В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Язев, председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи: Как рождается закон Назад
Валерий Язев, председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи: Как рождается закон
Окончание весенней сессии - хороший повод, чтобы поговорить о некоторых итогах деятельности депутатов Государственной Думы, о сути и эффективности законотворчества. Тем более что помимо очевидного повода есть и другие - 100-летие российского парламентаризма, близящиеся выборы. Каков вклад в законотворческую деятельность одного из ключевых комитетов Госдумы - Комитета по энергетике, транспорту и связи? С этого вопроса началась наша беседа с председателем комитета Валерием Язевым .
- Заглянув в статистику, мы, признаться, сами удивились: сколько, оказывается, сделано! За два с половиной года с начала созыва проведено 74 заседания комитета, рассмотрено 459 вопросов, из них 143 законопроекта. Принято 10 федеральных законов. Свыше 30 законопроектов находятся в работе.
- Валерий Афонасьевич, Думу нынешнего созыва иногда обвиняют в штамповании законов, недостаточном внимании к их содержанию и последствиям, особенно если речь идет о правительственных законопроектах...
- Говорить о том, что Государственная Дума штампует законы, не глядя ни на их смысл, ни на общественную реакцию, совершенно несправедливо. Скорее наоборот. Время предъявляет новые требования к работе законодателей. Принципиально важным становится общее понимание властью и обществом сути и концепции парламентской деятельности. Сложилась многосторонняя связь между законодателями, исполнительной властью, общественными институтами, экспертными сообществами. Мы стремимся к всесторонней оценке рассматриваемых нами проектов. И используем для этого все инструменты, предусмотренные Регламентом Государственной Думы.
- О каких инструментах идет речь?
- Прежде всего мы проводим парламентские слушания по наиболее актуальным темам, таким, как освоение шельфов северных морей, работа гидроэнергетики в условиях реформирования отрасли, развитие авиационного транспорта, создание трубопроводных систем Восточной Сибири и Дальнего Востока. Слушания - эффективный механизм консультаций со всеми заинтересованными сторонами, равно как и экспертный совет, созданный при комитете, а также отраслевые союзы, среди которых Российское газовое общество и Союз нефтеэкспортеров (СОНЭК). Это позволяет нам учитывать точку зрения общественных, профессиональных, экспертных кругов. Кроме того, мы поддерживаем рабочие отношения с профильными министерствами и ведомствами.
Не менее важны для нашей работы и поездки в регионы, на предприятия.
Совсем недавно, например, мы проводили выездное заседание комитета на железнодорожном полигоне в Щербинке, а на днях проведено Всероссийское совещание, посвященное транспортным вопросам, в Екатеринбурге. Так что мы очень кропотливо работаем над тем, чтобы наши законопроекты отвечали интересам общества.
- Можно ли говорить о реальном влиянии законодателей на положение дел в отраслях?
- Современное мировое экономическое устройство таково, что процветание и развитие любой сферы невозможно без соответствующего институционального и законодательного обеспечения. Это в полной мере касается ТЭК. Простой пример. "Газпром" сегодня стал третьей в мире компанией. Немалую роль в таком его росте сыграл принятый Государственной Думой в конце 2005 года закон, предусматривающий закрепление за государством контрольного пакета акций ОАО "Газпром" и либерализацию рынка акций общества. Именно он сделал понятными "правила игры" и статус компании, повысил ее прозрачность, привлек внимание инвесторов. Нашу заслугу в успехе "Газпрома" признали все аналитики. А хорошая работа компании в свою очередь несет очевидную пользу экономике страны - газовая отрасль у нас действительно является локомотивом ее развития.
Без должного законодательного обеспечения невозможна реализация ни одного из масштабных проектов в сфере ТЭК.
- А цены на бензин не являются предметом внимания комитета?
- Мы работаем в этом направлении. Комитетом проведен ряд исследований состояния и динамики рынка нефтепродуктов, подготовлены предложения по совершенствованию ценообразования и защите конкуренции, обеспечения качества моторных топлив и масел. Кроме того, мы готовили предложения по стимулированию рациональной разработки месторождений углеводородного сырья, в том числе за счет дифференцированного налогообложения.
Судя по тому, какие задачи поставил Президент в бюджетном Послании - определить нулевую ставку по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для вновь вводимых в эксплуатацию нефтяных месторождений, расположенных в Восточной Сибири и на континентальном шельфе Российской Федерации, установить понижающие коэффициенты к ставке этого налога по выработанным месторождениям, проработать вопрос о дифференциации ставок акцизов на бензин в зависимости от его качества, - нас услышали.
