В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Виктора Семенова журналу FOOD REPORT Назад
Интервью Виктора Семенова журналу FOOD REPORT
Виктор Семенов, депутат Государственной думы РФ, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере, председатель Ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС), экс-министр сельского хозяйства РФ, является сегодня, по признанию экспертов, одной из наиболее значимых фигур на аграрном рынке России.

После очередной своей победы на декабрьских думских выборах г-н Семенов прокомментировал FR общие итоги прошедшего агрогода и рассказал о ближайших законодательных планах в области сельского хозяйства. Конечно, основная тема беседы сложилась вокруг наиболее значимых явлений и тенденций, имевших место в базовых секторах продовольственного рынка в 2003 г.

Виктор Александрович, как Вы оцениваете итоги осеннего урожая зерновых, а также сложившуюся на сегодняшний день ситуацию на рынке хлебобулочных изделий?

Рынок зерновых и зернобобовых культур является стержневым для всего продовольственного сектора. Ведь именно здесь закладывается около 70% прибыли сельского хозяйства. К сожалению, сегодня ситуация на этом поле довольно тревожная. В 2002 г. мы имели сравнительно неплохой урожай, и цена резко пошла вниз. В бюджете были заложены средства на закупочные интервенции. Однако, несмотря на очевидную необходимость срочного их проведения, из-за позиции финансово-экономического блока в правительстве закупки были проведены только в ноябре, т. е. с опозданием в три месяца, что привело к обвалу цен на зерно. Более того, они были проведены в минимальном объеме и лишь по продовольственной пшенице, хотя в стабилизационном фонде тогда содержались серьезные средства. Государство не выполнило своих функций по регулированию рынка и пополнению запасов. В результате зерно "ушло" на экспорт.

В прошедшем году, как и ожидалось, погода не порадовала. Да не только нас. Наши соседи на Украине по аналогичным причинам получили ситуацию даже на порядок более сложную. Этот факт оказывает дополнительное, негативное воздействие на нас. В результате государство вынуждено сегодня предлагать крайне непопулярные меры, вводя экспортные пошлины на зерно, которые, вероятно, тоже окажутся запоздалыми. Особенно обидно наблюдать ситуацию на рынке фуражного зерна. Квотирование импорта мяса, введенное с апреля 2003 г., могло обеспечить рост собственного мясного производства до конца 2003 г. на 5%. Соответственно растет потребность в фураже. Но на рынке его нет. Означает это лишь одно - рост цен, который в состоянии заглушить наметившиеся положительные тенденции.

Думаю, для многих сегодня не вызывает сомнения необходимость государственного регулирования продовольственного рынка. Устойчивое развитие производства продовольствия в стране без этого просто невозможно. Обидно наблюдать очевидные ошибки в реализации этой политики. И искренне надеюсь, что полученный опыт не позволит их совершить вновь.

Что касается хлебобулочных изделий, на мой взгляд, настал момент, когда в правительстве должны принять решение о вводе ограничения на торговую наценку в сегменте хлебобулочной продукции. Разница цен между хлебозаводом и розницей по социально значимой номенклатуре не может превышать 10 - 15%. Принятие же таких мер будет стимулировать торговцев хлебом, которые умудряются сегодня зарабатывать здесь до 50%, искать успех в расширении собственной товарной номенклатуры за счет более дорогих позиций.

Каким образом введенная в прошедшем году процедура квотирования на импорт мяса-сырья повлияла на развитие ситуации в секторе?

В начале года на рынке мяса наблюдалась достаточно нестабильная ситуация, когда, в частности, цены на свинину были чрезмерно подвижны. На ситуацию значительно повлияли демпинговые операции с бразильской свининой. Все это происходило при отсутствии оперативной регулирующей роли государства. Далее, как я уже говорил, последовало введение квот, что во многом позволило постепенно нормализовать ситуацию и обеспечить условия устойчивого развития. Сегодняшнее же повышение цен в секторе, на мой взгляд, никак не связано с процедурой квотирования. Основной причиной здесь стал рост цен на энергоресурсы. По введенному в прошедшем году порядку квотирования импорта мяса-сырья нужно отметить, что экспертам из правительства и Мясного союза России еще предстоит серьезная работа по оптимизации данной процедуры, памятуя об интересах профильного инвестора, играющего в секторе определяющую роль. Результаты от таких совместных действий игроки рынка вправе ожидать уже в 2004 г.

