В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Примаков: Когда Копенгаген услышит муэдзинов? Назад
Евгений Примаков: Когда Копенгаген услышит муэдзинов?
Мировое большинство имеет дело с одинаково опасными меньшинствами. На Ближнем Востоке - фундаменталисты исламские. В Европе - фундаменталисты от свободы слова, которые считают, что их якобы профессионализм позволяет плевать на обязательства, а тем более - на чувства людей. Эти "правдолюбцы" весьма своеобразны: те же датские журналисты до этого отказались публиковать шаржи на Иисуса Христа.

Копенгаген - город сказок, черепичных крыш и велосипедов. Образец европейского благополучия на протяжении десятков лет не знал не то что потрясений - вообще конфликтов. Если не считать забастовки пивоваров. А столкновения на религиозной почве вообще были невидалью. Хотя шпили здесь и напоминают минареты, но муэдзина здесь никогда не слышали. В столице Дании нет ни одной мечети.

Зато карикатуристов столько, что на всех уже и телохранителей не хватает. Ханс Мартинсен - один из тех, кого не спрятали. Впервые за полувековую карьеру газетного художника он в Дании чувствует себя неуютно.

"Это все я нарисовал за последние полгода. Смешные рисунки о христианстве, карикатуры на Америку или на фашистов. Но теперь в Дании быть смешным стало опасно", - утверждает он.

В редакции крупнейшей политической газеты Дании "Политикен" - карикатуры последних двух недель: на политиков, артистов и даже на редактора злосчастной "Юлландс-Постен". Теперь верстают очередную. На сей раз - о свободе слова. "Суть картинки - в том, что свобода слова - это не колбаса. От нее нельзя отрезать по ломтику и кормить тем, что осталось", - объясняет художник редактору.

"Вспоминаю опубликованную в немецкой газете карикатуру на Аденауэра - был такой федеральный канцлер в ФРГ, - рассказывает президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков. - В престарелом возрасте он стоит в ночной рубашке, и подпись: "Если эту рубашку поднять сзади, то вы увидите, что Германия разделена. Если поднять спереди, то вы увидите, что она не может воссоединиться". Как видите, даже такие вещи возможны, и это не вызывает каких-то эмоциональных всплесков, какого-то всеобщего протеста и так далее. Но религию нельзя трогать".

В теории разгорающийся конфликт можно было погасить мгновенно, если бы за своих сограждан извинился премьер Дании. Но Расмуссен не стал миротворцем, и датчане узнали, что в стране, где нет минаретов, есть мусульмане.

Школа на окраине, бывший спортзал - не худшее по меркам Копенгагена место пятничной молитвы. Чаще религиозный культ отправляют в заброшенных складах и заводских цехах. Это все, что позволено мусульманину в датской столице. Единственной лавкой исламских товаров заведует этнический датчанин, больше похожий на викинга белокурый имам Абдул-Вахид Педерсен.

"У нас есть мусульманские головные уборы из Омана, есть индонезийские, есть и из Пакистана. Их нужно надевать в мечети, а индонезийцы, например, их постоянно носят. Несмотря на недорогую цену, пока еще их берут редко", - рассказывает он.

Жизнь мусульманина в Копенгагене тишайшая. Глухие кварталы - исламские гетто, несколько школ подальше от центра, да магазинчики там же. Может, потому умиротворенная Дания и не заметила, как наступает на грабли?

"В Дании не удалось сделать так, чтобы приезжие почувствовали себя равными, как дома. Здесь потеряли баланс. Дания проспала важный урок", - считает Абдул-Вахид Педерсен.

Может, и проспала, но разбудила всех. Исламский Восток сжигает в виде датских флагов европейскую свободу слова. Европа бьет уже опробованным оружием, печатая и перепечатывая скандальные карикатуры. Волна на волну. Чья перехлестнет.

