В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Очередной этап работы над Налоговым кодексом РФ Назад
Очередной этап работы над Налоговым кодексом РФ
Так уж сложилось, что стратегия и тактика совершенствования налогового законодательства России оказались в жесткой связи с работой над Налоговым кодексом. Во всяком случае в последние полтора-два года даже самые, казалось бы, незначительные изменения в те или иные правовые акты действующего законодательства вносятся непременно с учетом того. как они будут "стыковаться" с основным налоговым документом страны.

Что касается непосредственно самого Налогового кодекса РФ, то в текущем году в работе над ним произошли заметные события - Дума наконец-то, сломав лед двухлетних выжиданий, начала принимать во втором и третьем (окончательном) чтениях главы второй части этого документа, определяющего налоговую политику государства. В июле приняты в третьем чтении глава 21. Налог на добавленную стоимость; глава 22, Акцизы; глава 23. Налог на доходы физических лиц и глава 24. Единый социальный налог (взнос). В начале осенней сессии-а конкретнее, в сентябре или октябре - предполагается рассмотрение во втором и третьем чтениях главы о налоге на доходы организаций. Именно эти пять глав составляют как бы основу второй част НК и оказывают решающее влияние на формирование доходной части консолидированного бюджета страны. Очередь остальных глав второй части НК - 2001 год.

По мнению федеральных законодателей, которое в основном поддерживается и в Правительстве РФ, избранная Думой стратегия совершенствования налогового права дает возможность стране уже в очередном 2001 году решить наиболее острив проблемы, порожденные недостатками действующего законодательства.

Речь идет в первую очередь о необходимости освобождаться от налогов, которые не зависят от экономических результатов (налогов с оборота); о снижении уровня фискального давления на фонд заработной платы (с учетом платежей во внебюджетные фонды), вынуждающего сегодня налогоплательщиков искусственно занижать реальные размеры заработной платы: о серьезном ослаблении совокупного бремени НДС и налога на прибыль организаций.

Кроме того, сегодня государство чересчур много стремится взять в виде подоходного налога с физических лиц, который являются к тому же и конечными плательщиками всех косвенных налогов, входящих в цену товаров (работ, услуг). А это побуждает даже добросовестных людей уходить от налогов.

Чрезмерно сложна структура налогов и сборов, высоки затраты на осуществление контроля и сбора платежей.

Велико количество льгот, предоставляемых различными нормативными актами практически неограниченному числу категорий и отдельным налогоплательщикам. Это приводит к ситуации, когда появляется множество возможностей для уклонения от налогов.

Наконец, частые изменения налогового законодательства приводят к невозможности планировать экономическую деятельность более чем на полгода. Это ухудшает инвестиционный климат 8 стране, дестабилизирует экономику, вызывает негативные ожидания у участников экономической деятельности.

В этой связи нам представляется часть вторая НК должна обеспечить:

всеобщность и равенство налогообложения, не допускающее дискриминации в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала, а также социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев:

упрощение налоговой системы, придание соответствующим законодательным актам характера прямит действия,

оптимизацию процедур налогового администрирования;

формирование благоприятного инвестиционного климата;

11оследива1йпьную и гарантированную защиту прав налогоплательщиков;

поэтапное снижение налогового бремени на товаропроизводителей и его перенесение на сферу потребления и ресурсные платежи,

развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

сбалансированность общегосударственных и частых интересов, содействующую развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и росту благосостояния ее граждан;

создание условий для возврата в легальную сферу капиталов, ушедших в тень или вывезенных в последние годы за рубеж;

разумное функционирование специальных налоговых режимов в частности для предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения; предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной продукции (путем перехода на уплату единого налога с сельскохозяйственных производителей); предприятий, занятых в сфере добычи углеводородного сырья, и т.д.

