В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Налоги, которые нас выбирают... Назад
Налоги, которые нас выбирают...
Сергей Штогрин
Сергей Штогрин по специальности 024 - инженер самолетостроитель. Был председателем правления страховой компании "Логос" в Биробиджане. С 1995 года - депутат Госдумы РФ. Работал над вопросами законодательства о страховании, после перехода в подкомитет по налоговому законодательству вплотную занялся налогами. В настоящее время - заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы

Одна из главных составляющих экономических преобразований в России - налоговая реформа. Ее назначение - усилить справедливость налоговой системы прежде всего за счет выравнивания общих условий налогообложения (в первую очередь путем отмены необоснованных льгот и исключений), отменить неэффективные и оказывающие негативное влияние на хозяйственную деятельность налоги и сборы (к примеру, так называемые "оборотные" налоги).

Налоговая реформа призвана ослабить налоговое бремя на законопослушных граждан, обеспечив более равномерное распределение налоговой нагрузки, постепенно снижая ставки по основным федеральным налогам и облегчая налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Хотел бы подчеркнуть: никакой "налоговой революции" не происходит. Мы просто приводим в соответствие с велениями времени и экономической ситуацией в стране действующее законодательство.

Первая часть - в действии!

С 1 января 1999 года вступила в силу первая (общая) часть Налогового кодекса РФ. Она позволила существенно упростить взаимоотношения налогоплательщиков и контролирующих органов, снять ряд острых вопросов, связанных с администрированием сборов и налогов. Удалось оградить налогоплательщиков от произвола чиновников, ограничить и более четко регламентировать проведение налоговых проверок. Установлена ответственность за нарушение налогового законодательства не только налогоплательщиков, но и государства. В Кодексе впервые закреплена презумпция невиновности налогоплательщика.

С 1 января нынешнего года приобрели силу закона четыре главы, относящиеся к основным видам федеральных налогов, второй части Кодекса.

В главе 21 "Налог на добавленную стоимость" сохранены действовавшие нормы закона, зарекомендовавшие себя на практике, а также многие положения инструкции по НДС. Эту главу Кодекса удалось превратить в закон прямого действия.

За налогоплательщиками оставлено право выбора - платить НДС по отгрузке или по фактическому поступлению средств.

Основные новации состоят в следующем. Вместо привычных двух налоговых ставок - 10 и 20 процентов введены три ставки: общая - 20 процентов, пониженная для социально значимых товаров - 10 процентов и, так называемая "нулевая" ставка. Последняя применяется в случаях, когда налог при реализации товаров не взимается, но возмещение налога, уплаченного по материальным ресурсам и услугам, производится. Нулевая ставка применяется, в частности, при экспорте товаров и по работам, связанным с экспортом.

В число плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели. Дело в том, что раньше, не платя НДС, они нередко становились невыгодными партнерами для тех, кто приобретает у них товары (работы, услуги)

Обсуждается в Парламенте

Важное нововведение - более точное определение налогоплательщиков. В число плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели. Дело в том, что раньше, не платя НДС, они нередко становились невыгодными партнерами для тех, кто приобретает у них товары (работы, услуги).

Кроме того, решено с 1 июля 2001 года при взимании НДС по товарам, ввозимым с территории стран-участников СНГ, перейти на принцип страны назначения. Иными словами, взимание налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию РФ с территории стран-участников СНГ производится на общих основаниях за исключением нефти, газа и электроэнергии.

Урегулированы законодательные вопросы по порядку зачета и возврата НДС.

Ряд принципиальных новаций содержит глава 22 "Акцизы" второй части Налогового кодекса РФ. В их числе - отказ от оборотных налогов, решение возместить их существенным повышением акцизов на автомобильный бензин, установлением акцизов на дизельное топливо и автомобильные масла. При этом ставки вводимых акцизов установлены на уровне, соответствующем суммам налога на реализацию ГСМ.

Снижению налогового бремени на организации - производителей алкогольной продукции будет содействовать расширение круга налогоплательщиков акцизов по этой продукции: решено, что 50 процентов от соответствующей ставки платят акцизные склады, реализующие алкогольные изделия. Для усиления контроля за производством и использованием этилового спирта в перечень подакцизных товаров включен спирт-сырец.

В текст главы включены ставки акцизов на газ: для природного газа, по которому установлены государственные оптовые цены внутри страны и экспортируемому в страны СНГ, - 15 процентов, по остальному природному газу - 30 процентов.

Ставки акцизов проиндексированы: по спиртам, алкогольной продукции и винам - на 5 процентов, по пиву - на 10 процентов, по табачным изделиям - на 20 процентов.

Вместо единой ставки введены дифференцированные на автомобили, в зависимости от мощности двигателя, специфические ставки акцизов на легковые автомобили. Отныне в перечне подакцизных товаров находятся и мотоциклы.

Подоходный налог - самый низкий в мире

Кардинальны изменения и в налогообложении физических лиц (глава 23). Цель - значительно снизить налоговое бремя.

Установлена единая ставка налога в размере 13 процентов. С учетом отмены отчислений в Пенсионный фонд из доходов физических лиц это не приведет к увеличению налогообложения для низкооплачиваемых категорий населения.

Впрочем, нелишне вспомнить. По подоходному налогу, 13 процентов для физических лиц, Россия - страна эксклюзивная. Подобных низких налогов, в том числе для тех, кто получает очень большие доходы, нет нигде в мире. В США ставка на высокие и сверхдоходы - 47 процентов, в других странах - 35 процентов.

Если иметь в виду подоходный налог, то я выступаю за трехуровневую шкалу, которая действовала в 2000 году. В крайнем случае за двухуровневую - 12 и 20 процентов, в зависимости от доходов. В Госдуме предложение не прошло. Оппоненты ссылаются на то, что пока значительную часть зарплаты у нас выплачивают, используя различные схемы: страховые, депозитные и другие. Что ж, схемы надо пресекать! Создавать для этого соответствующие законы. Этим мы и занимаемся.

Надеюсь, практика все расставит по своим местам. Для этого нужно время. И торопиться с какими-либо изменениями в принятые законы сейчас не следует.

Предусмотрены ставки 30 и 35 процентов для отдельных видов доходов: процентов по банковским депозитам, превышающим три четверти ставки рефинансирования; по материальной выгоде в виде экономии на процентах по заемным средствам и другие.

Освобождаются от налогообложения доходы в виде дивидендов для резидентов, нерезиденты должны платить 30-процентный налог с дивидендов.

"Российская торговля", No 2,
11.03.2001
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/406244.html

Док. 365838
Перв. публик.: 11.03.01
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 372

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``