В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Предложения к плану действий в топливно-энергетической сфере участников Шанхайской организации сотрудничества Назад
Предложения к плану действий в топливно-энергетической сфере участников Шанхайской организации сотрудничества
Справка для доклада на Парламентских слушаниях в Совете Федерации.

Сегодня, когда формируются новые геополитические комплексы для решения проблем ресурсно-транспортного обеспечения, Средняя Азия становится фокусом, в котором сходятся усилия соперничества одновременно нескольких мировых центров - США, Евросоюза, России и Китая. Формы этого соперничества - сегодня и в перспективе - могут быть различными: от классической рыночной конкуренции до открытого военного противостояния с вовлечением в него крупнейших военно-политических блоков, в том числе НАТО. Пока с равной вероятностью может реализоваться любой из этих сценариев. Какой из них станет главным, зависит от того, какая инфраструктура будет сформирована прежде - рыночная или военно-политическая.

Шанхайская организация сотрудничества может стать существенным фактором формирования рыночной инфраструктуры, но при определенных условиях, так как входящие в ШОС Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, входят также и в другие международные организации. Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан входят в ЕврАзЭС. В обоих случаях одним из лидеров этих организаций является Российская Федерация.

С другой стороны, перечисленные государства участвуют в организованном по инициативе Евросоюза международном энергетическом проекте "Бакинская инициатива", в котором также принимают участие Туркменистан, Азербайджан, Грузия и другие, в том числе, Российская Федерация. Евросоюз активно и успешно формирует единый энергетический рынок не только на своей территории, но и в регионах стран-соседей, а также в странах транзита поставки энергоресурсов из источников, альтернативных российским. С 1 июля 2006 года официально "заработало" "Энергетическое сообщество" (Energy Community), в состав которого входят страны Евросоюза-25, государства Юго-Восточной Европы, Норвегия, а в качестве наблюдателей приглашены Молдова, Норвегия, Турция и Украина. Старт "Энергетического сообщества" (ЭС) был достаточно активным - уже 17 ноября 2006 года по рынкам электроэнергии и газа утверждены "дорожные карты" и "планы действий" балканских стран-участниц ЭС, в том числе и международной администрации Косово.

Таким образом, наблюдается быстрая интеграция энергетических рынков на принципах Евросоюза в Юго-Восточной Европе, Южном Кавказе и в Средней Азии. Южнее этого региона установить контроль над нефте- и газодобывающими государствами пытаются США. Пересечение политических интересов Евросоюза, Китая, России и США в деятельности по обеспечения доступа к энергоресурсам и их транзита в Европу и к океанским портам происходит на территории бывших среднеазиатских республик Советского Союза. Кстати, они также участвуют в международной программе Евросоюза ТРАСЕКА по созданию транспортного коридора Европа-Каказ-Азия. Следовательно, в перспективе среднеазиатские государства могут быть либо потеряны для Шанхайской организации сотрудничества, либо должны быть вовлечены в общую для Евросоюза, Китая и России транспортно-энергетическую политику. Поэтому, ключевое значение для существования стабильной системы сотрудничества стран ШОС в топливно-энергетической сфере является гармонизация национальных законодательств и стандартов, а также объединение энергетических рынков ШОС и стран, входящих в "Бакинскую инициативу", "Энергетическое сообщество" на общей нормативной основе, в том числе, возможно, на основе модернизированной Энергетической Хартии или замещающего ее нового документа (Евроазиатской Энергетической Хартии) глобального евроазиатского сотрудничества. Может оказаться целесообразным формирование Евроазиатского транспортно-энергетического альянса для реализации в этом регионе сценария мирного рыночного разрешения энергетической проблемы.

Что касается деятельности Энергетического Клуба ШОС, то могут быть одновременно реализованы несколько вариантов: в формате объединений (секций клуба) производителей энергоресурсов, поскольку в условиях роста мирового энергодефицита им в большей степени приходится заниматься сохранением собственного суверенитета. Наибольший интегрирующий эффект может быть получен от создания Секции Реэнергетики, обеспечивающей международное сотрудничество (без ущерба для суверенитета участников) в сфере возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения. Увеличение выработки возобновляемой энергии, уменьшение потребления энергоресурсов, повышение эффективности преобразования и использования энергии могут стать важным фактором, предотвращающим драматический перевод проблемы энергетической безопасности в плоскость международного военного противостояния государств и блоков.



В.Б. Иванов, М.Н. Ермолович
3 сентября 2007
URL: http://www.ivanovvb.ru/publications/index.1.php

Док. 365400
Перв. публик.: 03.09.07
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 291

  • Иванов Валентин Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``