Разумеется, процессу совершенствования налогового законодательства должны быть обязательно присущи постепенность, последовательность и сбалансированность, К примеру, мы приходим ", выводу, что можно воплотить в жизнь какие-то заманчивые идеи. Но их осуществление на определенном этапе влечет за собой существенные бюджетные потери. Как в таких случаях поступать? Говорят, что если снижать ставку подоходного налога, то все начнут платить, и за счет расширения налоговой базы мы увеличим общий сбор С точки зрения чистой теории, это, может быть. и правильно. Но с точки зрения практики сразу обозначится временной провал в налоговых сборах. Сколько он продлится: год, два? И кто будет в это время возмещать провал в доходах? За счет чего? Поэтому здесь нужно вносить сбалансированные изменения и в другие виды налогов, И постепенно. Какие-то нужно снижать, другие-увеличивать. Здесь важны концептуальные направления движения.

Да, мы должны снижать налоговое бремя на производителей товаров и услуг. Но если мы его где-то снижаем, то в другом месте его целесообразно хотя бы на время увеличивать. Перенесение налогового бремени должно идти с производства на потребление. Мы, кстати, пытались это сделать еще в прошлом году, вводя налог с продаж и одновременно уменьшая НДС, но с нами тогда не соглашался президент Б.Н. Ельцин. Может быть, и в дальнейшем надо все-таки вернуться к этой идее, разумеется, доработав наши предложения, с учетом ситуации, Чтобы одним из основных налогов на потребление стал налог с продаж, а не те же самые, допустим, акцизы, которые платит производитель. Или надо переносить акцизы в торговлю :в оптовое либо розничное звено с тем, чтобы основную массу акцизов не платил производитель.

Технологически работа Думы над второй частью НК строится следующим образом. Мы создали весьма авторитетный и компетентный экспертный совет. В нем более 170 специалистов и ученых. Из состава этого совета сформировано несколько рабочих групп, каждая из которых занимается определенной главой Кодекса. Это позволяет, с одной стороны, вести работу над Кодексом широким фронтом, а с другой - достаточно углубленно и тщательно, что подтвердила практика принятия первых четырех глав второй части НК.

Весьма важно и то обстоятельство, что Дума приняла необходимые изменения и в те законы о налогах, которые будут действовать наряду с новыми главами Кодекса Речь идет о документах, регулирующих остальные налоги. Это позволило Правительству РФ на основе принятых глав НК и скорректированных законов делать расчеты бюджета будущего года. Чтобы не случилось такой коллизии, которая произошла в прошлом году, когда одновременно рассматривались проект бюджета и налоговые новации правительства. А в результате не все эти новации стыковались с идеями, заложенными в бюджете. В принципе первым должно идти налоговое, а уже потом - бюджетное законодательство на очередной финансовый год.

Теперь непосредственно о второй части Кодекса. Начнем с главы об НДС. Этот налог дает самые большие поступления в бюджетную систему. Вполне понятно, что он является одним из наиболее ощутимых для производителей товаров и услуг. Неспроста некоторые экономисты говорят о том, что НДС вообще душит производство и его нужно отменить. Поэтому к данному налогу и было проявлено наибольшее внимание как депутатов, так и других субъектов права законодательной инициативы. В общей сложности они предложили около 700 поправок в различнее статьи главы об НДС. Суть поправок, если их обобщить, сводится к следующему.

Во-первых, распространять ли уплату НДС на индивидуальных предпринимателей или не распространять? Сегодня большинство специалистов склоняется к тому, что делать это надо. Для того, чтобы индивидуальные предприниматели были в равном правовом и налоговом положении с другими участниками экономического процесса. Дело в том, что поскольку были переведены на общий порядок исчисления и уплаты НДС розничная торговля, общественное питание, им на каком-то этапе стало невыгодно работать с индивидуальными предпринимателями, ибо они не получали возмещения входящего НДС, 8 результате и появилась необходимость сделать таких предпринимателей также плательщиками этого налога с тем, чтобы снять проблему.

Другая проблема связана с порядком уплаты НДС филиалами. Ведь нередко они находятся в разных регионах. Какие-то территории получают от них нормальные налоговые поступления, другие в этом плане ущемлены. В соответствии с принятой главой Кодекса все филиалы становятся плательщиками НДС, как и их головные предприятия.

Довольно остра проблема с налогообложением расходов, связанных с капитальным ремонтом производственных мощностей, производственных помещений и т.д. Большинство экономистов считают целесообразным все-таки не взимать НДС с этих видов работ: с собственных хозяйственных нужд, с собственного оборота И мы постарались учесть их мнение в тексте Кодекса.

