В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мартин Шаккум: О реализации нацпроекта в области строительства Назад
Мартин Шаккум: О реализации нацпроекта в области строительства
Гость: Мартин Шаккум - Председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям


13 сентября состоялось заседание Президиума Совета по национальным проектам. О реализации одного из них, в области строительства - председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум.

- Вы непосредственный участник этого совещания, я как журналист могу располагать только той информацией, которая пришла у нас с ленты информационных агентств и от наших корреспондентов. Поэтому пойдем по мере поступления тех заявлений, которые были сделаны на этом совете. Главная новость, это то, что первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил о том, что у государства есть возможность влиять на уровень цен на рынке жилья. И в первую очередь, это увеличение объемов жилищного строительства. Как вам кажется, по какому направлению может идти это стимулирование? Потому что можно говорить халва, халва, а во рту сладко не будет. Объем жилищного строительства необходимо наращивать, но для этого необходимы производственные мощности.

ШАККУМ: Мощности мощностями... Сегодня я выступал на заседании президиума с докладом, и выделил три основных направления деятельности, или три основных проблемы, которые сегодня необходимо решать. Они тесно завязаны на увеличении объемов жилищного строительства. Проблема первая, это административные барьеры. Под административными барьерами я в данном случае понимаю и различные барьеры, возникающие при межевании земельного участка, при постановке его на кадастровый учет, при получении разрешений на строительство, при получении различных согласований. Все эти действия занимают сегодня очень длительное время, они регулируются ведомственными нормативными актами, и был намечен путь и принято решение. Отныне двигаться по пути замены этого ведомственного чиновничьего нормотворчества к регулированию нормами, прямыми нормами федеральных законов.

- Законы эти существуют?

ШАККУМ: Такой закон внесен в Государственную думу, он подготовлен группой депутатов комитета по промышленности и строительству, и будет рассматриваться в первом чтении, скорее всего, 20 сентября.

- Получается, что 2006 год назван годом реализации национальных проектов, хотя впереди еще несколько лет. Получается, что задание поставлено наращивать объемы жилья, но приходиться сталкивается с целым рядом причин, одну из них вы озвучили, и нет еще законодательной базы. Получается, что законодательная база в некотором роде опаздывает, это надо было сделать еще накануне, вчера.

ШАККУМ: Не только опаздывает. Дело в том, что было принято 27 законов для реализации этого проекта. В составе этих законов Градостроительный кодекс. Но сегодня не все нормы этого кодекса действуют. Давайте возьмем один конкретный пример. В соответствии с нормами Градостроительного кодекса гражданину, чтобы получить разрешение на строительство, необходимо обратиться в муниципалитет, в течение месяца муниципалитет выдает градостроительный план, гражданин делает из этого градостроительного плана план организации земельного участка. То есть наносит пятно застройки дома и схему подведения коммуникаций. Сдает это опять в органы местного самоуправления, и в течение 10 дней получает разрешение на строительство. Итого, 40 дней и все бесплатно черным по белому написано в законе. Что происходит реально в субъектах? Сегодня, руководствуясь не отмененными, и не приведенными в соответствие с федеральным законом, законами субъектов, гражданина отправляют в специализированную организацию, как то Проектный институт или мастерская, он должен изготовить дорогостоящий проект, и далее пойти по большому кругу, установленному опять этими же законами, и согласовать этот проект с различными инстанциями. В итоге это все занимает у него год-полтора и несколько десятков тысяч рублей, как минимум.

- И эта плата за согласование входит в стоимость жилья, в стоимость квадратного метра?

ШАККУМ: Это плата за неисполнение законов, федеральных законов. И мы рекомендовали правительству немедленно привести законы субъектов в соответствие с федеральными законами. И таких проблем много.

Теперь давайте возьмем еще одну проблему. Купила организация земельный участок. Его нужно отмежевать, поставить на кадастровый учет, получить разрешение на строительство, изменить черту поселения, если он был ранее в составе сельхозземель, изменить разрешенное использование. Сейчас по практике нужно 3,5 - 4 года только на выполнение всех этих работ. Потому что ведомства откровенно сегодня издеваются, ну, и скажем так, по-русски, если не решить вопросы с чиновниками, а проще говоря, если не дать взятку, вопросы решены не будут.

- Одна из причин, которую вы называете, это необходимость снятия этих административных барьеров. Еще два тезиса из вашего доклада, который вы делали.

ШАККУМ: Важнейший вопрос - это обеспечение площадок инженерной инфраструктурой. Речь идет не о том, что необходимо протянуть какие-то коммуникации, километр, два, дело в том, что у нас там системно, где мы собираемся строить, не хватает электроэнергии, дорого стоит плата по газу.

- Сейчас выросла плата за подключение.

ШАККУМ: Плата за подключение естественно, тоже стоит денег. Но чаще всего бывает, что физически нет. И поэтому оставшиеся какие-то объемы этих ресурсов, в частности, один из самых дорогостоящих в Московской области это помимо электроэнергии, это канализование стоков в близлежащем Подмосковье. Их совсем немного, поэтому остатки этих лимитов стоят чрезвычайно дорого, и опять входят в цену. Нужны программы развития и в инженерную инфраструктуру. Но эти программы не может сделать ни муниципалитет, ни застройщик, они должны решаться в рамках субъекта федерации с помощью Российской Федерации, с помощью бюджета Российской Федерации.

