этот курс.

Корреспондент: Будет ли новый дефолт и новый кризис? Некоторые предпосылки этого уже есть. Ситуация нынешнего ноября напоминает август 1998. Депутаты говорят, что вся надежда теперь на правительство. Министр финансов приезжает заручиться поддержкой ГД. И все вместе, депутаты и чиновники, очень надеются, что цены на нефть не рухнут до критической отметки.

Телеканал "3 канал",
21.11.2001
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/426600.html

Док. 365848
Перв. публик.: 21.11.01
Последн. ред.: 06.09.07
Число обращений: 351

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``