Весьма болезненна проблема льгот Их очень много. По сути самая большая по объему статья в действующем законе об НДС - это льготы. Для обозначения ее положений не хватило даже букв русского алфавита: есть даже я4. Мы пришли к выводу, что в Кодексе следует оставить только те, без которых действительно не обойтись.

Ну, и последний вопрос - это ставки НДС. Они, безусловно, нуждаются в сокращении и дифференциации. Работая над проектом НК, Правительство РФ, по сути, реализовало предложения депутатов предыдущей Думы о том, чтобы льготная ставка 10% на необходимый перечень продовольственных и детских товаров была указана уже в соответствующей главе Кодекса. Это хорошо. Как и включение в текст документа нулевой ставки для экспорта.

Что касается остальных трех из четырех упомянутых выше глав НК, принятых Думой на первой сессии текущего года, то и они призваны содействовать решению весьма важных проблем налогового характера.

В отношении главы об акцизах. В ней максимально сохранены все оправдавшие себя особенности действующего порядка уплаты этого налога. Вместе с тем в главу внесено несколько новаций, выработанных совместно представителями Правительства РФ и бюджетного комитета Думы. В частности, они коснулись индексации ставок акцизов на спиртосодержащую продукцию и другие товары из алкогольной группы. Правительство первоначально предлагало провести индексацию в этой группе товаров на 20% в точном соответствии с предполагаемой инфляцией на 2000 год. Это обеспечило бы примерно то же содержание налогов в конечной цене продукции, то есть неувеличение налоговой нагрузки. Но данное решение HP было поддержано бюджетным комитетом, и в итоге продукция, а точнее, акцизы на эту продукцию проиндексированы всего на 5%. Для бюджета это потеря примерно 6 млрд руб. Однако Пра-вительство согласилось с такой позицией.

Одновременно принято еще одно очень важное решение касающееся того. в какие бюджеты уплачиваются эти акцизы Но существующим сегодня правилам акцизы делятся пополам: 50% поступает в федеральный бюджет, а 50% - в территориальные бюджеты по месту производства аналогичной продукции. Теперь же предполагается некоторая переориентация финансовых потоков- 50% по-прежнему будут зачисляться и федеральный бюджет, а 50% станут уплачиваться по месту нахождения тех звеньев оптовой торговли через которые идет реализация аналогичной продукции. Таким образом, на тех территориях, где больше потребляется этой продукции, и будет уплачиваться акциз.

Данное решение было предложено депутатами на основании очень тщательного изучения ситуации, сложившейся на алкогольном рынке. По нашему мнению, это увеличит легальный оборот алкогольной продукции, поскольку позволит губернаторам осуществить дополнительные меры контроля за тем, какая продукция и по каким правилам реализуется на их территории так как акцизы теперь будут поступать в их бюджет.

О налогах на доходы физических лиц. Готовя проект этой главы НК ко второму чтению, Правительство предложило пойти на неординарные меры; отказаться от прогрессии и установить единую 13-процентную ставку подоходного налога. При этом следует подчеркнуть, что для низкооплачиваемых граждан ставка налога, по сути, не увеличивается. Дело в том, что сегодня наряду с подоходным м налогом по ставке 12% они платит дополнительно 1% в государственный Пенсионный фонд. С введением в действие рассматриваемой главы счисления граждан-работников в Пенсионный фонд будут отменены, и совокупная ставка останется, таким образом, на том же самом уровне.

Для низкооплачиваемых граждан Кодексом предусматривается весьма ощутимые льготы. В частности, каждый работник будет иметь право до тех пор. пока его доход не достигнет с начала года 20 тыс. руб., уменьшать облагаемые доходы на 400 руб. ежемесячно. Это резкое увеличение по сравнению с тем уровнем, который существует сегодня. Примерно по той же схеме налогоплательщик получит возможность вычитать до 300 руб. ежемесячно на содержание каждого ребенка, находящегося на ею воспитании. Кроме того, можно будет выводить из-под налогообложения целевые затраты в тех случаях, когда они направлены на образование или медицинские цели. Имеются в виду затраты на приобретение медикаментов, на платные медицинские услуги, на медицинское страхование. Их размеры будут ограничены 25 тыс. руб. в год. Что касается образования, предполагаются даже более льготные механизмы - будут учитываться расходы в размере до 25 тыс. руб. на каждого члена семьи.

