В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Плюсы и минусы унификации налогового законодательства Назад
Плюсы и минусы унификации налогового законодательства
Интервью с Сергеем Штогриным

Законодательная работа российского парламента в интересах налоговой реформы отличается высокой интенсивностью и продуктивностью. Как отметил в беседе с корреспондентом нашего журнала заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам С.И. Штогрин, "по сути, идет унификация налогового законодательства, без оглядки на лица".

Есть ли в унификации налогового законодательства отрицательные моменты или она лишена этих недостатков?

Положительный момент заключается в том, что все меньше и меньше остается льгот различным категориям налогоплательщиков, не говоря уж об индивидуальных льготах. А негатив состоит в том, что все усредняются и обязаны платить налоги по единым правилам: и медсестра в больнице, и учитель в школе, и служащий коммерческого банка, и владелец корпорации. Возьмем налог на прибыль организаций: по ставке 24% должны платить и нефтяная компания, и предприятие, производящее детское питание, игрушки. Производители водки будут платить так же, как и производители медикаментов и как те же банки. Хотя, конечно, когда речь идет о банках и о предприятиях, промышленных, транспортных или строительных, то каждый грамотный человек должен понимать, что налоговая база у них совершенно разная и налог в банке исчисляется не так, как он исчисляется на кирпичном заводе. Но в принципе все отталкиваются по прибыли: доходы минус расходы.

Что Вы можете сказать о главе НК РФ, посвященной налогу на добычу полезных ископаемых?

Если говорить о главе НК РФ по налогу на добычу полезных ископаемых, то Дума, приняв ее, решила весьма острую на сегодня проблему внутрикорпоративного ценообразования на сырую нефть или проблему так называемых трансфертных цен. Проблема состоит в том, что головная компания устанавливает для своей дочерней добывающей компании цену, скажем, 300 руб. За тонну и по этой цене нефть передается дальше - на переработку либо в торговый дом, либо еще куда-то. В результате налог (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы собирается от суммы 300 руб. За тонну. Хотя реально все знают, что такой цены не существует. Н а свободном рынке тонна нефти стоит 3 тыс. Руб., то есть в 10 раз больше. Значит, по этому налогу общие поступления в бюджет за добываемую нефть недоплачивались в 10 раз. То же самое относится к налоговым поступлениям в бюджет за использование других богатств недр. Они тоже исчисляются в процентах от стоимости добытого полезного ископаемого по тем "смешным" ценам, о которых идет речь. И тоже в 10 раз занижаются. Так вот, теперь Законом, который принят, проблема трансфертных цен решается принципиально. Но в то же время налог опять всех подравнял: и тех, кто работает на богатых месторождениях, и тех, кто работает на истощенных месторождениях. Поэтому в этом плане он ущербный.

Как, на Ваш взгляд, эта проблема будет рассматриваться Думой?

Для разработки более гибких механизмов нужно время. В самом ближайшем будущем к этому вопросу еще придется возвращаться. И чем раньше это произойдет, тем будет лучше. Важно добиться того, чтобы этот Закон стал по-настоящему законом об изъятии природной ренты в пользу государства. А сегодня он отчасти таким является только для нефтедобывающей отрасли.

Никогда не поздно внести коррективы и в уже действующий закон. Есть наработанная практика, есть зарубежный опыт. Поэтому мы будем постоянно смотреть за тем, как этот Закон можно подправить, чтобы негативные стороны в нем были сглажены.

Нечто подобное уже случилось с гл. 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц". В минувшем году, принимая эту главу, законодатели несколько переусердствовали в отношении налогообложения пенсионных вкладов в банках, выигрышей по государственным займам, а также налогообложения участников рынка ценных бумаг. На весенней сессии текущего года Дума исправила эти ошибки, внеся в главу соответствующие коррективы.

С другой стороны, конечно, весьма положительно то, что, принимая Налоговый кодекс, российские парламентарии формируют законодательство прямого действия. Глава о налоге на прибыль организаций, как и глава о налоге на добычу полезных ископаемых - это все законы прямого действия. Конечно, в этом плане есть определенный прогресс. Как и в том, что речь идет о законах, а не о каких-то подзаконных актах. Они вступают в действие по нормальной схеме с 1 января, и у налогоплательщиков будет достаточно времени, чтобы ознакомиться с ними, провести семинары, организовать обучение сотрудников и т.д.

Дума придерживается идеологии стабильности системы и в части того, что в последние годы не принимает решений за месяц до начала налогового периода нового финансового года. Причем по фундаментальным налогам она стремится принимать решения в первой половине года.

Кстати, под занавес весенней сессии Дума приняла еще и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в гл. 22 НК РФ "Акцизы". Ставки акцизов проиндексированы в связи с предполагаемым ростом уровня инфляции в 2001 г., и в основном, на 12%, то есть как и предлагало Правительство РФ.

