В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нефть в объеме Назад
Нефть в объеме
Переворота пока в налогообложении недр не произошло

Правительственные налоговые инициативы в сфере недропользования - это еще не налоговая революция. Однако новая схема налогообложения таит в себе возможности более радикальных перемен.

Как и ожидалось, правительство внесло налоговые инициативы в сфере

недропользования без повторного рассмотрения, но в кардинально изменненом виде. Напомним, что изначально планировалось заменить существенные три налога (на воспроизводство материально-сырьевой базы, роялти и акциз на нефть) одним налогом - на добычу полезных ископаемых. И это намерение осуществлено в главе второй части Налогового кодекса, поступившей в Госдуму.

Однако в законопроекте напрочь отсутствуют коэффициенты, которые были якобы призваны учитывать условия добычи нефти по каждому конкретному месторождению, но давали чиновникам возможность творить произвол. После критики "гуляющие" коэффициенты были безжалостно отвергнуты. Нефтяные компании это поддерживают. По словам представителя пресс-службы компании "Юкос" Максима Пучкова, такой подход справедлив и понятен, он создает равные для всех условия.

На ближайшие три года (с 1 января 2002 до 31 декабря 2004) ставку налога на добычу нефти предлагается сделать не адвалорной (в процентах от стоимости), а фиксированной - 425 рублей за добытую тонну. Если налог будет зависеть не от стоимости нефти, а от ее физических объемов, снизится возможность трансфертного ценообразования, считает зампредседателя бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин.

По его мнению, налоговые предложения правительства позитивны, хотя и не увеличивают изъятие ренты. Сокращается количество налогов, устанавливается твердая ставка налога за тонну добытой нефти, упрощается налоговый расчет и администрирование.

Для газового сектора, заметил он, ситуация остается сложнее: здесь сохраняется акциз (кстати, пока не понятно, из каких соображений). Налог будет составлять 16,5% от стоимости реализованного газа. Для остальных полезных ископаемых тоже предусмотрена адвалорная ставка: 2,5% на калийные соли и торф, 3,5% на уголь и т. д.

Общий уровень налогообложения недропользования остается прежним (134 миллиарда рублей доходов поступило бы в бюджет в 2002 году и при существующей системе). Предложения правительства не приближают нас к рентоориентированной налоговой системе. Распределение налоговой нагрузки между сырьевыми и обрабатывающими отраслями не меняется. Однако не исключено, что анализ этого распределения может стать следующим шагом.

Предложения правительства не являются революционными, признал депутат, - это некий алгоритм, схема, содержащая возможность для более глубоких изменений. Правда, он не уточнил, о каких изменениях идет речь. Не исключено, что депутаты предложат сделать ставку налога на нефть не 425 рублей, а выше.

В предложенный налоговый пакет входят также поправки к первой части Налогового кодекса (к статьям 20 и 40), направленные на уточнение понятия "взаимозависимые лица" и определение рыночной цены добытых ископаемых. Сергей Штогрин заявил, что депутаты будут требовать принятия правительственного пакета одновременно с законопроектом об экспортных пошлинах на нефть. Такой законопроект уже внесен в Госдуму депутатами. "Часть изъятий государство делает по закону, а часть - в соответствии с постановлениями. Это противоестественно", - заявил Штогрин. По его словам, "экспортные пошлины не должны зависеть от того, кто завтра придет в правительство". Для благоприятного инвестиционного климата нужны "стабильные правила изъятий в пользу государства", по крайней мере на год.

Как видим, принятие налогового пакета уже увязывают с некоторыми условиями. Видимо, легкой судьбы у налоговых инициатив не будет. Правительство рассчитывает, что пакет примут до конца весенней сессии, но в Госдуме в этом сомневаются: если следовать регламенту, первое чтение можно провести не ранее 28 мая, затем еще месяц нужен для подготовки ко второму.



Пояснительная записка

к проекту Федерального закона

"О внесении дополнений в Федеральный закон

"О бухгалтерском учете",

Внесенного депутатами Государственной Думы РФ А. Д. Жуковым,

М. М. Задорновым, Г. В. Куликом, В. М. Резником, С. И. Штогриным.


Действующая редакция Федерального закона "О бухгалтерском учете" предполагает возможность составления первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Вместе с тем , для документов бухгалтерской отчетности такой возможности не предусмотренно.

Предлагаемые дополнения направлены на решение следующих задач:

1. Распространение возможности составления документов в электронном виде на документы бухгалтерской отчетности.

2. Создание возможности передачи документов бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Последняя задача является наиболее актуальной в связи с развитием информационных и телекоммуникационных систем обмена документами между банками и клиентами, между налоговыми органами и налогоплательщиками, между участниками фондового рынка и т. п. При этом следует обратить внимание на то, что в предлагаемой редакции поправок сохраняется обязанность предоставления по требованию других организаций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры копий соответствующих документов на бумажных носителях.

Любовь Кизилова, "Известия",
11.05.2001
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/406243.html

Док. 365840
Перв. публик.: 11.05.01
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 367

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``