В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Ярыгин: врач - одна из самых сложных и ответственных профессий. Назад
Владимир Ярыгин: врач - одна из самых сложных и ответственных профессий.
Досье
Ярыгин Владимир Никитич,
академик РАМН, профессор, ректор Российского государственного медицинского университета Н.И. Пирогова

Ярыгин Владимир Никитич родился 10 января 1942 года, окончил 2-ой Московский ордена Ленина государственный медицинский институт им. Н. И. Пирогова в 1964 году. В 1966 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме "О феномене многоядерности нервных клеток". В 1974 г. защитил докторскую диссертацию: "Экспериментальный анализ цитологических проявлений компенсаторной реакции нейрона". Область научных интересов - нейротрансплантология, биология продолжительности жизни, клеточные и клеточно-популяционные механизмы развития, функционирования, старения и пластичности нервной системы.
С 1984 года работает в должности ректора Российского государственного медицинского Университета, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор.
Вся трудовая деятельность В. Н. Ярыгина неразрывно связана со 2-ым Московским ордена Ленина государственным медицинским институтом им. Н. И. Пирогова (с 1991 года - Российским государственным медицинским Университетом): с 1964 года после окончания института он работает, ассистентом, старшим научным сотрудником, доцентом, заведующим кафедрой биологии, проректором, ректором РГМУ.
Под руководством В. Н. Ярыгина в ВУЗе сложились и успешно развиваются научно-педагогические школы в области фундаментальной и практической медицины общенационального и международного ранга. За последние 5 лет в РГМУ открыты 3 новых факультета, отвечающих наиболее острым кадровым запросам практической медицины по подготовке врачей.
Доктор медицинских наук, академик РАМН, профессор В. Н. Ярыгин, возглавляя около 25 лет кафедру биологии университета, является инициатором и соавтором трех учебников, но названной дисциплине, отмеченных премией Правительства России в области образования (под его руководством подготовлены учебные пособия по биологии для студентов медицинских вузов и учащихся средних медицинских учебных заведений.), автором около 200 научных работ, 2 монографий, 9 изобретений. В.Н.Ярыгин является руководителем 11 докторских и 28 кандидатских диссертаций.
Академик В. Н. Ярыгин - эксперт Всемирной организации здравоохранения по вопросам медицинского образования, член Бюро Ученого медицинского совета МЗ РФ, член Аттестационной комиссии Министерства образования РФ, президент Российского медицинского общества, главный редактор журнала "Бюллетень экспериментальной биологии и медицины", член редколлегий журналов "Онтогенез", "Вестник Российского государственного медицинского университета". Принимает активное участие в работе Оргкомитета конгресса "Человек и лекарство".
С 1998 г. является членом научно-редакционного совета Регистра лекарственных средств России.
За успешную трудовую деятельность В. Н. Ярыгин награжден орденом "Знак Почета" и медалью "В память 850-летия Москвы".