А как обстоят дела с теми налоговыми законами, которые оставлены на осеннюю сессию?

Первое, что мы должны сделать в этом плане - провести второе и третье чтение главы НК РФ "Государственная пошлина". Это очень важное мероприятие с точки зрения упорядочивания многочисленных платежей. А то у нас сегодня в государственных и муниципальных органах и их учреждениях берут с гражданина и юридического лица все, что захотят. И людям приходится тратить неоправданно много времени и сил, чтобы получить какой-то документ, справку, выписку, поставить на документе печать или подпись председателя, главы администрации. Часто дело доходит до поборов. С принятием и введением в действие названной выше главы НК РФ беспределу в этой сфере будет положен конец.

В ходе сессии Думе предстоит также принять главы НК РФ о таможенных пошлинах и о налоге с продаж, по предложению Президента РФ внести необходимые коррективы в главу о едином социальном налоге в связи с реформированием пенсионной системы, а так же принять решение в отношении главы об едином сельскохозяйственном налоге.

Большое внимание Дума, судя по всему, уделит и работе над поправками к первой части НК РФ. Правительство РФ внесло в Думу 5 законопроектов, уточняющих отдельные положения части первой НК РФ. В частности, предложено исключить нормы о полномочиях органов государственных внебюджетных фондов по осуществлению налогового контроля; дается новая редакция статей о взаимозависимых лицах, принципах определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Кроме того, подготовлен законопроект о внесении изменений и дополнений в статьи НК РФ, посвященные налоговому контролю за расходами физических лиц. Это связано с вопросами борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Депутатами В.И. Головлевым и В.В. Похмелкиным в Думу внесен законопроект, представляющий собой, по сути, новую редакцию первой части НК РФ. Наш Комитет по бюджету и налогам не стал их рассматривать весной из-за нехватки времени. Депутаты намереваются рассмотреть все эти документы одновременно осенью и принять по ним решение.

Как Вы думаете, какие предложения по улучшению налогового администрирования могут получить одобрение депутатов на осенней сессии Государственной Думы?

Гадать не буду. Дело в том, что и в предложениях депутатов есть много рационального в части улучшения налогового администрирования. Есть предложения, которые расширяют и развивают полномочия налоговых органов, есть и такие, которые дают возможность более эффективно взаимодействовать налогоплательщику с налоговыми органами. Все эти предложения требуют внимательного рассмотрения.

В числе поправок к НК РФ есть и поправки в ст. 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения". В них речь идет о борьбе с трансфертными ценами. Кроме того, там подробно описаны механизмы определения рыночных цен по товарам не такого широкого распространения, как колбаса и хлеб.

Необходимость работы над главой НК РФ о налоге с продаж вызвана решением Конституционного Суда РФ. Что предпринимают депутаты для ликвидации этой проблемы?

Действующая редакция налога с продаж нарушает единое экономическое пространство в РФ, а точнее сказать, этот налог не обеспечивает унифицированных правил налогообложения по всем субъектам Федерации. Чтобы исправить такое положение, в Думу были внесены два законопроекта с новой редакцией Закона о налоге с продаж. Имеется в виду новая глава второй части НК РФ "Налог с продаж". Один проект внесло Правительство РФ, другой - депутат Г.В. Боос. Его проект и поддержала Дума. Он принят в первом чтении. Сейчас Комитет по бюджету и налогам собирает и обобщает поправки к этому законопроекту. Депутаты намерены осенью его принять во втором и третьем чтении, передать в Совет Федерации, чтобы новая редакция налога с продаж в виде соответствующей главы части второй НК РФ практически в равной мере, хотя проектом предусмотрены определенные права субъектов РФ, в частности по расширению списка товаров, которые не облагаются налогом с продаж в зависимости от специфики региона. Новой главой НК РФ будут урегулированы вопросы, связанные с обложением налогом с продаж товаров (работ, услуг), которые отпускаются индивидуальным предпринимателям для их производственной деятельности. Дело в том, что в некоторых регионах налог берется дважды. То есть с налогом с продаж продают товары индивидуальному предпринимателю. Потом он, совершив какие-то действия с этим товаром, преобразовав его или использовав в производственных нуждах, снова продает готовые товары (работы, услуги), и с них еще раз берется налог с продаж. Все эти проблемы Дума должна решить так, чтобы с законом не возникало трудностей в течение двух лет. Затем он будет отменен, поскольку Правительство РФ и Дума полагают, что не могут действовать одновременно два таких налога, как НДС и налог с продаж. Принято решение оставить действующим НДС, а налог с продаж отменить. Одновременно с отменой налога с продаж депутатам придется решать, каким образом выпадающие доходы субъектов Федерации и органов муниципальных образований будут возмещены за счет других источников.

Е.Е. Смирнов, "Комсомольская правда",
16.10.2001
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/425800.html

Док. 365846
Перв. публик.: 16.10.01
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 394

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``