Насколько актуальна, на Ваш взгляд, подобная проблема квотирования импорта для современного отечественного молочного рынка?

В ближайшем же будущем подобные меры также должны быть приняты на молочном рынке, в частности, по импорту сухого молока и масла сливочного. Убежден, свободных цен на молочное сырье быть не должно. Лишь региональные органы власти и местные молочные союзы в состоянии определять здесь адекватные цены на год вперед.

Среди других насущных проблем сектора необходимо выделить вопрос о стандартизации масла сливочного, который до сих пор остается открытым.

В течение всего 2003 г. шла работа по подготовке и принятию "Закона о производстве и обороте спирта и спиртосодержащей продукции". Как Вы оцениваете ее сегодняшние промежуточные результаты?

Работа здесь велась достаточно лениво и противоречиво. На сегодняшний день она весьма далека от законченного состояния. Общественность алкогольного сектора, на мой взгляд, крайне разобщена, малоактивна и не демонстрирует стремления к какой-либо консолидации в определении собственных позиций. Поэтому до тех пор, пока такая ситуация будет определять положение дел на этом рынке, ожидать какие-либо серьезные изменения здесь даже не стоит.

Показательна и симптоматична здесь явная разобщенность именно "цивилизованных" операторов отечественного алкогольного рынка. Создается впечатление, что теневой сектор, которому сложившееся положение выгодно, стимулирует данный процесс. К сожалению, такая задача на сегодняшний день им достаточно успешно решается.

Сегодня одним из наиболее динамичных на рынке напитков, по данным исследователей, является сектор натуральных соков. Однако их перспективные оценки, да и взгляды действующих здесь операторов, заметно расходятся. Дайте оценку, какие факторы являются, на Ваш взгляд, определяющими в расчете роста емкости данного сектора, а также в определении периода его насыщения?

Я оцениваю перспективу роста данного сектора периодом в четыре года. Основным же критерием в анализе ситуации считаю рост заработной платы. Данный показатель, по моей оценке, в течение указанного периода будет достаточно устойчивым, что во многом определит здесь поступательную динамику. Хотя необходимо констатировать, что в данном секторе сегодня наблюдается достаточно плотная конкуренция. Поэтому многое в ближайшее время в секторе определят маркетинговые шаги персонально каждого из операторов - будь то упаковка, дилерская сеть, рекламная поддержка или что-то иное. Хотелось бы, чтобы этому рынку не помешали заявления ВОЗ о сомнениях в пользе данного продукта.

Все ли из запланированных аграрных инициатив Вам как парламентарию удалось реализовать в течение прошедшего "думского цикла"? Каким сельхозтемам на предстоящих парламентских обсуждениях суждено, на Ваш взгляд, стать наиболее насущными?

Из наиболее актуальных достижений явно выделяется принятие долгожданно го единого сельхозналога. Рабочим финансовым инструментом в сельском хозяйстве становится субсидированный кредит. В бюджете на 2004 г. прописана строка о мерах по социальному развитию села. Также к достижениям последних лет необходимо отнести тот факт, что товарно-закупочные интервенции стали реальным рычагом регулирования на зерновом рынке. Утверждение порядка квотирования импорта мяса - с учетом предстоящих доработок шаг весьма необходимый и принципиальный. Как мной уже отмечалось, в ближайшее время аналогичные меры по импорту ждут секторы сухого молока и масла сливочного. Идеологически и политически нами получено подтверждение президента и премьер-министра страны о необходимости принятия закона "О развитии сельского хозяйства". В рамках прошедшей парламентской сессии его просто физически не успели подготовить. Это основной момент, которым мы в рамках агропромышленной проблематики будем заниматься в течение ближайшего парламентского год. Закон прямого действия призван автоматизировать и упростить механизмы принятия решений в области госрегулирования рынка и создания условий его стабильного развития.



Журнал Food Report, No1
2004 г.
http://www.viktor-semenov.ru/pub/?nid=58



Док. 365255
Перв. публик.: 05.09.04
Последн. ред.: 05.09.07
Число обращений: 244

  • Семенов Виктор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``