- Владимир Никитич, вопреки всему у молодежи, желающей учиться, интерес к медицинским вузам не падает, и конкурс к вам в Университет все эти годы остается стабильно высоким. Как вы думаете, почему нелегкая профессия врача так привлекает молодежь?
- Да, врач - одна из самых сложных и ответственных профессий. Ее привлекательность, тем не менее, однозначна. И секрет этой привлекательности, прежде всего, в том, что в работе врача присутствует зримая, ощутимая возможность быть полезным людям в тяжелые моменты их жизни. Болезнь, несчастный случай, природные катаклизмы... И первыми на помощь приходят врачи. Или взять другую сторону - появление человека на свет. Именно врачи следят за состоянием будущих мам, принимают роды, помогают младенцам адаптироваться в этом мире, способствуют становлению юного организма, словом, сохраняют будущее здоровье народа. А разве менее важно здоровье людей пожилых? И здесь врачи - всегда рядом. Думаю также, что врачу внутренне импонирует, что он по своему профессиональному статусу ближе к человеку, чем кто-либо иной... И еще - особое чувство ответственности и осознания собственного места в жизни людей: решение принимаешь ты. Нет сомнений, что врач - одна из самых нужных, благородных и вечных профессий.
- Вам, как ректору лучше других известно, каков авторитет Российского государственного медицинского университета, который до сих пор совершенно оправданно ассоциируют со старым названием - 2-й Московский медицинский институт имени Н. И. Пирогова, среди тех, кто хочет посвятить себя медицине?
- Что ж, авторитет этот был и остается очень высоким. У нас конкурс традиционно находится на уровне 3-5 человек на место. Довольно серьезный и устойчивый средний проходной балл. Немалый удельный вес среди абитуриентов составляют обладатели золотых и серебряных школьных медалей. В последнее время все больше появляется медико-биологических классов в школах и лицеях. Объясняется это тем, что наш университет имеет давнюю историю и прекрасные традиции: мы, как известно, ведем отсчет своих лет с 1906 года, когда был образован медицинский факультет Московских высших женских курсов. У истоков нашего университета стояли выдающиеся личности - С. А. Чаплыгин, М. Н. Шатерников, И. Ф. Огнев, Ф. А. Рейн, С. И. Спасокукоцкий, А. Н. Бакулев, П. Е. Лукомский, Н. К. Боголепов, М. П. Кончаловский, Е. К. Сепп, А. Ф. Билибин, А. А. Кисель, В. М. Смольянинов, Н.Ф.Гамалея, И. В. Давыдовский, Е. И. Марциновский, В. А. Обух и многие другие. И то, что было заложено великими учителями, развивают и совершенствуют их замечательные ученики. Сегодня в РГМУ работает большой отряд академиков РАН, РАМН, РАЕН, а также десяти других академий, в том числе зарубежных, например, Нью-Йоркской и Немецкой академий наук. Среди них - В. В. Куприянов, Н. И. Нисевич, В. С. Савельев, Г. М. Савельева, Ю. А. Владимиров, О. В. Волкова, А. Г. Чучалин, П. В. Сергеев, В. А. Таболин, Ю. Ф. Исаков, М. Я. Студеникин...
- Каков состав преподавателей в РГМУ?
- В РГМУ преподают, проводят научные исследования 326 докторов и 937 кандидатов наук. Это - специалисты с большим опытом работы в вузе, в клинике. У них есть, чему поучиться, чтобы самому стать отличным специалистом. Кроме того, у нас богатая библиотека, где можно почитать новинки медицинских издательств, порыться в архивах... Тот, кто захочет с первых шагов приобщиться к исследовательской работе, лучше узнать ту или иную специальность, придет в студенческий научный кружок: такие кружки действуют практически при каждой кафедре университета.
- Как строится обучение в РГМУ?
- В первую очередь, это зависит от факультета, где готовят будущих врачей. У нас их - три: лечебный, педиатрический, медико-биологический. Уже в названиях заложена и разница между ними. На лечебном готовят врачей-лечебников самой широкой специализации - более 50 профилей. Педиатрический - кузница детских врачей. И программа обучения здесь ярко отражает специфику данного факультета, особенно на старших курсах. Медико-биологический факультет дает возможность тем, кто любит не только медицину, но увлекается и современной аппаратурой, и смежными биологическими науками, удовлетворить свои профессиональные интересы. Это особенно понятно из названий отделений МБФ: биохимия, биофизика, медицинская кибернетика. Тем, кому посчастливится поступить в РГМУ, надо готовиться к долгой учебе: шесть лет до диплома, два года - ординатура, а если вы захотите что-то сделать в медицинской науке, то еще и аспирантура.