Одновременно предполагается перекрыть некоторые известные способы ч схемы ухода от налогообложения. Именно с этой целью вводятся повышенные ставка (35%) на отдельные виды доходов, в том числе на доходы от страховых выплат и процентные доходы по вкладам в банках. Это сделает данные схемы уклонения от налогообложения значительно более дорогими и во многих случаях просто бесполезными.

Конечно же, неизбежно возникает вопрос о том, насколько, с социальной точки зрения, справедлива единая ставка 13%. Это может восприниматься как понижение налогов на богатых. Но на самом деле это не так Богатые сегодня, как утверждают даже представителе правительства, имеют вполне легальные возможности не платить налоги вовсе С введением же в действие второй части НК положение, судя по всему, изменится. Тем более, что предполагается реализовать еще целый ряд мер, которые позволят добиться большей социальной справедливости и которые заставят богатых налогоплательщиков платить налоги в более значительных размерах, чем они делают это сегодня,

Речь идет прежде всего о том, что этими категориями граждан будут платиться в большем объеме косвенные налоги. Кроме того, возрастут налоги на дорогую недвижимость, на дорогие автомобили и на отдельные особо дорогие виды потребления, которые могут позволить себе только представители богатых слоев населения.

Еще один аспект принимался во внимание, когда предлагалось такое решение. Это станет своеобразной амнистией в отношении тех доходов. которые были раньше вывезены из России без налогов, а точнее тех, которые хотя и остались в России, но в результате использования всевозможных схем не облагались налогами. Деньги, о которых идет речь, смогут начать работать на российскую экономику и приносить пользу всему обществу.

С вводом в действие рассматриваемой главы плательщиками подоходного налога становятся военнослужащие сотрудники Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета, налоговой полиции, судьи и прокуроры. Такое решение принято исходя из следующих соображений. Во-первых, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Во-вторых, в отношении таможни, налоговой полиции, прокуратуры сегодня складывается и вовсе парадоксальная ситуация. Сотрудники всех этих органов преследуют налогоплательщиков за то, что они уклоняются от налогов, привлекают его к ответственности, выносят приговоры, но сами при этом налогоплательщиками не являются. Разумеется, такое положение недопустимо.

Кстати, денежные потери этих категорий служащих государство компенсирует посредством соответствующей индексации их доходов.

Глава НК о едином социальном налоге призвана упростить процедуры взимания соответствующих платежей в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Кроме того, введение регрессивной шкалы налогообложения должно побудить работодателей увеличить заработную плату своим работникам.

Достаточно серьезные новации содержит и готовящийся ко второму чтению проект главы НК о налоге на доход организаций. Принципы налогообложения, заложенные в проекте указанной главы, обеспечивают создание равных условий налогообложения организаций, стимулируют развитие производства и направление средств на решение социальных проблем.

Основные новации, содержащиеся в рассматриваемой главе, состоят в следующем. Прежде всего устанавливается общее правило определения налоговой базы как разницы между доходами, полученными налогоплательщиком за налоговым период, и расходами, связанными с производством и реализацией товаров (работ, услуг), осуществленными за этот же период. Таким образом, вводится общепринятый в мировой практике порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль (доход) в виде реально полученного, а не как определенного расчетным путем за налоговый период финансового результата от предпринимательский деятельности организации. Снимаются многие искусственные ограничения на вычеты из налоговой базы затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе ограничения на размеры процентов, выплачиваемых по привлеченным (заемным) средствам при отнесении их на затраты организаций. Предлагается включать в полном объеме затраты организаций связанные с добровольным страхованием важнейших видов коммерческих рисков, в том числе страхованием грузов, средств транспорта, основных средств производственного назначения, товарно-материальных запасов, урожая сельскохозяйственных культур и животных, а также ответственности за причинение вреда Изменяется порядок включения в затраты, принимаемые дня целей налогообложения, сумм начисленной амортизации основных средств и нематериальных активов, вводится понятие ускоренной амортизации.

