В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Примаков: ХАМАС выторговал время Назад
Евгений Примаков: ХАМАС выторговал время
Воскресным вечером "Вести недели" получили достоверную информацию о том, что делегация Ирана, улетев на переговоры с "евротройкой" в Вену, оттуда в Тегеран возвращалась опять через Москву. То есть переговоры всё-таки продолжаются. Это важно. Вопрос - к чему они приведут. Сам Иран в воскресенье делал многозначительные намеки. Например, вроде грозил: если завтра МАГАТЭ примет не то решение, возобновится обогащение урана. Но оговаривается: обогащение не до оружейного уровня. А на неделе посредничество России было как бы двойным. Продолжались, вернее, наконец стартовали переговоры и с ХАМАСом.

Кутаясь и ёжась от мороза, палестинская депутация осматривала Московский Кремль. В это время грозного вида несговорчивые бородачи были уже куда менее напряжены, чем по приезде. Хотя им, действительно, холодно и даже холоднее, чем могло бы быть. Грудь открыта, ведь многие - без галстуков, как это принято у истых мусульман из ХАМАСа и из Ирана, которых многие считают не меньшей опасностью и для Москвы. Что может Россия сделать, чтобы эту опасность снизить?

Сегодня же у палестинцев была встреча с патриархом. Он напомнил, что Палестина - святая земля и для христиан, и выразил надежу на сосуществование на Ближнем Востоке и христиан с мусульманами, и обоих государств - еврейского и палестинского, как гласят решения ООН. В частности, признания Израиля ХАМАСом и желает мировое сообщество, чьим посредником в эти дни стала Москва.

Палестинцев водили и по мемориалу на Поклонной горе. Было слышно, как экскурсовод, сам ветеран Великой Отечественной, говорит: "Я - артиллерист, разведчик. А вы - из какого рода войск?"

На Западе ХАМАС считают террористами, но к власти они пришли вполне законно - в рамках американского же лозунга о "свободных выборах" теперь и на Ближнем Востоке. Вот, кстати, и думай после этого, что лучше: стабильная диктатура или вот такая демократия. Впрочем, ни с палестинской демократией, ни с иранской теократией американцы вести прямые переговоры не могут - нет отношений. Тем более важным оказываются посредничество и знания Москвы.

Итак, попробуем найти логику. Наших сегодняшних экспертов мы нашли: в Саудовской Аравии - помощника президента Асламбека Аслаханова, на Российско-Арабском деловом совете - Евгения Примакова, Сергея Караганова и Константина Косачева - в Подмосковье, на ежегодной Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике.

Из доклада Совета по внешней и оборонной политике: "Иран стремится обзавестись ядерным оружием. Рано или поздно он его получит. Для России эти последствия не станут катастрофическими до тех пор, пока иранский режим будет стабильным". Но "существует опасность, что ядерный Иран может превратиться в экспансионистское государство".

Что имеется в виду? В отличие от соседних стран большинство в Иране - не арабы, а персы. Мусульмане, но не сунниты, а шииты. Шииты массово живут в соседних Азербайджане, Афганистане, Саудовской Аравии и - главное - в Ираке. Именно от Ирана Ирак сейчас и зависит.

В Ираке в эти дни взорвали шиитскую святыню, мечеть в Самарре. Началась такая мобилизация оскорбленных, что это выглядит уже как начало полномасштабной гражданской войны. И пусть даже в Иране кивают на сионистов, убивают друг друга все-таки мусульмане. Но если кто и решит остановить контрнаступление шиитов, то не нынешнее руководство Ирака. Если кто и ответит созданием ядерной бомбы - то богатая Саудовская Аравия - страна своеобразная не только в силу официального ваххабизма.

На фоне промышленных гигантов - потомок кочевников и его гарем. Генетическая память зовет их на край пустыни - так расслабляются.