- Владимир Никитич, расскажите немного о технической базе РГМУ, о материальной части обучения.
- Наш университет насчитывает более ста кафедр. Мы располагаем 82 клиническими базами, включая 20 поликлиник, с коечным фондом в 19 700 мест. Эти базы оснащены современным диагностическим, лечебным и лабораторным оборудованием, с которым наши студенты знакомятся во время занятий и в ходе практики.
- Какие формы обучения существуют сейчас в РГМУ? Речь идет о финансовой стороне вопроса.
- Значительная часть тех, кто поступает к нам, учится в РГМУ бесплатно и даже получает стипендию. Причем размеры стипендии и качество учебы тесно связаны: чем выше качество тем, соответственно, выше и стипендия. Но, наряду с традиционной появились и другие формы обучения, в том числе, платные, на контрактной основе.
- Существует ли и теперь государственное распределение? Где работают выпускники РГМУ? И вообще - трудно ли устроиться на работу после окончания этого университета?
- Последние годы как такового распределения не предусмотрено. Но мы не "бросаем" своих питомцев "на произвол судьбы". В РГМУ есть комиссия по содействию в трудоустройстве выпускников. А поскольку наш университет пользуется уважением, то и его выпускники пользуются спросом. Наиболее емкими "потребителями" наших выпускников являются Москва и Московская область. Обладателями дипломов РГМУ всегда интересуются: нам присылают заявки Российская академий наук, Российская академия медицинских наук, ведущие научно-исследовательские институты и центры, в том числе, и Медицинский центр при Президенте Российской Федерации, лучшие клиники столицы. Многие выпускники остаются работать в родном университете. А целевые студенты, безусловно, после окончания РГМУ возвращаются на работу в те места, откуда они к нам приехали. Конечно, думать о будущем надо заранее: если студент хочет устроиться на работу в определенное место, на конкретную кафедру или в клинику, то уже во время учебы следует стараться проявить себя так, чтобы именно эта кафедра или клиника дала бы данному студенту рекомендацию, запрос. Здесь учитываются и качество учебы, и активность, и надежность, и ум, и оперативность, словом, немало разных сторон личности, которые важны для работы в коллективе по той или иной специальности.
- Допустим, абитуриент принял решение поступать в РГМУ. Его волнует вопрос: а хватит ли школьных знаний или все-таки в экзаменационных билетах на вступительных испытаниях таятся какие-то особенные "вопросики"?..
- Объем информации, которая включена в билеты на вступительных экзаменах, подразумевает полное соответствие тому, что дает школьная программа. Другое дело, что не все, учась в школе, уделяют достаточное внимание тому, что, образно говоря, написано мелким шрифтом, выделено в сноски и так далее. А потому - совет: штудировать учебники более пристально, не пропускать ни одного примера, задачки, вопроса, примечания, пытаться не только заучить, но и понять материал, и тогда вас будет трудно застать врасплох.
- Для тех, кто поступил в РГМУ на тот или иной факультет, в ходе учебы может вдруг выясниться, что выбор был не совсем верный и факультет хорошо бы поменять... Как быть?
- Безусловно, в жизни чего только не случается. Но такое желание - поменять факультет - скорее воспринимается как легкомыслие, отсутствие достаточно взрослого, продуманного подхода к решениям, которые вы сами же и принимаете. Поэтому лучше сто раз все взвесить до поступления в вуз, чем позже "скакать" с места на место. Так что думайте, взвешивайте, тем более, что "информацию к размышлению" вы получили в достаточном количестве. И - удачи вам, студенты!