Что можно сказать о налогообложении банковских и финансовых организаций? Законодатели пришли к выводу, что не следует принимать отдельного законопроекта или отдельной главы во второй части Налогового кодекса по налогообложению финансовых институтов. Учесть специфику этого бизнеса вполне можно в главе НК о налогообложении дохода организаций. В том числе могут быть приняты положения о порядке формирования резервов, особенностях формирования затрат. Кроме того, имеет смысл включить в главу инструмент, предусматривающие детальное описание особенностей налогообложения операций с ценными бумагами, формирования налоговой базы при переоценке, реализации и списании ценных бумаг.

Существенной проблемой является налогообложение курсовых разниц по долям в иностранной валюте в уставных капиталах. Очевидно, эту проблему необходимо решать в комплексе, рассматривая вопрос о курсовых разницах в совокупности,

Следует законодательно урегулировать механизм списания безнадежной задолженности. Для банков данный вопрос является важным, поскольку кредитование неизбежно связано с рисками, что должно соответствующим образом учитываться при налогообложении.

Необходимо также четко законодательно определить понятие производственной деятельности применительно к участникам финансовых рынков, поскольку от этого существенно зависит режим определения состава затрат.

В проекте рассматриваемой главы предусматривается единый режим налогообложения по дивидендам, процентам по вкладам и ценным бумагам, по некоторым другим доходам. Налог но по таким доводам предлагается удерживать у источника выплаты по единой ставке 15% в рамках режимов применения налога на прибыль (доход) и подоходного налога с физических лиц.

Кстати, в проекте главы уже сегодня весьма подробно прописаны особенности определения доходов и расходов банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика при переоценке ценных бумаг, особенности определения налоговой базы по операциям реализации ценных бумаг, перенос на будущее убытков от операций с ценными бумагами, особенности формирования доходов и убытков налогоплательщика при переоценке финансовых инструментов срочных сделок и в результате исполнения сделок с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающихся на организованном рынке, а также особенности других правовых ситуаций, с которыми сегодня встречаются сотрудники банков. В общей сложности этому посвящено полтора десятка статей главы.

О том, что предлагает проект в отношении налога на капитал, в определенной степени можно судить по содержанию тех статей главы, которые приведены ниже,

Приложения

Статья 201. Особенности определения доходов банков

1 К доходам банка, кроме предусмотренных статьей 199 настоящей главы Кодекса, относятся доходы от банковских операций и сделок.

2. К доходам от банковских операции и сделок относятся доходы:

1) в виде процентов от размещения от своего имени и за свой счет привлеченных банком денежных средств клиентов;

2) в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов и осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств, предназначенных для сократит банковских операций, за предоставление выписок иных документов по счетам и за розыск сумм;

3) от инкассации денежных средств, векселей. платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов:

4) от операции с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах;

5) от операции с драгоценными металлами, включая разницу от переоценки драгоценных металлов и драгоценных клуней;

6) от операций с валютными ценностями, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже валюты за счет и по получению клиентов:

7) от операции по представлению банковских гарантий, обязательств, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме, а также выполнение функций агента валютного контроля;

8) от размещения резервов Федерального казначейства Российской Федерации и его территориальных органон (кроме случаев, когда указанные действия совершаются Центральным банком Российской Федерации и его территориальными органами);

9) от приобретения права требования исполнения обязательств в денежной форме;

10) от доверительного управления денежными средствами или иным имуществом по договорам с клиентами, включая депозитарное обслуживание;

11) от предоставления в аренду специально оборудованных помещений и сейфов для хранения документов и ценностей:

12) в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);

13) в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

14) в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;

15) по операциям купли-продажи памятных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;

16) в виде средств, полученных от клиентов в возмещение по услугам связи;

17) в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), ранее списанным на его убытки, либо списанным за счет созданных резервов (при поступлении средств от должника), ранее сформированных банком для покрытия возможных потерь по сомнительной задолженности, определяемой в соответствии со статьей 229 настоящей главы Кодекса;

18) в виде полученной банком компенсации понесенных расходов по оплате услуг сторонних организаций по контролю за соответствием стандартам слитков драгоценных металлов, получаемых банком у физических и юридических лиц;

19) другие доходы, связанные с банковской деятельностью.