- Еще есть какая-то составляющая в этой проблемной зоне, что связано с реализацией?

ШАККУМ: Мы начали с конкретных дел, а не сказали о причинах роста цен. Основная причина роста цен, это никак не ипотечное кредитование, его развитие и расширение, хотя объем ипотечных кредитов вырос за последнее время в шесть раз. А это, безусловно, значительное повышение покупательной способности отдельных категорий граждан, занятых в нефтяном, в сырьевом секторе, смежных с ним отраслей, а также приток спекулятивных инвестиций, которые были получены фирмами, работающими на экспортном рынке, и которые сегодня диверсифицируют свою деятельность и делают огромные инвестиции в привлекательный сектор недвижимости.

- Получается, что повышение цен на жилье, и то, что оно становится недоступным для большей категории граждан, это расплата за то, что у нас в стране улучшается экономическая ситуация и растут зарплаты. И мы из этого порочного круга каким образом можем выйти? Зарплаты растут, благосостояние растет, значит, автоматически повышаются цены на жилье, поскольку возрастает покупательная способность, и сейчас уже это в какой-то коллапс нас может привести. Что делать?

ШАККУМ: Цены на жилье все равно складываются не из того, что зарплата большая. Они складываются, спрос растет, так вот от спроса все-таки и предложение. И единственный путь - наращивать объемы, наращивать предложения на жилищном, рынке строительства. Другого пути сегодня нет. Для этого, что мы делаем, снимая бюрократические барьеры, облегчаем доступ к участкам. Решая вопросы инфраструктуры, мы облегчаем жизнь строителю, это вопрос подключения сетей коммуникаций. Если эти вопросы будут решены, значит, объемы строительства резко вырастут. Тогда и объем спекуляций, ведь спекулятивный спрос носит ажиотажный характер. Пошли цены вверх, он увеличился, только цены встали, идет обратная картина. И сейчас уже в некоторых секторах, в некоторых районах, например, рынок встал, нет роста, сразу оттуда начинают утекать эти спекулятивные инвестиции. Я не исключаю, что цены могут и снижаться в отдельных сегментах, это тоже может быть. Потому что рост цен, конечно, который был за последний год, он не является обоснованным. Он еще связан с действием 214 закона, который недавно поправили.

- Какую долю в повышении цен на жилье еще играет и монополизм застройщиков? Уже говорят о том, что существует монопольное соглашение о том, чтобы поднимать цены на жилье и федеральная антимонопольная служба заинтересовалась этой ситуацией в крупных городах, в первую очередь, в Москве и Московской области и Петербурге, и проводит свое собственное расследование. Об этом сегодня Дмитрий Медведев тоже говорил в своем выступлении.

ШАККУМ: Говорилось, конечно, что монополизм на строительном рынке это плохо. Но я смею вас уверить, как человек, который очень много и встречается со строителями, и наблюдает за рынком строительства, что все-таки вопросы монополизма слишком преувеличены. На самом деле, строительные компании, которые сегодня реально могут быть конкурентоспособными на рынке, их не много. Есть много желающих купить площадку, перепродать площадку...

- И здесь возникает тема локального монополизма.

ШАККУМ: Построить, освоить площадку, построить чрезвычайно сложно, не так много фирм. Но много злопыхателей, что вот нам не дают, и так далее. А дашь, построить не могут. Поэтому несколько преувеличен вопрос, связанный с монополизмом. Все, кто могут строить, они строят.

- Говорят о двух видах монополий, монополия на рынке тех, кто строит и тех, кто диктует цены продажные на жилье, и так называемый локальный монополизм, когда при раздаче участков под застройку эти участки раздаются близким, ближнему кругу предприятий и организаций, так называемым любимчикам, о чем сегодня тоже говорил Дмитрий Медведев.

ШАККУМ: Наверное, раздается какому-то определенному кругу, но в этот круг входят все те фирмы, которые реально могут освоить эти участки. Их можно называть любимчиками, а их можно просто называть фирмами, которые реально могут выполнять обязательства, реально могут строить, фирмы, которые реально обладают ресурсами, техникой. У нас было достаточно, фирм на рынке было больше совсем недавно. Только где эти фирмы сегодня? Фирм нет, зато есть 80 тысяч обманутых дольщиков. Они есть, потому что фирмы, пользуясь еще законом о долевом участии, собирали деньги, а построить-то не могли. И даже во многих случаях, не потому что не хотели, есть, конечно, мошенники, откровенные, как социальные, а есть те, кто просто и не мог реально построить. Не мог, потому что это дело очень непростое, профессиональное. И на рынке работает профессиональных фирм не так уж много.

- Монополизм на этом рынке породил то самое явление, о котором тоже говорилось на заседании президиума совета по реализации национальных проектов, как отсутствие конкуренции в сфере строительства. Можно ли победить монополизм и создать конкурентную среду?

ШАККУМ: Давайте на землю спустимся. Да есть конкуренция, а кто сказал, что ее нет, конкуренции. Она есть. Вопрос упирается в другое - административные барьеры.


http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=17415

13.09.2006

Док. 365734
Перв. публик.: 13.09.06
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 404

  • Шаккум Мартин Люцианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``