Среди, в общем-то, небольшого числа задач, стремление решить которые пронизывает всю историю человечества, есть и задача избавить людей от недугов.
От волшебства и таинств, через использование лекарственных средств природного происхождения к высокой лечебно-диагностической технологии рубежа второго и третьего тысячелетий, от установки на лечение отдельных болезней к осознанию необходимости активно сохранять, преумножать и воспроизводить здоровье - таков путь медицинского знания, предоставляемого сейчас человеку, выбравшему врачебную профессию.
И этот путь, которым идет био- и социомедицинская наука, не завершен. Образование, профессиональное и нравственное совершенствование - прерогатива и удел врача.

В канун конференции 2003-2004 учебного года ректор РГМУ акад. РАМН проф. В.Н.Ярыгин и проректор по научной работе чл.-кор. РАМН проф В.В.Банин рассказали нам об университете и научно-студенческих движениях.
- Уважаемый Владимир Никитич, изменилось ли число студентов, занимающихся научными исследованиями, и какие направления стали приоритетными?
- Есть формальные показатели, которые говорят, что раннее приобщение к научно-исследовательской работе сейчас демонстрирует уровень не ниже, чем в наиболее активные времена советского периода. Но произошло некоторое перераспределение интересов: раньше была престижна научно-исследовательская работа на кафедрах фундаментальных, кафедрах медико-биологического факультета, а сегодня акцент больше на клинические кафедры. Возможно, это вызвано желанием чуть раньше начать движение по своей специальности, чтобы потом продолжить своё обучение в ординатуре и аспирантуре. Причем, молодые коллеги в полной мере осознали - для того чтобы реализовать этот путь им необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, как можно лучше показать себя в работе на кафедре, во-вторых, продемонстрировать нормальные человеческие качества и проявить себя в рамках мероприятий студенческого научного общества.
- Традиция проведения Пироговской студенческой научной конференции в университете возобновилась после длительного перерыва. А как она проводилась в ваши студенческие годы?
- Формально-организационно это проходило так же. Были секционные заседания, потом происходило пленарное заседание, где каждая секция была представлена одним или двумя докладами. Естественно были призы, были грамоты, было очень активное участие профессорско-преподавательского состава.
- Ваши пожелания участникам предстоящей конференции
- Найти себя, а найдя, потом уже не потерять
- Уважаемый Виктор Васильевич, изменился ли уровень подготовки студентов с точки зрения научного потенциала?
- В целом, конечно, изменился и качественно и количественно. Немаловажной чертой является поляризация студентов - появился контингент молодых людей, которые вообще не интересуются наукой, но есть категория, представители которой очень интенсивно, с четким знанием возможных перспектив профессионального роста, занимаются научными исследованиями.
Наука - вещь сама по себе очень привлекательная. Для людей, которых интересует, что-то новое, которые хотят реализовать себя, наука может быть главным делом. Здесь человек, больше чем где-либо, может осознать, что он собой представляет, на что он способен. Это как в спорте, но если там речь идет о реализации своих физических возможностей, то здесь - возможность максимально выявить свой интеллектуальный потенциал. Научная деятельность учит человека работать, организует его, это важно и нужно в любой сфере деятельности. В последние годы заметно вырос интерес к занятиям научными исследованиями и в получении необходимых степеней и званий.
- В чем на ваш взгляд основной смысл Пироговской конференции?
- Пожалуй, самое главное это то, что данная конференция стала традиционной. И если говорить о хороших традициях, то она принадлежат к их числу. Появился мощный стимул для молодого человека, занимающегося научной работой, выступить и рассказать другим, чем он занимается, получить соответствующую оценку от заинтересованных людей. Мы уверены, что университет будет следить за судьбой своих питомцев, помогать им и тем самым обогащать наш коллектив новыми талантливыми людьми. Кроме того, очень радует расширение географии участников, рост числа регионов и городов - особенно университетских. Это позволяет получить представление о важнейших тенденциях развития "молодой" науки у нас в стране. Конференция должна сохранить свой высокий уровень, не став при этом рутинным мероприятием. И, конечно, нужно искать новые формы научной работы, организации и проведения конференции.
- На Западе научные конференции подчас рассматриваются молодыми учеными как возможность познакомиться с потенциальным работодателем, наладить практические связи. Считаете ли вы, что участие в данной конференции может помочь нашим студентам и молодым специалистам сориентироваться профессионально?
- Обязательно. Именно поэтому мы так много внимания и уделяем проведению Пироговской конференции. Сегодня все более активно обсуждается среди профессорско-преподавательского состава и в правительственных инстанциях необходимость работать со студенческой молодежью, вовлекать её в практическую работу с помощью Студенческих научных обществ. Да и сами студенты получают больше возможностей для включения в выбранный ими род деятельности, меньше времени уходит на "раскачку", приобретение навыков. Очень важно участвовать в различных семинарах, конференциях, которые помогают молодым людям обнаружить свои возможности как врача или как ученого.
- Ваши пожелания участникам предстоящей конференции
- Успеха, только успеха и конечно, новых друзей - соратников.

Год две тысячи шестой знаменательный: в этом году РГМУ переступит вековой рубеж своей истории. Хорошим подарком Университету стал выход X-й Всероссийской Пироговской студенческой научной медицинской конференции на новый, международный уровень!

А как всё начиналось? Еще в далеком 1935 году на кафедрах изолированно работало около 20 студенческих научных кружков. Ребята почувствовали необходимость в обмене научно-исследовательским опытом и объединились в СНО. Уже через год стали регулярно проводиться итоговые научные сессии, которым с октября 1965 года присвоено официальное название Пироговская студенческая научная конференция, которую сами же студенты ласково нарекли "Пироговкой".

За годы работы СНО тысячам выпускникам нашего ВУЗа "Пироговка" привила нешаблонное мышление, что при глубокой теоретической и отличной клинической подготовке всегда выгодно отличало выпускников Второго Меда.

50-60-е годы, во времена расцвета студенческой научной мысли, в Совет СНО входили такие будущие светила медицинской науки, в то время просто студенты, как академик РАМН, профессор В.А.Таболин, академик РАМН, профессор В.С.Савельев, член-корреспондент РАМН, профессор М.Р.Богомильский и др.

В 80-е годы длительное время председателем СНО был А.С.Акопян, ныне доктор медицинских наук, основатель и Генеральный директор Центра репродукции человека и планирования семьи МЗ РФ. Научным руководителем СНО в те годы был выдающийся ученый, академик РАМН, профессор А.Г.Чучалин. А.С.Акопяном, академиком РАМН А.Г.Чучалиным, Н.Н.Костюковым под редакцией академика РАМН, профессора Е.И.Гусева впервые в России (в 1987 г.) было разработано Положение о Студенческом научном обществе, которым позже руководствовались и другие ВУЗы России?

