В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Язев: Сводный оркестр газовых труб Назад
Валерий Язев: Сводный оркестр газовых труб
Сводный оркестр газовых труб. Дирижирует Россия

Газ становится все более важным фактором мировой экономики и геополитики. И в обозримый период его роль будет только расти. Лет через 15 именно газ будет одним из основных мировых видов топлива. Соответственно контроль над этим энергоресурсом и его транзитом станет одной из важнейших форм контроля над глобальной экономикой. В этой связи России - крупнейшему производителю и экспортеру газа, и нашим соседям по СНГ - производителям голубого топлива и странам транзита, необходимо задуматься об оформлении отношений "вокруг трубы". Наиболее логичной формой таких отношений может быть некий альянс. Он вполне возможен. Более того, он отвечает интересам всех его потенциальных участников. Именно такой международный газовый союз позволит обеспечить энергетическую безопасность, а значит, и стабильность на всем евразийском пространстве. Кроме того, в перспективе такое объединение может стать гарантом энергетической безопасности и для Азиатско-Тихоокеанского региона.

Кружки по интересам?

Сегодня Россия, имеющая самые большие в мире запасы газа, и Европа, чьи запасы довольно скудны, привязаны друг к другу теснее, чем когда-либо в истории. Поэтому наши отношения с бывшими советскими республиками и странами Евросоюза в газовом вопросе завязаны настолько плотно, что малейшее "натяжение нитей" внутри этого клубка сразу же бьет по всем партнерам, что, собственно, и продемонстрировал недавний российско-украинский газовый кризис. Совершенно очевидно, что настала пора совершенствовать межгосударственные отношения в газовой сфере.

Как, каким образом?

Общее потребление энергии расширенным Европейским союзом с 2005 по 2030 г., как прогнозируется, вырастет на 14%, в то время как потребление газа - на 39%. Зависимость стран Евросоюза от импорта энергии до 2020 г. будет расти очень быстрыми темпами, объем импорта газа вырастет почти в два с половиной раза и может составить 500 миллиардов кубометров в год. Главными вопросами обеспечения энергетической безопасности для Евросоюза становятся создание единой энергосистемы, гарантии надежности поставок газа, возможность влияния на цену голубого топлива. Сегодня поставлен вопрос о единой европейской энергополитике по отношению к третьим странам. Именно об этом говорится в так называемой Зеленой папке - новой стратегии ЕС по развитию энергетического сектора региона до 2025 г., утвержденного Еврокомиссией в начале марта. Это означает появление неких новых вводных для России и других поставщиков голубого топлива. С одной стороны, Европа будет стремиться к диверсификации источников поставок газа, с другой - переводить отношения с поставщиками со странового уровня на общеевропейский, выступая с единой позицией. Я думаю, Россия и другие производители газа обязаны учесть это в выстраивании своей энергетической политики.

Как известно, Россия вполне может стать энергетической сверхдержавой. Такую стратегию заявил президент в конце минувшего года.

Уникальное положение страны, обладающей третью мировых запасов сырья, дает нам огромные преимущества, которые могут быть использованы для качественного изменения самой структуры российской экономики. Таким образом, Россия может усилить свое влияние в глобальной политике и экономике. Экспорт газа, помимо текущих коммерческих выгод, дает стране возможность запустить новую модель социально-экономического развития. Принципиальным становится вопрос цены. Необходим уход от нерыночных отношений в этой сфере, что прежде всего затрагивает постсоветское пространство. Требуется совершенствование технологий (в частности, развитие технологии сжижения газа), освоение новых месторождений, развитие транспортной инфраструктуры, создание новых маршрутов транспортировки сырья, таких как Североевропейский газопровод. Не менее важны контроль над инфраструктурными сетями соседей, по территории которых осуществляется транзит нашего газа в Европу, и сдерживание экспансии транснациональных корпораций в стратегически важных для России регионах. Интерес России в том, чтобы развивать и делать максимально выгодными "газовые" отношения и с Европой, и с Азией, и с новыми партнерами, прежде всего США, и со странами бывшего СССР. Что касается самих стран СНГ, то все, что связано с "трубой", имеет для них стратегическое значение. Той же Украине и другим импортерам голубого топлива из числа бывших советских республик нужен наш газ по приемлемым ценам. Он для них - один из гарантов экономической, а значит, и социально-политической стабильности.

Туркмения, Казахстан, Узбекистан - производители газа, они заинтересованы в экспорте по выгодной цене, развитии добычи и транспортной инфраструктуры, росте своего экономического влияния.

Для этого необходимы и технологии, и инвестиции, и "сильные тылы" - ведь в том же ценовом вопросе что Европа, что Индия и Китай будут играть "на понижение", и удержать цену на высоком уровне в одиночку центрально-азиатским республикам будет очень трудно.

Соперничество или сотрудничество?

Таким образом, вырисовывается довольно любопытная картина нефтегазового рынка. Условно здесь можно выделить три составляющих.

Есть Евросоюз, чьи энергетические потребности будут расти. Есть Индия, Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, также стремительно наращивающие свои аппетиты в нефтегазовой сфере.

И есть страны постсоветского пространства. У этих стран есть два пути построения своей энергетической политики: по принципу соперничества, в формате каждый за себя, или по принципу сотрудничества.

До сего дня мы идем скорее по первому пути. Это объяснимо - нас все еще преследуют "фантомные боли" общежития в советской империи.