Перепечатками не занимались в России и Англии. Лондонское агентство "Популюс" попыталось найти в противостоянии момент истины, предложив британцам два вопроса. Первый: должны ли мусульмане принять принципы свободы слова, которые означают, что газета может публиковать такие карикатуры, которые хочет? Второй: газеты имеют право публиковать всё, что хотят, но не оскорбляя религиозные чувства. И на тот и на другой положительно ответило большинство - примерно по 65 процентов.

Но и Британия не избежала протестов. Да таких, что Дания не знала. За одни лозунги можно пойти под суд. Европейцам прочат повторение 11 сентября и буквально призывают "рубить головы тем, кто оскорбляет ислам". Реакция полиции: ни один человек не арестован. Лишь снимают всех на видео. Пока, вероятно, это единственный вариант поведения, чтобы не дать пожару разгореться.

В России тоже попытались приобщиться. Казанская торговая сеть "Эдельвейс" объявила о бойкоте датских товаров. Правда, осмотрительно отменила через считанные дни. А вот чеченский и.о. премьера Рамзан Кадыров взял да и выдворил немногочисленный датский контингент из республики.

"Мы больше не будем допускать к себе датские организации, которые здесь присутствовали. И именно по этому поводу. Они играют на религиозных чувствах миллиардов людей", - заявил Кадыров.

"Заявление исполняющего обязанности председателя правительства Чеченской республики - возможно, это его личное заявление. Это еще не решение правительства. Я думаю, что такие заявления надо сначала по крайней мере провести через орган власти. Я рассматриваю его только как личное заявление", - отреагировал спикер Госдумы Борис Грызлов.

Иранская волна накатила последней, потому и вышла точно просчитанной. Ответное оскорбление - конкурс карикатур на холокост. И для пущей издевки - приглашение поучаствовать художникам из Европы.

"Сейчас нужно заставить их проглотить их собственную пилюлю, поступить так, как они поступили с нами", - заявляет директор международного конкурса карикатуры Давуд Казими.

Проглотит ли это Европа с ее болезненной памятью о холокосте и трепетным отношением к свободе слова? Российские дипломаты двух разных поколений демонстрируют единодушие.

"Такие вещи тоже просто нельзя делать. Это неумный ответ на то, что сделали неумные датчане", - считает Евгений Примаков.

"Это возмутительно - так же, как и возмутительно любое подстрекательство к издевательству над религией, как и само издевательство. Я уже упоминал и скажу еще раз: свобода слова не может приравниваться к праву на абсолютную безответственность", - убежден глава МИД РФ Сергей Лавров.

Безответственность - слово, которое в Копенгагене произносят все чаще, пытаясь найти объяснение, почему же Дания? И некоторые находят. Два года правящая партия выдавливала иноверцев из государства.

"Общество, которое было в Дании, привлекало иммигрантов. Но сейчас оно исчезло, иммиграция почти остановилась. Может быть, именно поэтому мусульмане так разъярены. Здесь им не дают выжить. Даже жениться на датчанке приезжий может, лишь когда ему исполнится 24. Трудно быть иммигрантом в Дании", - подчеркивает политический обозреватель газеты "Политикен" Андерс Йериков.

Теперь под ударом - еще и экономика. Датские фермеры ждут падения доходов. Молоко - главный продукт, который страна поставляет на ближний восток. Промышленные гиганты переживут. Мелких частников ждет непривычная экономия.

"Я только что уведомил человека, который помогает мне на ферме, чтобы он искал к лету себе другую работу. На всякий случай нужно сокращать расходы", - сокрушается фермер Коре Ларсен.

Смятение, царящее в Дании, уже очень похоже на испуг. Построить мечеть в Копенгагене призывают даже лютеранские священники. Так что в датской столице, вероятно, все-таки услышат муэдзина.

К чести для России, ни в одной известной нам газете печально знаменитых карикатур не напечатали, а телеканалы их штрихуют. При всей завидности положения со свободой слова в Европе, с культурой слова на этот раз в России лучше. Возможно, потому что в России к слову вообще особое отношение.



12.02.2006

http://www.vesti7.ru/archive/news?id=8127

Максим Киселев

Док. 365442
Перв. публик.: 12.02.06
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 613

  • Примаков Евгений Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``