РГМУ всегда занимал и продолжает занимать лидирующие позиции в медицине. Но не все для нашего Университета давалось легко: государственный кризис 90-х годов прошлого века печальным образом отразился и на жизни СНО, и на "Пироговке". И только благодаря самоотверженной работе студентов и всесторонней поддержке, иногда даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях, ректора РГМУ академика РАМН, проф. В.Н.Ярыгина, чл.-кор. РАМН, проф. В.В.Банина и проф. А.С. Мелентьева в 1997 году, после продолжительного перерыва СНО возобновило свою работу, вновь стали проводиться ежегодные Пироговские научные конференции, которые с 2005 г получили статус международных.

С каждым годом представительство студентов на "Пироговке" только увеличивалось, расширялась география конференции. Ежегодно наши студенты с честью отстаивают положение хозяев, еще в 2001 году мы удостоились 19 призовых мест, в 2005- уже 37.

Год от года растет и конкурс на участие в нашей "домашней" конференции. В нынешнем, две тысячи шестом году было подано около одной тысячи заявок, и только немногим больше двухсот авторов удостоились защищать свои работы в нашем alma mater. На первой международной Пироговской студенческой научной медицинской конференции примут участие студенты из России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, а так же Польши, Словакии и Литвы, из 96 городов, представляющих 44 ВУЗа из шести стран. Мы вправе рассчитывать на повторение успеха прошлых лет, ведь самое большое количество студентов будет от нашего Университета, выступающих во всех 8 секциях. Возможно, именно на этой конференции зажжется еще одна свеча, которая осветит будущее медицины новыми открытиями, новыми подходами, новыми возможностями. Мы от всей души желаем нашим коллегам успеха и достижения новых высот и надеемся на отличное выступление студентов РГМУ.

Уже в течение десяти лет Всероссийская Пироговская студенческая научная медицинская конференция проводится в стенах Российского государственного медицинского университета и в этом году посвящена его100-летию.
Она получила статус международной и возможность выступить появилась у студентов не только из разных городов России, стран СНГ и ближнего зарубежья, но и из Польши и Германии. 16 марта, чтобы представить свои доклады, в Москву приехали студенты из почти 100 городов.Конференция собрала ведущих ученых, практикующих врачей, лучших представителей студенчества.
С приветственным словом к собравшимся обратился ректор РГМУ В.Н. Ярыгин. Он выразил уверенность в том, что юбилейная конференция пройдет в атмосфере тесного научного сотрудничества, будет способствовать сохранению и преумножению замечательных традиций отечественного здравоохранения, повышению качества высшего медицинского образования в Российской Федерации, рассмотрит актуальные вопросы развития российской науки.
После приветствия, докладчики, слушатели и члены жюри, не теряя времени, разошлись по залам заседания, ведь повестка дня была очень насыщенная. В рамках конференции проводится восемь секций.
Такое разделение по различным направлениям современной медицины обеспечивает более объективную оценку работ, а так же позволяет выступить студентам на медицинской конференции с работами по медико-биологическим проблемам, аспектам организации здравоохранения, психиатрии и клинической психологии. Работы по проблемам, встающим перед лечащим врачом в клинике, представлены на секциях: акушерство и гинекология,внутренние болезни и хирургия. Особенности детских болезней обсуждаются на секции педиатрии и детской хирургии.
На конференции студенты могут принять участие в форме устного или стендового доклада, либо только в форме публикации тезисов. С каждым годом количество заявок на участие в конференции увеличивается. В 2005 году было опубликовано около 500 тезисов, в этом году более 900. Отметим так же, что с расширением конференции возрастает и уровень работ. Работы для устных и стендовых выступлений отбирает научный комитет из ведущих специалистов страны в области медицинской науки.
Очень интересная атмосфера царила в залах, где проходило слушание студенческих работ. Молодые докладчики, занявшие профессорские кафедры на 20-30 минут делали сообщения на очень высоком профессиональном уровне, приковывая внимание громадной аудитории. Научные работы были выполнены на передовых научных базах России, темы сообщений были чрезвычайно актуальны. После каждого доклада участник рассказывал о ходе работы, о своем личном участии в исследовании.

http://www.medicus.ru/?cont=article&art_id=5085

http://rsmu.ru/


Док. 364808
Перв. публик.: 31.10.06
Последн. ред.: 04.09.07
Число обращений: 442

  • Ярыгин Владимир Никитович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``