Золотая клетка средневековья. Впрочем, не такая уже и золотая. Статистику не обманешь, и сейчас жизнь даже в таких недавно процветавших странах, как Саудовская Аравия, напоминает, ну, не колониальные времена, конечно, но что ли доиндустриальные. За последние 20 лет доходы на душу населения в Саудовской Аравии упали в 4 раза.

Никакого секрета тут нет. Понятно, что цены на нефть в основном все-таки не росли, а падали. Но за это же время в 3 раза увеличилось количество молодых людей. Не эти ли молодые люди и устроили последний теракт на саудовской "нефтянке"? И даже если воинствующий исламизм, как и коммунизм, - не обязательно удел обездоленных, скорее, наоборот - страсть элитарная, Садовская Аравия - уже не тот оплот стабильности, который мог противопоставить себя раньше Саддаму, а теперь - Ирану.

После 11 сентября, когда среди террористов оказалось столько саудовцев, саудиты ищут новые точки опоры. Характерно, что именно они второй год принимают Российско-Арабский деловой совет. Наших женщин на нем уже не сажают за ширму, но все еще просят облачаться в черные "абайи". Но арабский рынок тянет. Куда как не сюда ТПП может привезти не нефтяников и газовиков, а ювелиров, гидротехников, электронщиков - то есть и другие отрасли.

Во главе российской делегации - именитый чеченец, политик Асламбек Аслаханов, от которого в Эр-Рияде местные власть придержащие услышали разъяснения по переговорам России с ХАМАСом. С одной стороны, Россия сейчас оказывается единственным участником квартета, который может вести переговоры с ХАМАСом, и ведет. С другой стороны, у России есть террористы на Северном Кавказе, которых она называет террористами и с ними переговоры не ведет. Асламбек Аслаханов говорит на это следующее: "Позиция России - в Америке, Израиле и во многих, в подавляющем большинстве государств такова, что она вообще не ведет никогда переговоры с террористами. В данном случае в Москву приглашаются не террористы, а депутаты парламента Палестины, который избран народом. Это две разные вещи".

А в это время в Москве действительно ждали делегацию ХАМАСа. Забегая вперед, скажем, что если в странах "квартета" решение Москвы принять такую делегацию и критиковали, то не правительства. Примечательно, как в Вашингтоне сказали, что именно Москва наконец "лицо в лицо" передала послание всего международного "квартета". "Это, прежде всего, необходимость приверженности всем имеющимся договоренностям в мирном процессе. Необходимость признания права на существование в качестве партнера на переговорах. Это необходимость отказа от вооруженных методов решения политических вопросов", - объясняет министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Но что же в Москве от ХАМАСа услышали в ответ? Если и "да", то с еще какими условиями. "Если Израиль официально объявит о готовности возвращения в границы 1967 года и возвращении палестинских беженцев, разрушении разделительной стены, освобождении всех арестованных палестинцев, наше движение предпримет шаги в направлении движения к миру", - говорит руководитель Политбюро движения ХАМАС Халед Машааль.

И вновь от арабских пальм - к подмосковным елочкам. Даже и в России реакция двоякая. "Сейчас, когда мы пошли на такого рода переговоры, особенно, с ХАМАСом, мы сделали вид, что мы сильнее, чем мы есть. Это правильно, - убежден председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ Сергей Караганов. - Но я боюсь, что это чрезмерно рискованная операция".

А вот член Совета по внешней и оборонной политике РФ, бывший министр иностранных дел РФ в 1996-1998 годах Евгений Примаков считает, что важно для начала установить контакт. А признание ХАМАСом Израиля - это вообще "конечная остановка" - еще когда-нибудь. "Во-первых, не надо ожидать от переговоров сразу же каких-то быстрых прорывов. Этого никогда не бывает во время переговоров. Это очень редко бывает, - отмечает он. - Но переговоры сами по себе всегда полезные. Особенно, если вы имеете отношение какое-то или развиваете связи, развиваете контакты с организацией, которые реально существуют, которые являются реальным руководителем на территории палестинской. Как же с ними говорить?"

