В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мартин Шаккум: К 2009 году 50 % предприятий ЖКХ должны быть частными Назад
Мартин Шаккум: К 2009 году 50 % предприятий ЖКХ должны быть частными
Гость: Мартин Шаккум - Председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям


В послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин посетовал, что в России на 1 января - 93 миллиона квадратных метров ветхого жилья и больше 11 миллионов квадратных метров аварийного жилья. Таков масштаб этого без преувеличения бедствия.

Сейчас в Государственную Думу внесен законопроект о создании Государственной корпорации содействия реформированию ЖКХ, которая должна вплотную заняться решением этой проблемы. Каким образом все это будет происходить? Об этом в студии "Маяка" - беседа с Мартином Шаккумом, председателем комитета Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Ведущий программы "Панорама" - Владимир АВЕРИН:

Какова суть этого законопроекта?

ШАККУМ: Это законопроект о создании корпорации, о принципах ее функционирования, о сроке ее функционирования. Корпорация создается на пять лет. В корпорацию переводятся разово из федерального бюджета средства в размере 240 миллиардов рублей, и затем в течение четырех с небольшим лет корпорация будет финансировать некоторые, скажем так, направления, связанные с реформой ЖКХ. Что конкретно? Ну, это надо, наверное, на этом остановиться поподробнее.

Ну да, потому что все ожидают, что, прежде всего, эти направления - это расселение аварийного и ветхого жилья и капитальный ремонт?

ШАККУМ: Хочу сказать, что в принципе поставлено первоначально две задачи. 95 миллиардов примерно мы должны направить на переселение из аварийного жилья, не ветхого, только аварийного и 145 миллиардов направить на капитальный ремонт домов.

Корпорация будет выполнять и еще одну очень серьезную функцию. Она будет способствовать и содействовать реформированию всего жилищно-коммунального комплекса. Поскольку деньги будут выделяться по специальным критериям и условиям. Если регион реформу жилищно-коммунального хозяйства проводит, если он сам деньги вкладывает, причем даже не столько в зависимости от объема средств, иначе "бедные" регионы обидим, а, скорее, устанавливаются даже такие критерии, как сколько предприятий жилищно-коммунального комплекса являются частными. К 2009 году прямо норма в законопроекте у нас такая - 50 процентов организаций должны быть частными в коммунальном комплексе.

То есть, либо вы меняете структуру, либо не меняете. Если не меняете, то и денег не получаете соответственно?

ШАККУМ: То и денег вы не получите. И, конечно, многие другие требования. Необходимо представить графики вплоть до 1 января 2011 года, представить графики по формированию программ соответствующих собственных уже программ, программ субъекта, программ муниципалитетов, которые самостоятельно должны проводить эти работы.

А вот помощь из федерального бюджета, из этого фонда будет проходить через бюджеты субъектов Федерации. Субъекты Федерации будут распределять по муниципалитетам, опять по определенным критериям. Скажем так, главный критерий - насколько продвинулась реформа жилищно-коммунального хозяйства, насколько устанавливаются счетчики, то есть приборы учета, насколько высока энергоэффективность систем коммунального хозяйства, в зависимости от этого будут выделяться средства.

Вы сказали, что определен срок. Значит ли это, что через 4 года здесь будет город-сад? И не останется ни аварийного жилья, ни расселенного, и будут решены все эти задачи по капитальному ремонту хотя бы ветхого жилья, всех этих миллионов квадратных метров?

ШАККУМ: Средств, о которых я сказал, их, конечно, недостаточно, для того чтобы провести полный ремонт всех домов. Такая задача и не ставится. В первую очередь, будет финансироваться то, на что дадут средства и муниципалитеты, и субъекты Федерации.

Кроме того, средства можно тратить на ограниченные, на определенные виды работ. Системы теплоснабжения можно будет менять за эти деньги, внутренних коммуникации по распределению электрической энергии, замена лифтового оборудования.

То есть, самое дорогостоящее получается?

ШАККУМ: Нет. Нельзя, например, производить реконструкцию.

Есть аварийное жилье, его надо будет расселять. Можно говорить, что через 4 года у нас не останется людей, которые живут в этом аварийном жилье? Картинки все видели либо в своей собственной жизни, либо по телевизору, вот этот ужас. И хватит ли денег на то, чтобы вот этих людей хотя бы переселить в цивилизованное жилье?

