В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Язев: Законы энергетике диктует жизнь Назад
Валерий Язев: Законы энергетике диктует жизнь
Глобальная энергетическая безопасность стала одной из ключевых тем прошедшего в Санкт-Петербурге саммита "Большой восьмерки". И Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи не остался в стороне, активно участвовал в подготовке рекомендаций к саммиту. О проблемах энергетики, транспорта и связи наша беседа с председателем профильного комитета Госдумы Валерием ЯЗЕВЫМ .
- Энергетику называют опорой экономики России. Нефтяная и газовая отрасли процветают и наполняют деньгами российский бюджет. Насколько велико влияние законодателей на этот процесс?
- Современное мировое экономическое устройство таково, что процветание и развитие любой сферы невозможно без соответствующего институционального и законодательного обеспечения. Это в полной мере касается топливно-энергетического комплекса. Простой пример: "Газпром" сегодня стал третьей в мире компанией. Немалую роль в таком его росте сыграл принятый Госдумой в конце 2005 года закон, предусматривающий закрепление за государством контрольного пакета акций "Газпрома" и либерализацию рынка акций общества. Именно он сделал понятными "правила игры" и статус компании, повысил ее прозрачность, привлек внимание инвесторов. Нашу заслугу в успехе "Газпрома" признали все аналитики. А успех компании в свою очередь несет очевидную пользу экономике страны - газовая отрасль у нас действительно является локомотивом ее развития.
Без должного законодательного обеспечения невозможна реализация ни одного из масштабных проектов в сфере ТЭК, о которых сейчас столько говорят, - ни газификация регионов России, ни строительство магистрального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, ни освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока.
- Нефть гоним за рубеж, а цены на бензин растут. Сколько говорилось о необходимости законодательно менять ситуацию в налогообложении "нефтянки", с тем чтобы остановить тенденцию быстрого роста цен на топливо...
- Вы правы, изменения в законодательстве действительно являются обязательным условием нормализации ситуации на топливном рынке. Мы работаем в этом направлении. Комитетом проведен ряд исследований состояния и динамики рынка нефтепродуктов, подготовлены предложения по совершенствованию ценообразования и защите конкуренции, обеспечения качества моторных топлив и масел. Кроме того, мы готовили предложения по стимулированию рациональной разработки месторождений углеводородного сырья, в том числе за счет дифференцированного налогообложения.
Должен заметить, эти предложения были услышаны. В самом конце весенней сессии были приняты поправки в Налоговый кодекс, вводящие нулевую ставку НДПИ для новых месторождений и месторождений с высокой степенью выработанности. Это должно создать условия для эффективного инвестирования в освоение нефтяных ресурсов на новых месторождениях и продлить сроки рентабельной разработки старых месторождений.
На нормализацию ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов направлены поправки в Налоговый кодекс, меняющий действующий порядок применения акцизов в отношении нефтепродуктов за исключением прямогонного бензина, и поправки в кодекс Таможенный, синхронизирующие сроки вступления в силу решений о корректировке ставок вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Эти законы уже прошли одобрение в Совете Федерации.
- А как идет реформа электроэнергетики?
- Безусловно, осуществлять оценку хода реформы электроэнергетики и проводить соответствующую корректировку законодательства нужно. Так, были внесены поправки, уточняющие сроки разделения деятельности по диспетчеризации и передаче электроэнергии от ее производства и продажи. В целях совершенствования государственного регулирования принят закон об уточнении сроков установления предельных уровней тарифов до внесения в Государственную Думу проекта бюджета на следующий год.
Кстати, я не могу не отметить важную роль, которую комитет сыграл в ходе работы парламентской комиссии по расследованию аварии в энергетической системе Москвы в мае прошлого года. Были составлены рекомендации в отношении Правительства и РАО ЕЭС по усилению технической безопасности. При этом проблема роста энергодефицита, о которой активно заговорили после кризиса, никуда не делась, напротив, она становится все острее для многих городов России. Наращивание мощностей - это вопрос инвестиций и тарифной политики. Решать эти проблемы также необходимо, в том числе при помощи законодательных инструментов.
- Что будет с атомной энергетикой?
- Большое внимание сегодня уделяется созданию нового поколения атомной энергетики на основе замкнутых топливных циклов. Правительством с учетом позиции Госдумы принято решение возобновить строительство блока БН-800 Белоярской АЭС. Кстати, в этом есть немалая заслуга партии "Единая Россия".
Что касается изменений в структуре отрасли, то их мы обсуждали на недавнем заседании комитета, куда был приглашен руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко. При обсуждении планов реструктуризации отрасли есть ряд вопросов, связанных с критериями формирования ядерного энергопромышленного комплекса, принципами обращения с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами, сохранением научно-технологической базы. Важно, чтобы реформа атомной отрасли не ослабила ядерный оружейный комплекс и усилила наши позиции на мировом рынке услуг и технологий.
- Одна из главных тем прошедшего саммита "Большой восьмерки" - глобальная энергетическая безопасность. Не могли бы вы подвести итоги саммита в этой сфере?