Каждая из бывших советских республик, в том числе и Россия, стремится доказать свою самостоятельность и значимость в постимперском статусе. Можно, конечно, продолжать такие отношения в области энергетики. Однако, на мой взгляд, правильный путь другой. Путь сотрудничества, экономически обоснованного и взаимовыгодного. Именно эти принципы, положенные в основу энергетического альянса, избавят нас от "фантомных болей" политического характера, позволят развивать ТЭК, а значит, и экономику наших государств, наращивать влияние в глобальной энергетике и геополитике. Полагаю, что оптимальным вариантом такого сотрудничества мог бы стать альянс, о котором я сказал в начале, объединяющий ряд государств: производителей газа и стран транзита на пространстве бывшего СССР, между двумя крупнейшими и перспективнейшими рынками энергоресурсов - европейским и азиатско-тихоокеанским. Вот список возможных участников: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан. Организующая роль России, крупнейшего в мире производителя газа, понятна. Украина и Белоруссия обеспечивают транзит голубого топлива на европейском направлении. Республики Центральной Азии активно развивают газодобычу, выходят на европейский и азиатский энергетические рынки. К потенциальным участникам альянса я отнес бы и Иран, вторую страну в мире по величине запасов природного газа.

В качестве крупного экспортера голубого топлива Иран выглядит очень привлекательно, и его интеграция в возможный альянс - интересная задача на будущее.

Что касается возможной конфигурации альянса, первое, что приходит на ум, - своего рода аналог ОПЕК, только газовый. На мой взгляд, речь должна идти о несколько иной структуре. Что стоит согласовывать, о чем договариваться? Прежде всего это проблемы развития транспортной системы.

Европейский и азиатско-тихоокеанский рынки еще долгое время будут в состоянии поглотить любые объемы голубого топлива. А вот как его доставить - это проблема.

И ее решение в рамках согласованного на основе взаимных выгод подхода гораздо проще, чем каждая страна будет индивидуально думать о строительстве, содержании, безопасности магистральных трубопроводов.

Следующий принципиально важный вопрос - вопрос о цене. Мы имеем дело с крупными покупателями, стремящимися к снижению, насколько это возможно, цен на голубое топливо, в то время как у продавцов другой интерес. Не стоит, я думаю, объяснять, что, выступая единым фронтом, с позиции совокупного доминирования, легче удерживать выгодную для нас цену. Еще один момент, требующий согласования и, безусловно, интересный для потенциальных участников альянса, - согласование доходов и нормы рентабельности в добыче и транспортировке. Найти баланс интересов трудно, но можно. Альянс нескольких стран, добывающих и транспортирующих газ, способствовал бы нахождению такого консенсуса.

Ну и, безусловно, важным направлением работы альянса должно стать стратегическое планирование, прогнозирование развития газовой отрасли. Способом оформления отношений может стать некий Газовый меморандум - документ, определяющий цели, задачи и "правила игры" в газовом бизнесе для государств - участников альянса.

На мой взгляд, не стоит стремиться подписать меморандум немедленно.

Потенциальные участники должны сами осознать выгоду согласованных действий в газовой сфере. Тогда это действительно будет долгий и плодотворный союз.

Вырастет ли дерево само?

Вообще-то говоря, движение в сторону такого союза уже происходит. ОАО "Газпром" ведет активную политику по оформлению отношений в энергетике с украинскими, белорусскими, казахстанскими, туркменскими компаниями. Участвует в разработке месторождений, в поддержании и развитии транспортной инфраструктуры, современных технологий. Те же процессы экономического сближения идут на уровне активно развивающегося ЕврАзЭС. В рамках создания единых принципов регулирования естественных монополий ЕЭП будут разрабатываться правила игры для трубопроводного транспорта. В рамках законодательной власти расширяются контакты на уровне комитетов законодательных органов разных государств, работа в формате Межпарламентской ассамблеи СНГ (кстати, эта структура, возглавляемая председателем Госдумы Борисом Грызловым, может в будущем многое сделать для гармонизации законодательства в сфере энергетики стран - участников альянса).

Можно сказать, сама логика экономического развития толкает наши страны к партнерству - оно нам выгодно, оно делает нас более конкурентоспособными в глобальном масштабе. Но этого мало. Двусторонних соглашений, бизнес-договоренностей, парламентских контактов недостаточно для усиления позиций России и стран СНГ на мировом энергетическом рынке.

Важно, чтобы это стало одним из элементов государственной политики. И здесь многое зависит от внятной позиции правительства.

Назрел вопрос о пересмотре энергетической стратегии РФ в соответствии с задачей построения энергетической сверхдержавы.

А значит, и неизбежно обновление государственных отношений с другими странами в сфере энергетики, либерализация рынка газа, синхронизация и гармонизация этого процесса с аналогичными процессами в странах в зоне наших газовых интересов. Ничего в этом направлении правительством пока не предусматривается. Все больше государств осознают тот факт, что контроль над энергоресурсами, прежде всего над газом, в ближайшем будущем станет важнейшей формой влияния на глобальную экономику.

Все больше правительств и транснациональных компаний объединяют усилия с тем, чтобы оказаться у рычагов этого влияния. Президент России заявил о необходимости создания газового альянса на пространстве СНГ еще три года назад. Сегодня, как никогда, важно активизировать практическую работу по его построению.



Валерий Язев, председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, президент Российского газового общества, доктор экономических наук



Единая Россия, Город: Москва
Дата: 20 Марта 2006



Док. 365680
Перв. публик.: 20.03.06
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 534

  • Язев Валерий Афонасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``