Статья 219. Особенности определения расходов банков

В расходы по оказанию услуг банками, кроме указанных в статьях 207-214, 216-218 настоящей главы (с учетом ограничений, предусмотренных банковским законодательством). Включаются следующие расходы:

1) проценты, начисленные по:

а) договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченные денежным средствам физических и юридических лиц (включая банки-корреспонденты), в том числе за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах;

б) собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным сертификатам, векселям или другим обязательствам):

в) межбанковским кредитам, включая овердрафт;

г) приобретенным кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, в том числе отсроченным (пролонгированным) не более одного раза кредитам на сроки, предусмотренные в первоначальном договоре, а также по кредитам, отсроченным по решению Правительства Российской Федерации;

д) по займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах, а также кредитам нерезидентов в драгоценных металлах;

2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащие резервированию в порядки, установленном статьей 228 настоящей главы -для банков, применяющих метод начисления (статья 231 настоящей главы);

3) комиссионные сборы, уплаченные за услуги и корреспондентские отношения, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им счетов г, других банках, плату другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание этих счетов, расчетные услуги Центрального банка Российской Федерации, инкассацию денежных средств, ценных бумаг, платежных документов и иные аналогичные расходы;

4) расходы по проведению валютных операций, включая комиссионные сборы (плату) за покупку (продажу) иностранной валюты и расходы по управлению и защите oт валютных рисков;

5) расходы по проведению операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

6) расходы банка по хранению, транспортировке. контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете, расходы пo аффинированию драгоценных металлов, а так же иные расходы, связанные с проведением операций со слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы;

7) процент или, комиссионные сборы, уплаченные или возвращенные по расчетам за прошлые по отношению к налоговому периоду годы;

8) расходы по оплате:

а) аренды основных средств, включая их отдельные части. используемые для осуществления банковской деятельности, в том числе автомобильного транспорта для инкассации выручки и специального автомобильного транспорта для перевозки банковских документов и ценностей, а также нематериальных активов, включая брокерские места;

б) услуг связи банка с клиентом по операциям банка и обслуживанию клиентов, включая факсимильную, электронную и спутниковую связь;

в) услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров:

9) расходы на финансирование под уступку требования (по осуществлению форфейтинговых, факторинговых операций) и доверительного управления денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими лицами или организациями;

10) расходы по гарантиям и акцептам, предоставляемым банку другими кредитными организациями;

11) расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без oткрытия счетов физическим лицам;

12) расходы по;

а) изготовлению, приобретению и (или) пересылке бланков, бланков платежных карт, бланков строгой отчетности, магнитных и иных носителей банковской информации (перфокарт, дискет, иных носителей банковской информации), специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, чековых, квитанционных, вкладных и других книжек, упаковочных материалов для банкнот и монет;

б) изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств);

13) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных денег), перевозке, пересылке и (или) доставке принадлежащих банку или его клиентам ценностей;

14) расходы по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков я иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранением ценностей, а также приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков;

15) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке. а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке.

Статья 225. Особенности налогообложения процентов

1. Если начисляемые (выплачиваемые) налогоплательщиком проценты превосходят обычные для подобных обстоятельств проценты (далее в настоящей статье - обычные проценты). налогоплательщик вправе включать в расходы, предусмотренные настоящим параграфом, только проценты в размере, не превосходящем обычные проценты При этом разница между начисляемыми (выплачиваемыми) процентами и обычными процентами к вычету не причитается.

Под обычными процентами в целях настоящей статьи понимаются проценты, уплачиваемые в подобных обстоятельствах в соответствии с обычными условиями делового оборота при условии, что заемщик и кредитор не являются взаимозависимыми лицами (статья20 настоящего Кодекса) Размеры таких процентов определяются исходя из возможностей заемщика реально и без значительных дополнительных расходов осуществить заимствование (банковские кредиты. займы, иные заимствования) в таком же размере, на такой же срок.Положения настоящего пункта применяются в случае, если пунктом 2 настоящей статьи, статьями 207-214, 216-218 настоящей главы не устанавливаются меньшие по сравнению с указанными размеры процентов, подлежащих включению в расходы налогоплательщика.