- Конечно же, комитет не мог остаться в стороне, были подготовлены предложения в области инновационного развития атомной энергетики и контроля за нераспространением ядерных материалов, создания объединенных электроэнергетических систем России, стран СНГ и ЕС, развития инфраструктуры магистральных нефте- и газопроводов, гармонизации законодательств стран-участниц в целях рационального использования ресурсов и обеспечения гарантий энергетической безопасности.
По итогам саммита можно сказать: да, наши партнеры по "восьмерке" понимают, что обеспечить глобальную энергетическую безопасность без России просто невозможно. Наша страна может и должна стать одной из точек опоры в системе международных обязательств в энергетической сфере. Только тогда мир будет хоть сколько-нибудь готов к энергетическим вызовам будущего.
- В сфере транспорта и дорог законодателю есть где развернуться, нерешенных проблем много. Какие здесь приоритеты?
- Действительно, транспортное законодательство нуждается в серьезной модернизации. Основной проблемой является выработка целостной политики для обеспечения функционирования транспортного комплекса как системы с оптимальной структурой грузо- и пассажироперевозок. На решение проблемы направлен проект федерального закона "О транспортной безопасности". Ряд вопросов решаются в рамках отдельных законопроектов по видам транспорта. Требуются проект федерального закона о прямом смешанном сообщении, уточненные редакции транспортных кодексов и уставов. Необходим закон о безопасной эксплуатации транспортных средств. Работы очень много.
Кстати, не могу не отметить очевидный прогресс в многолетней работе над законом о магистральном трубопроводном транспорте, заканчивается его подготовка ко второму чтению. С его помощью можно будет решить актуальные вопросы собственности в сфере магистральных трубопроводов, привлечения частных инвестиций, доступа к ним, формирования тарифов, безопасной эксплуатации, режима землепользования. Это подтолкнет развитие трубопроводных систем, в том числе магистральных, дальнейшую газификацию регионов, развитие инфраструктуры.
- Одно из самых ярких публичных мероприятий комитета - в Государственном Кремлевском дворце состоялась вторая церемония награждения лауреатов Национальной общественной премии транспортной отрасли России "Золотая колесница". Похоже, это становится хорошей традицией...
- Развитие национальной транспортной инфраструктуры, ее эффективное функционирование - задача не только экономическая, но и политическая, социальная. Учреждение Национальной общественной премии транспортной отрасли направлено на пропаганду достижений лучших транспортных предприятий, их руководителей, транспортных услуг высокого качества, развития транспортной системы в регионах. Мероприятия по вручению самой престижной общественной транспортной награды, учрежденной Комитетом Госдумы по энергетике, транспорту и связи и Министерством транспорта РФ, в этом году продлились два дня. Сначала в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты России состоялось награждение дипломами номинантов "Золотой колесницы" - 65 лучших транспортных компаний страны, выявленных в результате трехэтапного конкурсного отбора. За истекший год престиж премии значительно повысился. Если в прошлом году в конкурсе участвовали около 60 компаний, то теперь их количество возросло до 198. Во второй же день лучших транспортников поздравляли в Кремлевском Дворце популярные артисты, известные деятели искусства, театра, кино на яркой праздничной церемонии. И мне очень приятно, что идея получила широкую поддержку регионов. Я буду очень рад, если вручение премий лучшим в транспортной отрасли станет доброй ежегодной традицией.
- Что происходит на таком важном для развития современной экономики направлении, как связь? Успевают ли законодатели за прогрессом в этой наиболее динамично развивающейся отрасли?
- Стараемся. Совершенствование практики законодательного регулирования естественных монополий в отрасли с учетом быстрого роста инфраструктуры и распространения новых технологий - одна из центральных тем. Комитет при участии Мининформсвязи, других заинтересованных ведомств и отраслевых организаций осуществляет мониторинг правоприменительной практики на основании Федерального закона "О связи". Принят и готовится к принятию ряд поправок к закону, уточняющих порядок государственного регулирования отрасли. Ведется обсуждение концепции реорганизации ФГУП "Почта России".
Принята поправка к Закону "О связи", вводящая принцип оплаты звонков стороной - инициатором соединения. Введение принципа "платит звонящий" соответствует общепринятой европейской практике. После введения закона с 1 июля появились определенные опасения. Надо понять, насколько они соответствуют действительности, дать закону поработать и уже потом делать выводы. И потом, давайте не будем забывать, что компании, разумеется, стремятся заработать на всем. Обоснованность "зарабатывания" в том числе в этом случае - предмет заботы исполнительной власти. Проконтролировать ситуацию с переходом на систему "платит звонящий" без злоупотреблений должны соответствующее министерство и надзорные службы.
________________________________________
В 2005 2006 годах результативность законотворческого процесса заметно выросла. Принято свыше 10 федеральных законов, больше 30 законопроектов находятся в работе.



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 26 Июля 2006

Док. 365029
Перв. публик.: 26.07.06
Последн. ред.: 04.09.07
Число обращений: 520

  • Язев Валерий Афонасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``