ШАККУМ: То, что касается аварийного жилья, то по нашим расчетам с учетом софинансирования регионов, денег должно хватить, однако его количество все равно будет прибавляться. Я имею в виду, что новое-то будет возникать за эти четыре года.

Новое аварийное, за счет старения фонда?

ШАККУМ: За счет старения фонда, но все-таки во многом проблема будет закрыта.

Когда мне говорят: во многом проблема будет закрыта, в отдельных регионах это будет сделано, у меня возникает сразу ощущение, что кто-то будет выстраивать опять какие-то очереди, кто-то будет назначать, а вот ваша семья останется в бараке, а ваша семья переедет в новую квартиру. Тогда здесь тоже должны быть какие-то критерии? Если мы определяем критерии для регионов - кто получит деньги, если мы определяем критерии, на какие именно виды работ можно тратить, и одно из направлений денег это расселение аварийного жилья - то, тогда по каким критериям будут выбирать, кого оставить доживать свой век, а кому предоставлять, для того чтобы это было действительно прозрачно и понятно людям?

ШАККУМ: Для того чтобы это было прозрачно, будет существовать наблюдательный совет корпорации, который назначается из достаточно уважаемых людей.

Семь человек?

ШАККУМ: Нет, больше, там не семь человек, а несколько - по два представителя администрации президента, правительства, Госдумы, Совета Федерации, Общественной палаты, там уже 10 получается.

Не в каждый же населенный пункт он могут заглянуть? Наблюдательный совет не решит эту проблему сам по себе?

ШАККУМ: Нет, естественно, наблюдательный совет, он организовывает контроль за выполнением, определяет принципы контроля. Более детальными критериями выделения средств, конечно, будет заниматься непосредственно уже руководство корпорации. Наблюдательный совет будет эти вопросы контролировать.

Если вы хотите четкий получить ответ от меня - хватит ли на всех? - на всех не хватит. Тем более, что эта проблема на самом деле, то есть это действо, это акт доброй воли. Вообще по распределению обязанностей между Федерацией, субъектом и муниципалитетом у нас вопрос переселения из ветхого жилья, ремонт домов, не относится к полномочиям Федерации. Он относится к полномочиям субъекта и муниципалитетам. Другое дело, что, оказывая такую существенную помощь, мы надеемся на то, что, соответственно, и для муниципалитетов, и субъектов Федерации, и граждан в том числе, например, при ремонте домов предусмотрено софинансирование.

Но тут отдельный вопрос.

ШАККУМ: Там установлена минимальная планка - не менее 5 %. Это пока в законопроекте.

Вы сами заговорили о том, что по существующему положению все эти вопросы должны решать совсем не на федеральном уровне. Значит ли это, что создание корпорации, вот это финансирование вступает в противоречие с теми законами, которые действуют на сегодняшний день? И надо будет еще поправлять, не знаю, Жилищный кодекс, свод законов, которые касаются жилья? Или потому и создается вот эта госкорпорация, чтобы уйти?

ШАККУМ: Это как бы не нужно, и никто в данном случае не запрещает Федерации оказывать содействие в этих вопросах. Здесь не требуется поправок в законодательство, здесь нет никакого грубого вмешательства. И Федерация в случае недостатка средств из федерального бюджета может это все профинансировать. Тем более, что фонд внебюджетный, хоть он один раз наполняется из бюджета, он не является бюджетным. И никто не мешает президенту выступить с такой инициативой. Я думаю, все вы, наверное, его в этом поддержите. Другое дело, насколько хватит, насколько будет эффективно работать - это другой вопрос. Но то, что нужно создавать такой фонд, в этом, наверное, сомнений нет.

Хотя, вполне мог быть и другой путь. Поскольку все это пойдет все равно через муниципалитеты, то тогда привычным методом каким-нибудь субсидированием регионов, а дальше субсидированием муниципалитетов, по привычным путям пустить и этот денежный поток? Или все-таки нужна такая структура как корпорация для того, чтобы это было как-то проще наблюдать, контролировать?

ШАККУМ: Когда было получено, по сути дела, поручение президента, мы разные варианты рассматривали. Такая корпорация - наиболее эффективный способ выделения средств. Как только средства попадают в бюджет, там достаточно сложная, забюрократизированная процедура выделения этих средств. Вот мы выделили в прошлом году на дорожное строительство средства, до сих пор еще в регионах, субъектах Федерации субсидии не получили.


07.06.2007
http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=73543

Док. 365719
Перв. публик.: 07.06.07
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 504

  • Шаккум Мартин Люцианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``