Характерно, кто в Москве говорил с вроде как парламентариями из ХАМАСа. Говорил МИД, говорили и вместе с ними молились духовные лидеры российских мусульман, а если говорили парламентарии - то в своем "параллельном качестве". Сенатор Маргелов, например, - как председатель Совета Российского общественного общества солидарности с народами Азии и Африки. Почему так - объясняет коллега из нижней палаты парламента, председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам, член Совета по внешней и оборонной политике Константин Косачев: "Если ХАМАС будет прогрессировать как политическая организация, если ХАМАС будет выходить на более сбалансированные идеологические позиции, безусловно, наступит время и для политических контактов. Но пока это время еще не наступило".

Евгений Примаков добавляет: "Дальше ХАМАС будет эволюционировать. Я в этом уверен. ХАМАС уже сейчас занимает те позиции, которые он не занимал раньше. Он уже не отрицает возможность мирных переговоров. Уже он не говорит о том, что он будет возобновлять какие-то действия против мирного населения. Это уже подвижки. Это уже серьезный вклад, так сказать, в движение. Ведь возьмите организацию "Освобождение Палестины", она далеко не сразу пришла. Потребовалось время. Сейчас, очевидно, такого времени история не дает уже. Но я думаю, что ХАМАС пройдет этот путь гораздо быстрее, чем организация "Освобождение Палестины".

А в это время в Израиле - своя драма. Накануне тысячи арабов, жителей Назарета, провели демонстрацию протеста в связи с осквернением церкви Благовещения. В пятницу израильская семья забросала прихожан петардами. На субботней демонстрации арабы кричали: "Нас называют террористами, но они - сами террористы!" Это - лишняя иллюстрация, как сейчас, в канун своих выборов, напряжены отношения в самом еврейском государстве.

В канун выборов наследник парализованного Шарона, исполняющий обязанности премьера Эхуд Ольмерт, в противовес "квартету" и сам идет на ревизию "дорожных карт" и было порицал Россию за переговоры с ХАМАСом. Он занял более спокойную позицию после созвонов с Москвой, но его, конечно, будет подталкивать оппозиция. "Я считаю, что господин Путин совершил ошибку, пригласив ХАМАС в Москву. Когда мы разговаривали с ним в 2000 году, он сказал, что не видит разницы между теми безвинными людьми, которые погибают от рук чеченских террористов в Москве, и теми безвинными, что гибнут от рук террористов в Иерусалиме", - отмечает председатель партии "Ликуд" Биньямин Нетаньяху.

"Дай Бог, чтобы это была предвыборная история, - говорит Евгений Примаков. - Я очень опасаюсь того, что это окончательная, так сказать, линия, которой будет придерживаться сейчас Израиль".

Тем временем еще одной предвыборной темой в Израиле стала Американская киноакадемия, которая допустила в финал "Оскара" палестинский фильм о террористах-смертниках "Рай сейчас". Фильм основан на реальной жизни. Совершенно недопустимыми способами, но ХАМАС стал силой, с которой нельзя не считаться. Как и Иран, он пошел по сценарию выторговывания для себя форы по времени. И если и попал в цейтнот, то только с этим фильмом.

Но это - заботы не ХАМАСа, а Израиля. На политической площадке ХАМАС время как раз себе выторговал. По причине чего сегодня его делегация не спешила покинуть Москву, а совершала экскурсия по музеям Московского Кремля. Цейтнот для Ирана серьезнее: в понедельник - сбор МАГАТЭ. Так что по итогам недели получается, что у ХАМАСа время еще есть, у Ирана - уже почти нет.


05.03.2006

Сергей Брилев

http://www.vesti7.ru/archive/news?id=8243


Док. 364946
Перв. публик.: 05.03.06
Последн. ред.: 04.09.07
Число обращений: 591

  • Примаков Евгений Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``