- Что будет с атомной энергетикой?
- Большое внимание уделяется созданию нового поколения атомной энергетики на основе замкнутых топливных циклов. Правительством Российской Федерации с учетом позиции Государственной Думы принято решение возобновить строительство блока БН-800 Белоярской АЭС.
Комитет оказывает большое содействие в решении вопросов бюджетного финансирования по приоритетным объектам. В рамках специальной комиссии изучены вопросы законодательного обеспечения безопасности и страхования рисков в отрасли.
Что касается изменений в структуре отрасли, для рассмотрения программы ее развития на заседание комитета приглашен руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко. Мы ждем его в конце июня.
- О транспорте и дорогах в России принято говорить как о ее главнейших бедах. Вот уж есть где развернуться законодателю!
- Транспортное законодательство нуждается в серьезной модернизации. Основной проблемой является выработка целостной политики для обеспечения функционирования транспортного комплекса как системы с оптимальной структурой грузо- и пассажироперевозок. На решение проблемы направлен проект федерального закона "О транспортной безопасности". Ряд вопросов решается в рамках отдельных законопроектов по видам транспорта.
Требуются проект федерального закона о прямом смешанном сообщении, уточненные редакции транспортных кодексов и уставов. Необходим закон о безопасной эксплуатации транспортных средств. Работы очень много.
- Успевают ли законодатели за прогрессом в такой наиболее динамично развивающейся отрасли, как связь?
- Стараемся. Совершенствование практики законодательного регулирования естественных монополий в отрасли с учетом быстрого роста инфраструктуры и распространения новых технологий - одна из центральных тем. Комитет при участии Мининформсвязи России, других заинтересованных ведомств и отраслевых организаций осуществляет мониторинг правоприменительной практики на основании Федерального закона "О связи". Принят и готовится к принятию ряд поправок к закону, уточняющих порядок государственного регулирования отрасли. Ведется обсуждение концепции реорганизации ФГУП "Почта России".
Принята поправка к Закону "О связи", вводящая принцип оплаты звонков стороной - инициатором соединения...
- По поводу этой поправки в преддверии вступления закона в силу звучит очень много критики. Говорят, звонить станет дороже для всех.
- Введение принципа "платит звонящий" соответствует общепринятой европейской практике. Кроме того, когда шла подготовка законопроекта, проводилась его многосторонняя экспертная оценка. Эксперты по соответствующим направлениям дали благоприятное заключение. Сегодня появились определенные опасения. Надо понять, насколько они соответствуют действительности. И потом давайте не будем забывать, что компании, разумеется, стремятся заработать на всем. Обоснованность излишне активного "зарабатывания", в том числе в этом случае, - предмет заботы исполнительной власти. Проконтролировать ситуацию с переходом на систему "платит звонящий" должны соответствующее министерство и надзорные службы.
- Не за горами, пожалуй, самое важное событие года в области большой политики - саммит "восьмерки" в Санкт-Петербурге. Одна из главных заявленных тем - глобальная энергетическая безопасность - явно близка Комитету по энергетике, транспорту и связи. Участвовал ли он каким-то образом в разработке рекомендаций к саммиту?
- Да, конечно же, мы не могли остаться в стороне. Подготовлены предложения в области инновационного развития атомной энергетики и контроля за нераспространением ядерных материалов, создания объединенных электроэнергетических систем России, стран СНГ и ЕС, развития инфраструктуры магистральных нефте- и газопроводов, гармонизации законодательств стран-участниц в целях рационального использования ресурсов и обеспечения гарантий энергетической безопасности.
Кроме того, комитетом проведена комплексная оценка последствий вступления России в ВТО для отраслей энергетики, транспорта и связи. Тема ВТО наверняка возникнет на будущей встрече. Наша позиция: ВТО любой ценой России не нужна. Надеюсь, наши партнеры по "восьмерке" все правильно поймут и услышат как по вопросу ВТО, так и по теме энергетической безопасности. Тем более что обеспечить ее без России просто невозможно.



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 23 Июня 2006

Док. 365072
Перв. публик.: 23.06.06
Последн. ред.: 04.09.07
Число обращений: 474

  • Язев Валерий Афонасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``