В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Арбатов: США и политическая карта мира Назад
Алексей Арбатов: США и политическая карта мира
Телеинтервью руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова

ВЕДУЩИЙ: США и политическая карта мира -- такова тема нашей беседы с руководителем Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Алексеем Арбатовым.

Добрый вечер, Алексей Георгиевич!

АРБАТОВ: Добрый вечер. Здравствуйте.

ВЕДУЩИЙ: Алексей Георгиевич, Президент Джордж Буш-младший официально вступает в должность. Перед выборами в США российский Президент говорил, что переизбрание Буша совершенно необходимо для успеха в борьбе с международным терроризмом. Можно ли теперь, на ваш взгляд, ожидать новых успехов на этом направлении?

АРБАТОВ: Безусловно, успехи могут быть, но для этого политика Соединенных Штатов должна извлечь уроки из тех ошибок, просчетов, я бы даже сказал, крайне неблаговидных шагов, которые совершались в последнее время, в том числе и в первый срок Президента Буша.

Ну, возьмем, например, акцию в Ираке. Война началась под предлогом поиска там оружия массового уничтожения. Никакого оружия массового уничтожения не нашли. Судя по недавнему заявлению Президента Буша, Соединенные Штаты пока делают противоположные выводы, и теперь уже угрожают провести военную акцию против Ирана, против его объектов, на которых, как они подозревают, может создаваться оружие массового уничтожения.

ВЕДУЩИЙ: Давайте мы вернемся к этой теме чуть позже, а пока по говорим о другом конфликте, который начался совершенно по другим причинам, и начался справедливо.

В Афганистане мы ведь оказали очень серьезную поддержку США, там недавно прошли выборы. Как вы считаете, можно ли говорить, что ситуация в этой стране нормализовалась и о том, что сейчас положение контролируется афганским руководством?

АРБАТОВ: Операция в Афганистане была предпринята в полном соответствии с международным правом по санкции Совета Безопасности ООН. И с участием России и ряда других стран эта международная акция возымела успех, особенно на первых порах. Начался процесс мирного восстановления. И экономического, и политического. И если бы Соединенные Штаты не предприняли операцию в Ираке, то уже сейчас можно было бы говорить в Афганистане о значительной стабилизации экономики и социального положения.

Этого сейчас нет, и прежде всего потому, что акция Соединенных Штатов в соседней стране, в недалекой от Афганистана стране -- в Ираке, которая была предпринята без санкции Совета Безопасности ООН под надуманными предлогами и привела буквально к подъему международного терроризма, исламского фундаментализма, изменила ситуацию в самом Афганистане.

ВЕДУЩИЙ: А вот теперь давайте вернемся к заявлению Джорджа Буша о готовности США начать военные действия против Ирана, если тот не откажется от собственной ядерной программы. На ваш взгляд, ставка на силу останется одним из главных принципов новой администрации?

АРБАТОВ: Ставка на силу, безусловно, останется. Вопрос в том, будет ли эта ставка практически полностью на силу или только как средство наряду с дипломатией. Будет ли эта сила обращена против режимов, которые по тем или иным причинам не нравятся США, или против тех режимов, которые действительно создают угрозу для международной безопасности, в частности создавая оружие массового уничтожения или поддерживая международный терроризм. Вот в этом главная проблема.

ВЕДУЩИЙ: Алексей Георгиевич, а у вас не возникает ощущения, что вообще ведется просто некий принципиальный поиск врага?

АРБАТОВ: После изменения ситуации в Восточной Европе, в Центральной Европе Соединенные Штаты решили обратить свои огромные ресурсы для того, чтобы установить благоприятный для себя режим в каждой из основных стран Большого, как сейчас говорится, Ближнего Востока. Но операция в Ираке привела в тупик. Как вы знаете, там ни просвета, ни облегчения нет. Выборы, которые в ближайшее время произойдут, совершенно ясно, не улучшат ситуацию. Они просто вызовут новую волну террористических актов. Хочется надеяться, что все-таки это было риторикой перед инаугурацией, а не знаком нового курса администрации, который будет еще более воинственным, чем до этого.

ВЕДУЩИЙ: Известно, что короля играет окружение, у Джорджа Буша самый близкий помощник Кондолиза Райс. Никто не сомневается, что она станет первой в истории женщиной афро-американкой, которая займет пост Госсекретаря.

Завтра Сенат США должен окончательно утвердить кандидатуру Кондолизы Райс. На предварительных слушаниях, естественно, одним из важнейших вопросов, адресованных к ней, был о перспективах отношений с Россией. Вот здесь Райс заняла интересную позицию. С одной стороны, она говорит, что Вашингтон удовлетворен взаимодействием с Москвой, с другой -- обвиняет российские власти в нарушении принципов демократии, собирается сделать это темой для серьезного и отдельного разговора. Но, несмотря на это, в Москве рассчитывают, что США и Вашингтон сохранят тот уровень партнерства, который был достигнут за последние годы.

И мы возвращаемся к беседе с нашим экспертом Алексеем Арбатовым. Алексей Георгиевич, Россия и США -- кто мы сегодня, партнеры, союзники или противники и вообще, кем мы должны быть друг для друга в современном мире?

АРБАТОВ: Мы -- партнеры по ряду важных сфер безопасности, в том числе борьба с международным терроризмом, борьба с распространением оружия массового уничтожения и баллистических ракет. То есть в тех областях, где у нас есть общие интересы, мы -- партнеры, и нам нужно и дальше развивать это сотрудничество.

Но у нас сохранились значительные противоречия. Они относятся как к вопросам внутренней политики, в частности в России, об этом сейчас было сказано, так же относятся и к вопросам внешней политики. Недавние заявления Президента Буша по Ирану могут опять поставить нас по разные стороны вопроса, потому что и Россия, и большие державы Западной Европы пытаются дипломатическим путем вести дело к тому, чтобы у Ирана даже технической возможности не было создать ядерное оружие.

ВЕДУЩИЙ: Алексей Георгиевич, а как вы считаете, вот назначение Кондолизы Райс на пост Госсекретаря США, учитывая ее любовь к американскому футболу -- игре жесткой и даже жестокой, где любят лобовые столкновения, сможет ли это помочь преодолеть охлаждение в российско-американских отношениях? И если можно -- коротко, наше время подходит к концу.

АРБАТОВ: Я надеюсь, что Кондолиза Райс сделает правильные выводы из неудач американской политики, прежде всего в Ираке, первого срока, и что она будет продолжать и акцентировать тот умеренный курс, который до нее проводил на этом посту Колин Пауэлл. Я бы хотел бы ей посоветовать от чистого сердца не быть под давлением своих изучений Советского Союза, а понять, что Россия -- это другая страна. В чем-то лучше, в чем-то она хуже, но это другая страна и к ней нужны совершенно особые подходы. Я надеюсь, что Кондолиза Райс сможет их сформулировать.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое. Ну, что ж, будем надеяться, что США не будут применять во внешней политике принципы американского футбола.

В программе "Ночное время" мы беседовали с руководителем Центра международной безопасности института мировой экономики и международных отношений Алексеем Арбатовым.

http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/71967.htm
19.01.2005 / Источник: ОРТ/

Док. 365755
Перв. публик.: 19.01.05
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 476

  • Арбатов Алексей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``