2. Если размер непогашенных кредитов (займы, иные заимствования), предоставленных налогоплательщику, более чем втрое превосходит разность между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика (далее указанная разница именуется "собственный капитал"} на последний день каждою отчетного (налогового) периода (критерий недостаточной капитализации), то при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в расходы. предусмотренные настоящим параграфом, применяются следующие правила.

Налогоплательщик обязан определять отношение собственного капитала к сумме непогашенных кредитов, займов и (или) иных заимствований (далее в настоящей статье - коэффициент капитализации) по состоянию на последний день каждого отчетного (налогового) периода.

Указанный коэффициент применяется в отношении процентов, начисляемых (выплачиваемых) налогоплательщиком в каждом таком периоде.

Если доля участия акционера (участника, учредителя) и иного взаимозависимого лица, предусмотренного статьей 20 настоящего Кодекса, предоставившего заемные средства организации-налогоплательщику, в ее уставном (складочном) капитале (фонде) составляет не менее 20%, то эта организация-налогоплательщик обязана на последний день какого отчетного периода исчислять величину собственного капитала соответственно доле участия указанного акционера (участника, учредителя) в уставном (складочном). капитале (фонде) этой организации-налогоплательщика. При этом указанная величина определяется как произведение доли участия акционера (участника, учредителя) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации-налогоплательщика на величину собственного капитала этой организации -налогоплательщика по данным за соответствующий отчетный период.

Если общий размер непогашенных кредитов (займов, иных заимствований), предоставленных организации-налогоплательщику его акционером (участником, учредителем), превосходит предельный размер задолженности (долга), определяемого в порядке, устанавливаемом настоящим пунктом, то организация-налогоплательщик вправе включить в расходы проценты, начисляемые (выплачиваемые) этому акционеру (участнику, учредителю) в соответствующем отчетном периоде только на указанный предельный размер задолженности (долга). При этом принимаемый к вычету предельный размер задолженности (долга) определяется как произведение коэффициента капитализации на величину собственных средств (собственного капитала) организации-налогоплательщика, рассчитываемую исходя из доли участия акционера (участника,, учредителя), предоставившего заемные средства организации-налогоплательщику, в собственном капитале этой организации.

Проценты включаются в расходы организации-налогоплательщика с учетом ограничении, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

При этом проценты, начисляемые (уплачиваемые) организацией-налогоплательщиком акционеру (участнику, учредителю), предоставившему заемные средства сверх указанного предельного уровня, приравниваются к получаемым акционером (участником, учредителем) кредитором дивидендам и облагаются налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 252 настоящей главы.

Статья 229. Вычеты на формирование резервов у банков

1. Банки, осуществляющие исчисление налоговой базы по методу начислений, вправе производить вычеты по формированию резервов на погашение возможных потерь по сомнительной задолженности (на возможные потери по ссудам) в порядке. устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Резервы по долгам, образовавшимся в связи с неуплатой процентов заемщиком, формируются банками в общем порядке, установленном статьей 228 настоящей главы для таких резервов.

3. При нарушении условий кредитною договора заемщиком банк-кредитор может произвести вычет на формирование резервов на возможные потери по ссудам по ссудной задолженности и задолженности, приравненной к ссудной по предоставленным кредитам, включая межбанковские кредиты (депозиты): по суммам, не взысканным по банковским гарантиям (кроме гарантий по векселям); по суммам задолженности по кредитному договору, приобретаемому на основании договора об уступке требования. Размер сомнительной задолженности (ссудной и приравненной к ней задолженности) определяется на дату окончания отчетного (налогового) периода. Банк вправе произвести вычеты на формирование резервов под ссудную и приравненную к ней задолженность при условии проведения оценки финансового состояния заемщика в соответствии с требованиями законодательства о банках и банковской деятельности.

4. При погашении долга либо уменьшении размера ссудной и приравненной к ней задолженности по кредиту, по которому заемщиком произведено устранение допущенных ранее нарушений условий кредитного договора при переуступке прав требования по кредитным договорам, налоговая база увеличивается на сумму ранее принятых к вычету резервов, сформированных по такой ссудной и приравненной к ней задолженности.

Сергей Штогрин, "Комсомольская правда",
27.09.2001
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/426891.html

Док. 365843
Перв. публик.: 27.09.01
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 344

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``